Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу Каримов Д.А. (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0273100000721000033) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) объединившего в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов на территории 80 субъектов Российской Федерации;
2) ненадлежащим образом установившего размер обеспечения исполнения контракта;
3) ненадлежащим образом установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) критерия "квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
4) ненадлежащим образом установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 1) Критерия.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 06.09.2021 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 08.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 63 538 083,01 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.09.2021;
5) срок рассмотрения заявок поданных на участие в Конкурсе до 09.09.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов на территории 80 субъектов Российской Федерации, что существенно ограничивает количество участников Конкурса, способных исполнить государственный контракт.
Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом контракта является выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот, поскольку выполнение работ по предмету закупки осуществляется в 80 регионах Российской Федерации, что приводит к ограничению количества участников Конкурса, а также ущемляет права участников из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что централизация закупки связана, в том числе с необходимостью повышения контроля качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов ортопедической обувью, а также исключения возможности подачи заявок лицами, не способными исполнить такой контракт надлежащим образом.
Также Комиссией установлено, что разделом III "Описание объекта закупки" Конкурсной документации установлен перечень из 80 пунктов приема получателей на территории Российской Федерации.
При этом пояснения представителей Заказчика относительно необходимости выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 80 регионах Российской Федерации с целью повышения контроля качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов ортопедической обувью, а также во избежание подачи заявок на участие в Конкурсе недобросовестными участниками не могут быть учтены, поскольку у Заказчика, в числе прочего, есть право на проведение закупок в отдельных субъектах Российской Федерации, указанных в приложении N 1 к разделу III "Описание объекта закупки" Конкурсной документации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету Конкурса, что не позволяет принять участие в Конкурсе субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также иным организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 18 раздела II информационная карта Конкурсной документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта, установленный в Конкурсной документации, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил предусмотрено, что показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть показатель опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Приложением N 1 к информационной карте Конкурсной документации установлен Показатель N 1 Критерия, согласно которому оценивается: "Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема". Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви), исчисляемый в рублях по контрактам, заключенным за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и исполненных до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. При этом объем выполняемых работ в каждом контракте должен быть не менее 10 000 000 рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов, контрактов в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, опубликованных в ЕИС, содержащих сведения об объеме выполненных работ, а также копиями контрактов (договоров) в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о которых опубликованы в ЕИС".
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по Показателю N 1 Критерия, поскольку в рамках указанного показателя оценке не подлежат гражданско-правовые договоры, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, в рамках Показателя N 1 Критерия оценке подлежат контракты (договоры) с ценой контракта (договора) не менее 10 000 000 рублей, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования к порядку оценки установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования к порядку оценки заявок участников закупки не противоречит требованиям пункта 27 Правил.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что в рамках Показателя N 1 Критерия оценке подлежат исполненные контракты (договоры) без нарушения сроков и иных условий контракта (договора).
Вместе с тем порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия не содержит требование о предоставлении контрактов (договоров) исполненных без нарушения сроков и иных условий контракта (договора).
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил документы и сведения, свидетельствующие об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия.
Приложением N 1 к информационной карте Конкурсной документации установлен Показатель N 2 Критерия, согласно которому к оценке принимаются заявки участников, имеющих в организации работников одновременно следующих профессий: врач-ортопед (врач травматолог-ортопед); инженер-протезист (техник-протезист, техник); модельер колодок (инженер-технолог).
Предоставленные сведения подтверждаются для каждого работника из специалистов:
1) копией формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за отчетный период, предшествующий последнему отчетному периоду на момент окончания срока подачи заявок;
2) копией трудовой книжки с копией приказа о приеме на работу или копией трудового договора с копией приказа о приеме на работу;
3) дипломом о профессиональном образовании в области ортопедии (или смежных областях) или документом, подтверждающим прохождение повышения квалификации (переподготовки) в области оказания услуг по обеспечению сложной ортопедической обувью.
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия, поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, что не соответствует пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. Кроме того, в порядке оценки отсутствует зависимость между представляемыми участниками закупки сведениями и присваиваемыми баллами, например, участники закупки, имеющие 50 работников профессии врач-ортопед, но не имеющие работников профессии инженер-протезист, модельер колодок получат 0 баллов.
Также, по Показателю N 1 Критерия установлен следующий порядок присвоения баллов:
- отсутствие у участника закупки специалистов - 0 баллов;
- от 1 до 10 специалистов - 20 баллов;
- от 11 до 20 специалистов - 40 баллов;
- от 21 до 30 специалистов - 60 баллов;
- от 31 до 40 специалистов - 80 баллов;
- от 41 до 50 и более специалистов - 100 баллов.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки по Показателю N 2 Критерия не позволяет выявить лучшее предложение в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю, поскольку при наличии у участника закупки 1 специалиста или 9 специалистов количество присвоенных баллов не изменяемо.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. Решением Комиссии ФАС России от 06.09.2021 по делу N 28/06/105-548/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия;
- пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в объединения в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви в 80 субъектов Российской Федерации, а также установлении в техническом задании Конкурсной документации ненадлежащего условия о предоставлении копии паспорта ортопедической обуви для инвалидов (далее - Изделие), содержащего сведение о сроке службы Изделия до начала изготовления самого Изделия.
На основании Решения Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание от 06.09.2021 по делу N 28/06/105-548/2021, согласно которому Заказчику необходимо аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году (номер извещения - 0273100000721000033). Срок исполнения предписания - 23.09.2021.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Каримова Д.А. обоснованной в части объединения в один лот выполнения работы по изготовлению ортопедической обуви в 80 регионах страны, а также в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 06.09.2021 по делу N 28/06/105-548/2021, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 06.09.2021 по делу N 28/06/105-548/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 сентября 2021 г. N 28/06/105-581/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021