Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02.09.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Республике Тыва":
- "_", действующая на основании доверенности от 24.08.2021 года б/н,
- "_", контрактный управляющий,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Медтехснабжение" (далее - ООО "Медтехснабжение"),
в рассмотрении жалобы ООО "Медтехснабжение" объявлялся перерыв до 30.08.2021 года 17 часов 30 минут (время местное), в связи с необходимостьб получения дополнительной информации от официального представителя компании "Mindray",
рассмотрев жалобу (вх. N 3937 от 23.08.2021 года) ООО "Медтехснабжение" на положения документации электронного аукциона N 0312100004721000097 на поставку анализатора биохимического ИВД, лабораторного, автоматического за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Медтехснабжение" документация электронного аукциона N 0312100004721000097 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) в документации электронного аукциона N 0312100004721000097 неправомерно установлено требование о наличии медицинского оборудования сертификата или декларации соответствия;
2.) установленные в документации электронного аукциона N 0312100004721000097 требования к товару соответствуют только медицинскому оборудованию, производства компании "Erba".
До рассмотрения жалобы ООО "Медтехснабжение" в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное возражение государственного заказчика, согласно которому документация электронного аукциона N 0312100004721000097 разработана в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе (вх. N 4006 от 25.08.2021 года).
Представители государственного заказчика не согласились с доводами жалобы и поддержали письменное возражение в полном объеме.
Рассмотрев жалобу и возражения к ней, а также выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0312100004721000097 на поставку анализатора биохимического ИВД, лабораторного, автоматического за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Республике Тыва" в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 11.08.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312100004721000097 на поставку анализатора биохимического ИВД, лабораторного, автоматического за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, начальная (максимальная) цена контракта - 985 180 рублей.
1.) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, заказчик вправе требовать представление сертификатов, деклараций и иных документов только в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товар подлежит обязательной сертификации, декларированию.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в пункте 1.3 описания объекта закупки (техническое задание) (раздел 27 документации электронного аукциона N 0312100004721000097) установлено требование о наличии медицинского оборудования сертификата соответствия, декларации соответствия или иного документа, подтверждающего соответствие товара.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 года N 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 года N 982 (вступил силу с 01.01.2021 года) утвержден перечень утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля за обращением медицинских изделий.
Вместе с тем, указанный перечень не содержит анализатора биохимического ИВД, лабораторного, автоматического.
Кроме того, приказом Росстандарта от 02.04.2014 года N 281-ст утвержден ГОСТ Р 55991.1-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 1. Автоматические анализаторы для биохимических исследований. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55991.1-2014).
ГОСТ Р 55991.1-2014 описывает правила составления технических требований или технических заданий (ТЗ) для государственных закупок высокотехнологичного лабораторного оборудования - автоматических анализаторов для биохимических исследований ин витро в условиях медицинских лабораторий.
В разделе 5 ГОСТ Р 55991.1-2014 установлены требования, включаемые в техническое задание на автоматические анализаторы для биохимических исследований для целей государственных закупок, в частности о наличии действующего сертификата соответствия на оборудование (пункт 5.7).
Более того, Комиссия Тывинского УФАС России отмечает, что из содержания документации электронного аукциона N 0312100004721000097 не следует, что указанный документ (сертификат соответствия или декларация соответствия, или иной документ, подтверждающий соответствие товара) предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке, соответственно, установление данного требования не влияет на порядок отбора участников закупки.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Медтехснабжение" имеются ограничения в поставке медицинского оборудования, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0312100004721000097 ограничивает право ООО "Медтехснабжение" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-219/2021 отсутствуют, ООО "Медтехснабжение" не представлено, своих представителей на заседание Комиссии не обеспечило.
Таким образом, довод ООО "Медтехснабжение" о неправомерном установлении в документации электронного аукциона N 0312100004721000097 требования о наличии медицинского оборудования сертификата или декларации соответствия является необоснованным.
2.) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Объектом электронного аукциона N 0312100004721000097 является поставка медицинского оборудования - анализатор биохимический ИВД, лабораторный, автоматический.
Описание объекта закупки приведено в разделе 27 документации электронного аукциона N 0312100004721000097 с указанием функциональных, технических и качественных характеристик медицинского оборудования - анализатора биохимического ИВД, лабораторного, автоматического.
Как следует из письменного возражения государственного заказчика, представленного в материалы жалобы N 017/06/105-219/2021, и устных пояснений представителей государственного заказчика при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей в соответствии со спецификой своей деятельности.
В свою очередь, Тывинским УФАС России направлены запросы в адрес производителей (уполномоченных представителей) медицинского оборудования (анализатора биохимического ИВД, лабораторного, автоматического).
Согласно поступившим ответам производителей (уполномоченных представителей) медицинское оборудование производства "Hirose" и "Siemens" не соответствуют техническим характеристикам, установленным в документации электронного аукциона N 0312100004721000097, компания "Philips" не производит анализатора биохимического ИВД, лабораторного, автоматического, а медицинское оборудование производства "Erba" соответствует техническим характеристикам, установленным в документации электронного аукциона N 0312100004721000097.
На заседании Комиссии представители государственного заказчика пояснили, что требованиям, установленным документацией электронного аукциона N 0312100004721000097, соответствует, в том числе медицинское оборудование производства "Mindray", в связи с чем, Тывинским УФАС России в адрес производителя (уполномоченного представителя) указанного медицинского оборудования направлен запрос.
Вместе с тем, официального ответа от производителя (уполномоченного представителя) компании "Mindray" о соответствии (несоответствии) медицинского оборудования производства "Mindray" техническим характеристикам, установленным в документации электронного аукциона N 0312100004721000097, в адрес Тывинского УФАС России не поступило.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Медтехснабжение" имеются ограничения в поставке медицинского оборудования, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0312100004721000097 ограничивает право ООО "Медтехснабжение" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-219/2021 отсутствуют, ООО "Медтехснабжение" не представлено, своих представителей на заседание Комиссии не обеспечило.
Более того, в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, довод ООО "Медтехснабжение" о том, что в документации электронного аукциона N 0312100004721000097 установлены требования, указывающие на конкретную модель единственного производителя медицинского оборудования "Erba", не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе (часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N 0312100004721000097 дата окончания срока подачи заявок установлена 23.08.2021 года, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 25.08.2021 года.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в ЕИС, протокол рассмотрения первых частей заявок государственным заказчиком не размещен.
На заседании Комиссии представители государственного заказчика пояснили, что первые части заявки участников закупки аукционной комиссией не рассматривались, в связи с приостановкой определения поставщика по требованию антимонопольного органа.
Однако, приостановка определения поставщика осуществлена Тывинским УФАС России в части подписания государственного контракта, что прямо следует из требования Тывинского УФАС России от 23.08.2021 года N 5-4188.
Как следует из части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Таким образом, аукционной комиссией государственного заказчика в нарушение частей 6 и 7 статьи 67 Закона о контрактной системе в установленный срок не проведена процедура рассмотрения первых частей заявок и не размещен в ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медтехснабжение" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях аукционной комиссии государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Республике Тыва" нарушение частей 6 и 7 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не рассмотрения первых частей заявок и не размещения в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru протокола рассмотрения первых частей заявок.
3. Выдать государственному заказчику - Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Республике Тыва" и аукционной комиссии государственного заказчика, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 2 сентября 2021 г. N 017/06/105-219/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2021