Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Гатчинская клиническая межрайонная больница", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Шалиной И.В., извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 10054 от 20.08.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса услуг по обеспечению работоспособности (с выполнением контроля технического состояния) и безопасной эксплуатации медицинской техники ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ" в 2021-2023 году.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 11.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 892 299,57 рубля.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Уполномоченного органа возражал против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что установленная Заказчиком начальная (максимальная) цена договора не соответствует обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта была определена и обоснована заказчиком в соответствии с пунктом 1 статьи при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона Заказчик установил начальную (минимальную) цену контракта в сумме 27 892 299 рублей 57 копеек.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что при подготовке Приложения N 2 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" к документации об электронном аукционе заказчиком допущена техническая ошибка (опечатка) и указано следующее: "За начальную (максимальную) цену контракта принято минимальное значение в сумме: 29 086 180,01 руб.". Данная техническая ошибка не влечет за собой фактического снижения НМЦК и не влияет на определение Исполнителя. В извещении и в аукционной документации указана верная НМЦК. Так же при пересчете Цены в Приложении N 2 по позициям НМЦК соответствует 27 892 299,57, как и указано в извещении и аукционной документации.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены избыточные требования к участникам закупки.
Согласно первому абзацу раздела Введения ГОСТ Р 57501-2017 Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок Настоящий стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (далее - ТЗ) для государственных закупок в части технического обслуживания (далее - ТО) медицинских изделий (далее - МИ).
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ P57501-2017 МИ: любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пункта 5.6.1 ГОСТ P 57501-2017 при составлении ТЗ должны быть выбраны необходимые виды работ из списка, приведенного ниже:
-периодическое ТО
-техническое диагностирование
-ремонт МИ
-внеплановое ТО
-обновление программного обеспечения и установка опций
-контроль технического состояния
-монтаж/демонтаж и накладка МИ
Согласно пункту 5.6.2.5 ГОСТ P 57501-2017 в подразделе, содержащим требования по обновлению программного обеспечения и установке опций для МИ из перечня МИ, подлежащих ТО, приводят указания на события, являющиеся предпосылками для проведения модернизации и обновления программного обеспечения. В том случае, если на момент составления ТЗ, указание таких событий по какой - либо причине невозможно, в подразделе приводят требования по проведению обновления программного обеспечения и установке опций в случае необходимости с указанием периодичности проведения работ или максимально возможного количества обновлений программного обеспечения и установки опций за выбранный календарный период (месяц, год, срок действия договора и тд). Указания приводят для каждого изделия из перечня МИ, подлежащих ТО, (или для групп МИ одного типа/марки/модели), программное обеспечение которого должно быть обновлено, и/или к которому должны быть установлены дополнительные опции. Обновление программного обеспечения и установка опций должны приводиться в рамках действующего регистрационного удостоверения на МИ.
В соответствии с частью 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) к объектам авторских прав относятся программы для электронно-вычислительных машин, которые охраняются как литературные произведения.
В силу положений статьи 1261 ГК РФ авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объективный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и поражаемые ею аудиовизуальные отображения.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ними средствами индивидуализации юридических лиц, товаров работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, среди прочего, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ)
В соответствии со статьей 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
В соответствии со статьей 1233 ГК РФ правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное.
Представитель Уполномоченного органа указал, что, учитывая вышеизложенное, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.
В силу части 1 статьи 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор)
Таким образом, в силу положений статей 1225-1233 ГК РФ, ПО на медицинские изделия, имеющиеся у Заказчика, является результатом интеллектуальной деятельности. Развитие, модернизация, обновление и внесение изменений в ПО на медицинские изделия возможно лишь автором такого объекта или же в силу надлежащего лицензионного соглашения (договора), в соответствии с которым такой организации будет предоставлено соответствующее право.
Представитель Уполномоченного органа указал, что Законом о контактной системе требования о наличии у участника закупки документа, подтверждающего обладание исключительными правами на программное обеспечение на медицинские изделия или действующего лицензионного договора с обладателем исключительных прав на указанное программное обеспечение, дающего исполнителю право использования программного обеспечения не регламентированы.
В соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки включает в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно положениям Закона о контрактной системе, приведенным выше, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Соответственно, указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик товара, поставляемого для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Содержащиеся в описании объекта закупки требования и характеристики к закупаемому товару необходимы для удовлетворения в полной мере его потребностей.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе при установлении требований аукционной документации.
По третьему доводу жалобы о наличии возможных противоречий аукционной документации Комиссией установлено следующее.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 3.2.19 проекта контракта Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком в случае возможного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств соисполнителями. Исполнитель обязан предоставить Заказчику информацию (в том числе сведения подтверждающие компетентность соисполнителя в соответствии с Описанием объекта закупки) обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также предоставить копию договора (договоров), заключённого с соисполнителем, заверенную Исполнителем. В случае привлечения Соисполнителей при обслуживании медицинской техники, являющейся источником ионизирующего излучения, наличие у Соисполнителя действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности): техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих). Привлечение соисполнителей не влечёт за собой изменения стоимости и объёмов услуг по Контракту.
Комиссией также установлено, что в пункте 13.7. проекте контракта указано, что ни одна из Сторон не имеет права передавать свои права и обязанности по настоящему Контракту третьим лицам.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, следовательно, наличие разночтений в информации указанной в извещении о проведении закупки и аукционной документации не допускается.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что в связи с тем, что в используемом типовом контракте возможность привлечения субподрядчика установлена не только в разделе 3, но и в разделе 13 "Иные положения". При подготовке Приложения N 3 "Проект контракта" к документации об электронном аукционе заказчиком допущена техническая ошибка, вследствие чего, пункт 13.7. проекта контракта не исключен, что повлекло за собой наличие положений, противоречащих друг другу.
Комиссией также установлено, что разделом 1 проекта контракта установлено, что в соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется оказать комплекс услуг по обеспечению работоспособности (с выполнением контроля технического состояния) и безопасной эксплуатации медицинской техники ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ" в 2021-2023 году (далее - Оборудование) (далее совместно - услуги) в соответствии с требованиями Описания объекта закупки и Спецификации (Приложение N 1 и N 2 к Контракту являющимся неотъемлемой его частью), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежаще оказанные услуги.
В соответствии с 2.2. проекта контракта перечень Оборудования, подлежащего обслуживанию и ремонту, технические требования, сроки и периодичность их выполнения указаны в Описании объекта закупки (приложение N1 к Контакту).
В описании объекта закупки Заказчика установлен общий срок оказания комплекса услуг: с даты заключения контракта в течение 24 месяцев.
В соответствии с разделом 5 описания объекта закупки комплекс услуг по обеспечению работоспособности и безопасной эксплуатации медицинской техники выполняется в соответствии с Приложениями N1, N1-1, N1-2, N1-3, N1-4, N1-5, N1-6 к ООЗ и Сводным календарным графиком оказания услуг.
Комиссией установлено, что периодичность оказания услуг устанавливается в Приложении N1 "Спецификации медицинской техники" и Приложении N2 "Сводный календарный график оказания услуг на 2021-2023 год" с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя (производителя), техническим состоянием и степенью износа МТ.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Шалиной И.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 августа 2021 г. N 047/06/64-1914/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021