Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Войсковицкая средняя общеобразовательная школа N 1":
от Заказчика - Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Сергеева Р.В., извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 10059 от 20.08.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку мебели для нужд МБОУ "Войсковицкая СОШ N 1".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 313 195,30 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов жалобы, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки и инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Требования к значениям показателей, позволяющим определить соответствие товара, установлены Заказчиком в техническом задании (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) размещена отдельным файлом.
В четвёртом доводе жалобы Заявитель указывает, что по позиции N 16 "Кресло для ученика" показатель "Форма подлокотника должна быть" представлен двумя значениями: "Рондо" и "либо аналог".
Комиссией установлено, что согласно Инструкции
"Также участнику закупок следует исключить слова "эквивалент", "аналог", чтобы не допускать разночтение или двоякое толкование.
В случае установления в столбце N7 вариантов значений показателя, где варианты значений представлены в виде чисел (или буквенных выражений, обозначающих числовые значения) с использованием союза "или" или "либо", это означает, что потребностям Заказчика удовлетворяет любой из вариантов таких значений, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя.
В случае использования в документации (при указании значений показателей) знаков препинания, предлогов, слов, словосочетаний, символов, выражений, не оговоренных настоящей инструкцией, следует отнести данный тип значений к неизменяемым и указать в заявке строго в редакции, изложенной в аукционной документации".
На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод, что Инструкция предписывает удалить слово "аналог", однако при этом к требованию "Рондо" либо аналог" нельзя применить положение Инструкции, описывающее союз "либо", так как значения не являются числовыми, но и оставлять показатель без изменения тоже некорректно, так как фактически сам союз "либо" в Инструкции оговорен.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств, опровергающих доводы Заявителя. Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По шестому доводу жалобы Комиссией установлено следующее. Согласно Приложению:
N |
Товары (работы, услуги) |
Ед. |
Кол-во |
Код ОКПД2/ КТРУ |
Характеристика |
Дополнительная характеристика* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4 |
Стол ученический тип 2 |
шт. |
20 |
31.01.12.122-00000006 |
Ростовая группа: 2,3,4,5,6 |
Высота конструкции должна быть не менее 640 мм - меньше 770 мм, что будет соответствовать группам роста 4-6. |
В соответствии с положениями Инструкции:
"Характеристики товаров, установленные в столбце N6, участник указывает в своей заявке без изменения.
Сведения о значении показателя группы роста, независимо от установленных к нему требований, указываются в заявке без изменения.
В случае указания в заявке на участие в аукционе несоответствующих (противоречащих) друг другу сведений, это расценивается аукционной комиссией как несоответствие требованиям, установленным настоящей документацией об электронном аукционе, и признается как предоставление недостоверной информации".
На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод, что Инструкция противоречащие друг другу положения, не позволяющие потенциальным участникам закупки указать достоверные сведения в составе первой части заявки.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств, опровергающих доводы Заявителя. Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По остальным доводам жалобы Заявителем не представлено в материалы дела доказательств наличия в аукционной документации противоречий, не позволяющих подготовить заявку и принять участие в электронном аукционе.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников закупки, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления Заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
Комиссией установлено, что согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, Заявитель направил запрос на разъяснение положений документации, ответ на который размещен Заказчиком 23.08.2021 NРД1 со следующим содержанием:
"N запроса 984657
Запрос поступил: 19.08.2021 17:58
1) Согласно Инструкции:
В случае установления в столбце N7 требований одновременно и к минимальному, и к максимальному значению показателя товара вида "от X до Y" участник закупки должен указать в своей заявке два конкретных значение показателя через знак "-", в рамках установленного диапазона значений, без использования предлогов, при этом нижняя граница значения не может быть равна его верхней границе.
Вопросы:
1.1) При указании конкретных значений "в рамках установленного диапазона значений" допускается ли указывать крайние значения, X и Y?
Ответ:
Согласно Инструкции: В случае установления в столбце N7 требования к минимальному значению показателя товара с использованием слов: "более", "больше", "минимум", предлога: "от", символа: ">", выражения: "не ", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное минимальное значения показателя товара, без использования вышеуказанных слов/ символов/ предлогов/ выражений. В случае установления в столбце N7 требования к максимальному значению показателя товара с использованием слов: "меньше", "максимально", предлога: "до", символа "<", выражения "не
", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, не равное и не превышающее установленное максимальное значение показателя товара, без использования вышеуказанных слов/ символов/ предлогов/ выражений.
Соответственно, X и Y не могут быть включены в допустимый диапазон значений.
1.2) "Два конкретных значения показателя через знак "-" являются диапазонным значением показателя? Или же Вам требуется именно указание двух конкретных значений, к указанию которых Вы устанавливаете требование к оформлению?
Ответ:
Два конкретных значения, указанные через знак "-", являются нижней и верхней границей диапазона.
2) Согласно требованиям к товару N34 "Кресло тип 2":
Верхняя часть чехла, которая будет являться подголовником, выполнена из искусственной кожи, остальная часть - из сетчатой ткани либо ткани-сетки.
Вопросы:
2.1) В чём заключается принципиальное различие между "сетчатой тканью" и "тканью-сеткой"?
Ответ:
"Сетчатая ткань" и "ткань-сетка" - это ткань с ячеистой структурой, нити которой переплетены таким образом, что образуют между собой пустые пространства. Основное отличие между "сетчатой тканью" и "тканью-сеткой" в размере образуемых между нитями пустыми пространствами.
2.2) Согласно инструкции:
В случае установления в столбце N7 вариантов значений показателя, где варианты значений представлены в виде чисел (или буквенных выражений, обозначающих числовые значения) с использованием союза "или" или "либо", это означает, что потребностям Заказчика удовлетворяет любой из вариантов таких значений, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя.
В случае использования в документации (при указании значений показателей) знаков препинания, предлогов, слов, словосочетаний, символов, выражений, не оговоренных настоящей инструкцией, следует отнести данный тип значений к неизменяемым и указать в заявке строго в редакции, изложенной в аукционной документации.
Как следует заполнять данный показатель, если пункт, касающийся союза "либо" к нему не относится (не числовые варианты значений), но и пункт про не оговоренные слова тоже применить нельзя, так как союз "либо" в инструкции оговорен?
Ответ:
Требования инструкции установлены к вариантам значений показателя, с использованием союза "либо", только в случае установки его между вариантами значений представленными в виде чисел (или буквенных выражений, обозначающих числовые значения). Иные случаи указания значений показателя, между которыми установлен союз "либо" в инструкции не указаны и относятся к неизменяемым значениям показателя.
3) Согласно требованиям к товару N18 "Шкаф":
Питание сети, В/Гц: 220/50.
Вопросы:
3.1) Согласно Инструкции:
В случае установления в столбце N7 вариантов значений показателя с применением знака "/" или ";", при условии, что перед ними не установлен знак ":", это означает, что потребностям Заказчика удовлетворяет любой из вариантов таких значений, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя.
В случае использования в документации (при указании значений показателей) знаков препинания, предлогов, слов, словосочетаний, символов, выражений, не оговоренных настоящей инструкцией, следует отнести данный тип значений к неизменяемым и указать в заявке строго в редакции, изложенной в аукционной документации.
Первый указанный пункт инструкции применять нельзя, так как перед вариантами стоит знак ":", однако и второй применять нельзя, так как знак "/" в инструкции описан.
Как следует заполнить данный показатель?
Требования инструкции установлены к вариантам значений показателя, с применением знака "/", только при условии, что перед ними не установлен знак ":". Иные случаи указания значений показателя, между которыми установлен знака "/" и перед ним установлен знак ":" в инструкции не указаны.
Ответ:
Значения, и установленные к ним единицы измерения, следует оставить в заявке без изменения.
2) Согласно Инструкции:
При установлении требований к одному показателю в разных единицах измерения, Участник закупки вправе указать все или выбрать одну из представленных единиц измерения.
При предоставлении сведений о значениях показателей товаров, участник закупки не вправе изменять наименования самих товаров и их показателей.
Можно ли считать приведенный показатель установлением требований в разных единицах измерения?
Если да, то выбрав одну единицу измерения, участник может указать и только одно числовое значение, относящееся к выбранной единице измерения?
Или участнику в любом случае следует оставлять обе единицы измерения без изменения, так как они относятся к наименованию показателя?
Ответ:
Значения, и установленные к ним единицы измерения, следует оставить в заявке без изменения.".
Комиссией также установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.08.2021 N0145300008921000288-1 на участие в электронном аукционе подано 7 заявок, все допущены, аукционной комиссией не принималось решение об отказе в допуске заявкам участников электронного аукциона в связи с некорректным предоставлением сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе по спорным показателям (характеристикам).
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сергеева Р.В. обоснованной части доводов N 4, 6.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленные нарушения повлияли на процедуру осуществления закупки.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 августа 2021 г. N 047/06/64-1908/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021