Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02.09.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"...". - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии в рассмотрении жалобы путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя "..." (далее - ИП "..."):
- "..." действующий на основании доверенности N 1 от 27.08.2021 года,
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Хозяйственное управление исполнительных и законодательного органов государственной власти Республики Тыва" (далее - ГБУ РТ "Хозуправления РТ"):
- "..." действующая на основании доверенности N 4 от 27.08.2021 года;
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
- "..." действующий на основании доверенности N 9 от 20.05.2021 года,
рассмотрев жалобу (вх. N 3987 от 24.08.2021 года) ИП Сат О.М. (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 178, кв. 27, ИНН: 170110035317, ОГРН: 321170000012420, дата регистрации: 12.08.2021 года) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000821003858 на изготовление и поставку живых цветов и композиций из живых цветов для нужд ГБУ "Хозуправление РТ" на 2021 год, начальная (максимальная) цена контракта: 650 733,30 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ИП "..." аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000821003858 заявке участника закупки - ИП "..."
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители уполномоченного органа и заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что участником закупки (ИП "...") в составе первой части своей заявки не представлены конкретные показатели предлагаемого к поставке товара и многоточие, указанное заказчиком при описании объекта закупки является разделительным символом.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000821003858 на изготовление и поставку живых цветов и композиций из живых цветов для нужд ГБУ "Хозуправление РТ" на 2021 год, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (подпункт 2 пункта 5.2), уполномоченный орган формирует состав комиссии по осуществлению закупок. Состав комиссии утверждается руководителем уполномоченного органа (подпункт 9 пункта 5.1).
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.08.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821003858 на изготовление и поставку букетов из живых цветов и композиций из живых цветов для нужд ГБУ "Хозуправление РТ" на 2021 год, начальная (максимальная) цена контракта: 650 733,30 рублей.
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000821003858 от 23.08.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступило 3 заявки, из которых аукционной комиссией допущено к участию в электронном аукционе заявки участников закупки N 110380203, N 110400029.
Заявке участника закупки N 110384955 отказано в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000821003858 на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно:
"Участником закупки не указаны конкретные показатели предлагаемого к поставке товара".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821003858 от 25.08.2021 года заявки участников закупки N 110380203 (ИП "..."), N 110400029 (ИП "...") аукционной комиссией признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и документации электронного аукциона N 0112200000821003858.
Согласно информации оператора электронной торговой площадки - ООО "РТС-Тендер" ИП "..." является участником электронного аукциона N 0112200000821003858 с порядковым номером 110384955.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1);
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в части 2 документации электронного аукциона N 0112200000821003858:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Техническая характеристика |
1 |
Композиция настольная из живых цветов |
букет |
50 |
В композиции должны быть: 1. Роза ассортименте 50 см __ не менее 3 шт (цветов); 2. Хризантема кустовая ___. не менее 3 шт. (цветов); 3. Лимониум __..1 шт. (цветов); 4. Эустома ___..1 шт. (цветов); Упаковка букета: 1. Поддон ___...1 шт. 2. Оазис____...1 шт. |
2 |
Корзина из срезанных живых цветов |
корзина |
40 |
В корзине должны быть: 1. Роза красная __. не менее 25 шт (цветов); 2. Хризантема кустовая __. не менее 23 шт. (цветов); Упаковка корзины: 1. Корзина _____ 1 щт. 2. Оазис ______.3 шт. |
3 |
Срез живых цветов: гвоздика |
шт |
300 |
Гвоздика стандартная должна соответствовать требованиям Внешний вид должен быть ___. свежая, чистая, с типичными для данного ботанического сорта окраской и формой цветка. Стебель ___. прямой, крепкий. Длина стебля с цветком ___. не менее 55 см; Состояние цветка: в полуроспуске или роспуске. |
Согласно пунктов 1 и 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что участник закупки N 110384955 (ИП "...") в составе первой части своей заявки предлагает к поставке товар, страной происхождения которого является Нидерланды. При этом, характеристики предлагаемого к поставке товара сопровождаются символами "_" (многоточие) и "не менее" (то есть характеристики товара оставлены в неизменном виде).
Вместе с тем, из содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при разработке документации об аукционе должен четко и однозначно сформулировать все ее условия. Документация об аукционе не должна содержать возможность ее вариативного понимания, соответственно, субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников аукциона, комиссией заказчика или уполномоченного органа.
Наличие же в требованиях заказчика каких-либо разночтений приводит (может привести) последующем возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика в зависимости от своих потребностей заказчик должен установить конкретные (четкие и недвусмысленные) требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.
Согласно пункту 7 Правил чтения символов инструкции по заполнению заявки (часть 5 документации электронного аукциона N 0112200000821003857) символ "не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение. В указанном случае, в заявке необходимо указать конкретное значение.
При наличии в описании объекта закупки (техническое задание) символа "_" (многоточие), то значение необходимо указать в диапазонном значении с учетом иных имеющихся символов и (или) слов (пункт 17 Правил чтения символов инструкции по заполнению заявки (часть 5 документации электронного аукциона N 0112200000821003858)).
Как указано выше и следует из описания объекта закупки (техническое задание) (часть 2 документации электронного аукциона N 0112200000821003858), технические характеристики товара сопровождаются одновременно символами "_" (многоточие) и "не менее".
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки (техническое задание) (часть 2 документации электронного аукциона N 0112200000821003858) с учетом положений инструкции по заполнению заявки (часть 5 документации электронного аукциона N 0112200000821003858) сформулировано некорректно (необъективно), поскольку приведенные в описании объекта закупки характеристики товара приводят (могли привести) к тому, что участники закупки (в том числе и потенциальные участники) лишены четкого понимания того, какое именно значение необходимо указать по данным характеристикам (диапазон значений (наличие символа "_" (многоточие)) или конкретный показатель (наличие символа "не менее")), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что характеристики, приведенные в описании объекта закупки (техническое задание) (часть 2 документации электронного аукциона N 0112200000821003858), предоставляют аукционной комиссии возможность при рассмотрении заявок участников закупки вариативно толковать положения инструкции по заполнению заявки (часть 5 документации электронного аукциона N 0112200000821003858), что в свою очередь привело к необоснованному отказу в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000821003858 заявке участника закупки N 110384955 (ИП "...").
Кроме того, 20.08.2021 года заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положение документации электронного аукциона N 0112200000821003858 следующего содержания:
"Ответ на запрос: Добрый день! Уважаемый участник!
1. Слова не менее не исключаются, так как в данном случае многоточия читаются как пробел."
Таким образом, исходя из содержания разъяснения положение документации электронного аукциона N 0112200000821003858 следует, что участники закупки при указании характеристик товара в составе первой части заявки не должны исключать символ (слова) "не менее".
Более того, Комиссия Тывинского УФАС России отмечает, что в отношении заявки N 110400029, содержащейся символы "_" (многоточие) и "не менее", аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000821003858.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
При таких обстоятельствах, причина отказа в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000821003858 заявке участника закупки N 110384955 (ИП "..."), указанная в протоколе рассмотрения заявок от 23.08.2021 года, является формальной, не отвечает требованиям Закона о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки, что является нарушением пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, аукционной комиссией в нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000821003858 заявке участника закупки N 110384955 по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок от 23.08.2021 года.
При таких обстоятельствах, довод ИП "..." о неправомерном принятии решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000821003858 заявке участника закупки (ИП "...") является обоснованным.
Указанные действия заказчика содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе заседании Комиссии, как указывалось заказчиком в разъяснении положений документации слова "не менее" исключаются так, как "_" (многоточие) читаются, как пробел.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как указано выше, 20.08.2021 заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положение документации электронного аукциона N 0112200000821003858 следующего содержания:
"Ответ на запрос: Добрый день! Уважаемый участник!
2. Слова не менее не исключаются, так как в данном случае многоточия читаются как пробел."
Вместе с тем, согласно пункту 17 инструкции (часть 5 документации) символ "_" (многоточие) обозначает, что значение указывается в виде диапазона.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе предоставлен ответ на запрос, изменяющий суть документации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "..." обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000821003858 заявке участника закупки N 110384955 (ИП "...") по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок от 23.08.2021 года.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Хозяйственное управление исполнительных и законодательного органов государственной власти Республики Тыва" нарушение
3.1. пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания в документации электронного аукциона N 0112200000821003858 объекта закупки, носящего необъективный характер.
3.2. части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части дачи разъяснений положений документации электронного аукциона N 0112200000821003858, изменяющий ее суть.
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, заказчику - Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва "Хозяйственное управление исполнительных и законодательного органов государственной власти Республики Тыва", оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица.
Председательствующий Комиссии |
"..." |
Члены Комиссии |
"..."
"..." |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 2 сентября 2021 г. N 017/06/105-225/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2021