Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ИП Сухачева Андрея Николаевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Истра (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "ЦЕНТР ЗАКУПОК" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на устройство электросетевого хозяйства, систем наружного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город" (извещение N 0848300048221000321 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вх. от 19.08.2021 N 33031-ИП/21) на действия Заказчика при проведении Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
В Управление поступил отзыв жалобы Заявителя (вх. от 20.08.2021 N 33435-ИП/21) на действия (бездействие) Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
В Управление поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части ненадлежащего установление положений Конкурсной документации.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 28.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 21 095 845,46 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 19.08.2021.
1. Согласно доводам обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), также условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в Приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
По мнению Заявителя, согласно Конкурсной документации, в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам Конкурса, предусмотрена поставка товаров "Светильники светодиодные", "Кабель силовой", "Провода самонесущие изолированные", включенные в Перечни, утвержденных Постановлением N 878 и Приказа N 126.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки являются "Устройство электросетевого хозяйства, систем наружного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город".
Пунктом 22 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать исключительно согласие участника открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в части не установления в Конкурсной документации ограничений и условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878 и Приказом 126н, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы обращения Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены требования о соответствии утратившему силу нормативному документу.
В Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Подрядчик должен предоставить в территориальную электросетевую организацию необходимые для оформления предоставления персоналу Подрядчика права работы в действующих электроустановках, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минтруда России N 328н от 24 июля 2013 года, в том числе командировочное предписание на персонал Подрядчика, направляемый для производства работ, а также копию документа (свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам)".
При этом, на заседании Комиссии установлено Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" утратили юридическую силу с 01.01.2021 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в проекте договора ненадлежащим образом установлено обеспечение исполнения контракта.
В проекте контракта установлено, в том числе следующее:
"9.1. Обеспечение исполнения Контракта устанавливается в размере 6 328 753.64 процентов начальной (максимальной) цены контракта.".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика части ненадлежащего установления обеспечения исполнения контракта вводят участников закупки в заблуждение и нарушают части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
4. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации предусмотрено выполнение работ, не включенных в сметный расчет.
В Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"Подрядчик после установки светового оборудования и монтажа системы управления и учета за свой счет обеспечивает измерения аккредитованной лабораторией светотехнических параметров всех участков по всей протяженности на соответствие требованиям ГОСТ Р 55839-2013.".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "Локальные сметы содержат раздел ПНР (пуско-наладочные работы), фиксирующий объем и стоимость указанных работ".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя является необоснованным.
5. Согласно доводам обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Пунктом 27(3) Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
1) В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия Квалификация по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" установлено, в том числе следующее:
"Комиссией будет оцениваться суммарный объём выполненных работ, исчисляемых в рублях успешно исполненных контрактов (договоров), сопоставимого характера.
Под работами сопоставимого характера понимаются работы, исполненные участником закупки, предусматривающие выполнение работ: по строительству, реконструкции линейного объекта капитального строительства, сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - "Контракт"), а также иные гражданско-правовые договоры".
В качестве подтверждения исполненных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", необходимо дополнительно в Приложении (Форма 1. Опыт участника по успешному выполнению работ по строительству, реконструкции линейного объекта капитального строительства) указать реестровый номер контракта согласно данным размещенным в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Критериях оценки требований о том, что оценке подлежат контракты/договоры, сведения о которых должны содержаться в реестрах контрактов/договоров, заключенных Заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", необоснованно исключают возможность представления в качестве подтверждения опыта контрактов/договоров, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию в Единой информационной системе в сфере закупок.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "К рассмотрению принимаются все контракты, включая те, по которым участником не указан номер реестровой записи.
Сведения о контрактах, представленных участниками, комиссией приняты в полном объеме, независимо от наличия в заявках реестрового номера контракта.
В соответствии с критериями оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме к рассмотрению принимаются контракты и договоры, предметом, которых является выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта капитального строительства".
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объектом закупки является капитальный ремонт линейного объекта.
Комиссия приходит к выводу о том, что установление сопоставимого характера исполненных контрактов/договоров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в Критериях оценки заявок участников неправомерно установлены требование о том, что оценке подлежат иные гражданско-правовые договоры, а также требование о заполнении Приложения (Форма 1. Опыт участника по успешному выполнению работ по строительству, реконструкции линейного объекта капитального строительства).
Изучив документы, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных положений Критериев оценки, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,8 части 1 статьи 54.3, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 26.08.2021 N 07/ВП/33031ип/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26 августа 2021 г. N 07/ВП/33031ип/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021