Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетова,
при участии представителей интересов:
- Администрация Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее Заказчик) - представитель по доверенности,
проведя внеплановую проверку на основании информации, поступившей из Службы Финансового надзора Республики Крым, о заключении Администрацией Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в 2020 году без осуществления конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) 25 муниципальных контрактов на общую сумму 8 399 955,98 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данным федеральным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчиков осуществлять у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Согласно информации, поступившей из Службы Финансового надзора Республики Крым Заказчиком в 2020 году без осуществления конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) было заключено 25 муниципальных контрактов на общую сумму 8 399 955,98 руб., из них:
1. 8 муниципальных контрактов на предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территорий, заключенных с МУП муниципального образования Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым "Гвардеец" на общую сумму 3 944 703,98 руб., в том числе:
1.1. Муниципальный контракт от 29.04.2020 N1-2904, предметом которого является предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории кладбищ, находящихся по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, кладбище с. Софиевка, ул. Арзы; кладбище с. Софиевка, ул. Восточная; кладбище с. Красная Зорька, ул. Гвардейская; кладбище с. Красная зорька, ул. Королева; кладбище пгт. Гвардейское, ул. Пролетарская, общая стоимость услуг по контракту 597 702,00 руб.;
1.2. Муниципальный контракт от 29.04.2020 N2-2904, предметом которого является предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории спортивных площадок, находящихся по адресу: Республика Крым Симферопольский район: пгт. Гвардейское, ул. К. Маркса; пгт. Гвардейское, ул. Стадионная; пгт. Гвардейское, кв. Каштановый; с. Красная Зорька, ул. Московская, общая стоимость услуг по контракту 450 307,20 руб.;
1.3. Муниципальный контракт от 29.04.2020 N3-2904, предметом которого является предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории детских площадок, находящихся по адресу: Республика Крым Симферопольский район: с. Софиевка, ул. Арзы; с. Маленькое, ул. Школьная; пгт. Гвардейское, ул. Набережная; пгт. Гвардейское, ул. Ботаническая, общая стоимость услуг по контракту 216 204,80 руб.;
1.4. Муниципальный контракт от 29.04.2020 N4-2904, предметом которого является предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории, находящейся по адресу: Республика Крым Симферопольский район: пгт. Гвардейское, парк Тенистый; пгт. Гвардейское, парк по ул. Кооперативная; зеленая зона вдоль реки Салгир от ул. Стадионная до ул. Почтовая, общая стоимость услуг по контракту 597 721,60 руб.;
1.5. Муниципальный контракт от 30.04.2020 N1-3004, предметом которого является предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории, находящейся по адресу: Республика Крым, Симферопольский район пгт. Гвардейское, зеленая зона в районе ул. Острякова, общая стоимость услуг по контракту 436 380,00 руб.;
1.6. Муниципальный контракт от 30.04.2020 N2-3004, предметом которого является предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории, находящейся по адресу: Республика Крым Симферопольский район: зеленая зона в районе ул. Московская с К. Зорька; зеленая зона в районе ул. Школьная в с. Маленькое; зеленая зона в районе ул. Молодежная с. Новый сад, общая стоимость услуг по контракту 447 703,20 руб.;
1.7. Муниципальный контракт от 30.04.2020 N3-3004, предметом которого является предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории, находящейся по адресу: Республика Крым Симферопольский район, пгт. Гвардейское: зеленая зона в районе ул. Ленина; зеленая зона в районе ул. Октябрьская; зеленая зона в районе ул. Набережная; зеленая зона в районе пер. Мельничный; зеленая зона в районе пер. Медицинский; зеленая зона в районе ул. К. Маркса; зеленая зона в районе ул. Кооперативная, общая стоимость услуг по контракту 599 342,59 руб.;
1.8. Муниципальный контракт от 25.05.2020 N1-2502, предметом которого является предоставление услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории, находящейся по адресу: Республика Крым Симферопольский район, пгт. Гвардейское: зеленая зона в районе ул. Ленина; зеленая зона в районе ул. Октябрьская; зеленая зона в районе ул. Набережная; зеленая зона в районе пер. Мельничный; зеленая зона в районе пер. Медицинский; зеленая зона в районе ул. К. Маркса; зеленая зона в районе ул. Кооперативная, общая стоимость услуг по контракту 599 342,59 руб.
2. 12 муниципальных контрактов на выполнение работ по благоустройству территории контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, заключенных с ООО "Крымская строительная компания" на общую сумму 1 935 252,00 руб., в том числе:
2.1. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N1К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: пгт. Гвардейское, ул. Стадионная, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.2. Муниципальный контракт от 02.09,2020 NЗК-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: с. Маленькое, ул. Школьная, 22, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.3. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N4К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки, для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: с. Маленькое, ул. Школьная, 31, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.4. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N5К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: пгт. Гвардейское, ул. Советская, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.5. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N6К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: с. Красная Зорька, ул. Санаторная, 29, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.6. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N7К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: пгт. Гвардейское, ул. Острякова, 32 (новая), цена контракта 161 271,00 руб.;
2.7. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N8К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: пгт. Гвардейское, ул. Острякова, 2, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.8. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N9К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: пгт, Гвардейское, ул. Острякова, 16, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.9. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N10К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: с. Маленькое, ул. Космическая, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.10. Муниципальный контракт от 02.09^2020 N12К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: с. Новый сад, кв. Цветочный, 5, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.11. Муниципальный контракт от 27.11.2020 N13К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: пгт. Гвардейское, ул. Карла Маркса, 66в, цена контракта 161 271,00 руб.;
2.12. Муниципальный контракт от 27.11.2020 N14К-СГ, предметом которого являются работы по благоустройству территории контейнерной площадки для сбора ТКО на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по адресу: пгт. Гвардейское, ул. Набережная. 1 а. пена контракта 161 271,00 руб.
3. 3 муниципальных контракта на разработку проектно-сметной документации, заключенных с ООО "Арт Строй Бизнес" на общую сумму 1 770 000,00 руб., в том числе:
3.1. Муниципальный контракт от 02.09.2020 N77-20, предметом которого является разработка проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дворовой территории по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, в районе ул. Карла Маркса, д. 103, д. 105", цена контракта 590 000,00 руб.;
3.2. Муниципальный контракт от 30.09.2020 N93-20, предметом которого является разработка проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дворовой территории по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, в районе ул. Карла Маркса, д.47, д.49", цена контракта 590 000,00 руб.;
3.3. Муниципальный контракт от 30.09.2020 N93-20, предметом которого является разработка проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт: дворовой территории по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, в районе ул. Карла Маркса, д.35а", цена контракта 590 000,00 руб.
4. Муниципальный контракт от 10.08.2020 N64-20, предметом которого являются работы по обустройству остановочного павильона на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (с. Маленькое, ул. Школьная), заключенный с ООО Производственная компания "Дорстрой" на общую сумму 250 000,00 руб., муниципальный контракт от 10.12.2020 N15П-СГ, предметом которого являются работы по установке и обустройству остановочных павильонов на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в количестве 2 единиц по адресам: шт. Гвардейское, ул. Больничная/ул. Октябрьская - 1 остановочный павильон; пгт. Гвардейское, ул. Советская/ул. Октябрьская - 1 остановочный павильон, заключенный с ООО "Крымская строительная компания" на общую сумму 500 000,00 руб.
Заказчик предоставил пояснения и материалы следующего содержания:
"Администрацией Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее - Администрация) в рамках реализации мероприятий Государственной программы Республики Крым "Формирование современной городской среды" в 2020 году были заключены муниципальные контракты:
1. С ООО "Крымская строительная компания" на выполнение работ по благоустройству территорий контейнерных площадок для сбора ТКО для 12 объектов, находящихся на территории муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (далее - объекты). Принимая во внимание Поручения Главы Республики N1/0 Г 32/3753 от 03.07.2020 г., N1/01-32/4707 от 18.08.2020 г., минимальное количество времени на реализацию вышеуказанной Государственной программы, а также то, что объекты находятся в разных местах муниципального образования Администрацией было принято решение осуществить закупку по п.4 ч. 1 ст.93 44-ФЗ.
2. С ООО "АртСтройБизнес" было заключено 3 муниципальных контракта на разработку проектно-сметных документаций:
Муниципальный контракт на: "Разработку проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дворовой территории по адресу: Республика Крым. Симферопольский район, пгт. Гвардейское, в районе ул. Карла Маркса, д. 103, д.105" был подписан 02.09.2020 г.
Муниципальные контракты на: "Разработку проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дворовой территории по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, в районе ул. К.Маркса д.47. д.49" и на: "Разработку проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дворовой территории по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, в районе ул. Карла Маркса, д. 35а" были подписаны 30.09.2021 г.
Заключить вышеуказанные муниципальные контракты ранее не представлялось возможным из-за отсутствия согласованного объекта. В сложившихся обстоятельствах Администрацией было принято решение осуществить закупку по п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
Муниципальный контракт на Работы по обустройству остановочного павильона на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (с. Маленькое, ул. Школьная) был заключен с ООО ПК "Дорстрой" 10.08.2020 г. по п.4 4.1 ст.93 44-ФЗ.
3. Муниципальный контракт на Работы по обустройству остановочных павильонов на территории Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в количестве 2 единиц (пгт. Гвардейское ул.Больничная/Октябрьская, ул. Советская/Октябрьская) был заключен с ООО "Крымская строительная компания" ЮЛ2.2020 г. по п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
Также в мае и апреле 2020 г. было заключено 8 муниципальных контрактов по предоставлению услуг по зачистке от твердых коммунальных отходов территории, заключенные с МУП Гвардеец на уборку разных объектов, находящихся на территории муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым".
В результате анализа плана-графика закупок Заказчика на 2020 финансовый год, указанных контрактов и представленных материалов, Комиссией установлено, что ограничение по годовому объему закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Заказчиком не нарушены. В частности, на 2020 год запланировано проведение закупок на общую сумму 153 418 878,93 руб., 10 % от которых составляет 15 341 887, 89 руб. Заказчиком осуществлены закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму общую сумму 8 399 955,98 руб. Кроме того, указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Комиссией был рассмотрен вопрос дробления указанных закупок. По мнению ФАС России, само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции). Аналогичная позиция изложена в Решениях Ставропольского Краевого суда от 23.05.2018 по делу N 7-339/2018, Владимирского областного суда от 02.03.2018 по делу N 11-39/2018, Смоленского областного суда от 18.06.2017 по делу N 21-236/2017, Верховного суда Республики Алтай от 05.06.2014 по делу N 21-35/2014, а также отражена в письме ФАС России от 14 ноября 2019 г. N ИА/100041/19.
На основании анализа представленных документов Комиссия пришла к выводу, что нарушений при приобретении одноименных товаров, работ, услуг не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить проведение внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.А. Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 августа 2021 г. N 082/06/99-1456/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021