Резолютивная часть решения оглашена 01.09.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 03.09.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Клюева А.Н. на положения документации об электронном аукционе N5-П-2021 на закупку респираторов (реестровый номер 0146200000921000223) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 527 от 26.08.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 25.08.2021 поступила жалоба ИП Клюева А.Н. (далее - заявитель) на положения аукционной документации заказчика - управления здравоохранения Липецкой области (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Рассмотрение жалобы было назначено на 31.08.2021 в 12:00. Однако, в связи с выяснением всех обстоятельств по делу, рассмотрение настоящей жалобы было отложено на 01.09.2021 в 12:00.
По мнению представителя заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок, противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Так, заказчиком установлено требование к участникам закупки: указать номер и представить вместе с поставкой товара регистрационное удостоверение. Заявитель считает, что данное требование свидетельствует о том, что требуемый к поставке товар является медицинским изделием. При этом заказчик требует, чтобы медицинское изделие - респиратор имел степень защиты FFP, а также соответствовал ГОСТ 12.4.294-2015. Между тем, согласно разъяснениям ФАС России от 18.08.2021 N ПИ/69101/21 и Минпромторга России от 02.07.2021 N 55485/13 ГОСТ 12.4.294-2015 на медицинские изделия не распространяется. При этом, степень защиты респиратора FFP1, FFP2, FFP3 регламентируется только ГОСТ 12.4.294-2015, который не распространяется на медицинские изделия. Поэтому, по мнению заявителя, заказчик не имеет право устанавливать в документации требование к степени защиты на медицинское изделие - респиратор. Кроме того, представитель заявителя считает, что заказчик неправомерно установил требование о наличии копий сертификатов на поставляемый товар.
Представители заказчика не согласны с жалобой, представили письменные возражения, а также пояснили, что требуемый заказчику к поставке товар является медицинским изделием. Таким образом, заказчику необходимо медицинское изделие - респиратор для индивидуальной защиты органов дыхания в зонах высокого риска, а именно, для работы в медицинских учреждениях. Описание объекта закупки заказчиком приведено в соответствии с позицией КТРУ. Кроме того, по мнению заказчика, ГОСТ 12.4.294-2015 устанавливает общие технические условия к средствам индивидуальной защиты, и не содержит запрет на использование в отношении медицинского респиратора..
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно описанию объекта закупки заказчику к поставке необходимы респираторы.
В пункте 6.1 аукционной документации установлено наименование, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, в числе которых следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара и параметра (характеристики) товара |
Наличие функции или величина параметра; количество товара. |
Обоснование необходимости использования дополнительной информации (характеристик товара) |
1 |
Респиратор |
29 500 штук |
КТРУ 32.99.11.120-00000003 |
1.1. |
Назначение |
Медицинский
|
Предназначен для защиты органов дыхания медицинского персонала от попадания мелких воздушно-капельных частиц |
1.6. |
Класс эффективности защиты |
3 |
КТРУ 32.99.11.120-00000003 |
1.11. |
Соответствие ГОСТ 12.4.294-2015 |
Наличие |
Для обеспечения безопасности при применении средств индивидуальной защиты органов дыхания (в соответствии с письмом Минпромторга России от 01.04.2021 NЕВ-26237) |
Как установлено из положений аукционной документации, а также следует из пояснений представителей заказчика, в данном случае заказчиком закупаются респираторы медицинские, описанные согласно позиции КТРУ 32.99.11.120-00000003. При этом, заказчиком не установлена степень защиты FFP1/2/3, как утверждает представитель заявителя, а указан "класс эффективности защиты - 3", в соответствии с описанием объекта закупки, содержащимся в позиции КТРУ 32.99.11.120-00000003.
При рассмотрении жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что позиция КТРУ 32.99.11.120-00000003 находится в разделе "Медицинские изделия".
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила) государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пункта 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
В пункте 1 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в числе прочего копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное уполномоченным органом.
На рассмотрение жалобы представители заказчика представили имеющиеся на рынке регистрационные удостоверения на требуемый товар: N РЗН2020/12740 от 27.112020, N РЗН 2016/3824 от 29.03.2016, N 2020/10968 от 25.06.2020. При этом, в части регистрационных удостоверений содержится информация о степени/классе защиты фильтра - FFP1/2/3.
Между тем, в указанных подателем жалобы письмах ФАС России и Минпромторга России установлено, что средства индивидуальной защиты, выпускаемые в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015, не относятся к медицинским маскам. Запрет на применение указанного ГОСТа к медицинским респираторам данное письмо не содержит. Между тем, объектом закупки являются медицинские респираторы.
Кроме того, в разделе 1 ГОСТ 12.4.294-2015 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания. полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей" определена следующая область применения:
- настоящий стандарт распространяется на фильтрующие полумаски, предназначенные для защиты от аэрозолей, и устанавливает общие технические условия.
- стандарт не распространяется на следующие средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД): пожарные; военные; авиационные; для подводных работ.
На основании изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России считает, что требование о наличии у участников закупки копий регистрационных удостоверений на медицинское изделие "респиратор", установленное в аукционной документации, не исключает права заказчика на установление требования относительно степени/класса защиты фильтра респиратора.
Вместе с тем, в п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
В подпункте "б" пункта 5.3 проекта контракта установлено следующее: "При поставке Товара Поставщик представляет следующую документацию копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) (копию сертификата соответствия)".
В подпункте "г" пункта 6.1 проекта контракта установлено: "Приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Получателю в Место доставки и включает в себя проверку наличия необходимых документов (копий документов) на Товар: регистрационных удостоверений, документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) (копий сертификатов соответствия)".
Вместе с тем, как было указано ранее, факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Иных документов на медицинское изделие, которые подтверждают надлежащий факт государственной регистрации изделия не предусмотрено.
Исходя из вышеизложенного в действиях заказчика установлено нарушение ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку было устранено заказчиком до момента принятия решения по жалобе.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Клюева А.Н. на положения документации об электронном аукционе N5-П-2021 на закупку респираторов (реестровый номер 0146200000921000223) обоснованной в части неправомерного установления требования о наличии копий сертификатов.
2. В действиях заказчика установлено нарушения ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку установленное нарушение было устранено заказчиком.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 сентября 2021 г. N 048/06/105-1188/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021