Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Каримова Д.Т. на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0260100000621000180 "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году",
УСТАНОВИЛА:
01.09.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба Каримова Д.Т. (далее - Заявитель) на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0260100000621000180 "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов 6 субъектов, что нарушает требования законодательства о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС РФ, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
14.08.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация.
Заказчиками Конкурса являются ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС РФ, ГУ - Пензенское региональное отделение ФСС РФ, ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Мордовия, ГУ - Оренбургское региональное отделение ФСС РФ, ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ, ГУ - Ульяновское региональное отделение ФСС РФ (далее - Заказчики).
Организацией, осуществляющей размещение, является ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС РФ (далее - Организатор).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 42 626 103,27 рублей.
Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, к компетенции Заказчика относится определение характеристик закупаемого товара (услуг).
Предметом закупки является выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году для нужд ГУ - Саратовского регионального отделения ФСС РФ, ГУ - Пензенского регионального отделения ФСС РФ, ГУ - регионального отделения ФСС РФ по Республике Мордовия, ГУ - Оренбургского регионального отделения ФСС РФ, ГУ - Самарского регионального отделения ФСС РФ, ГУ - Ульяновского регионального отделения ФСС РФ.
Из пояснений представителя Организатора следует, что территории Заказчиков Оренбургской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пензенской областей и Республики Мордовия граничат между собой, при этом входят в состав Приволжского федерального округа и образуют схожий по ценообразованию и логистике рынок. Совместная закупка позволит в регионах Заказчиков закупки открыть пункты приема, где будет организована возможность произвести замеры, необходимые для изготовления индивидуальной ортопедической обуви и выдать ее после изготовления.
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя не представил доказательств невозможности оказать услуги, предусмотренные Конкурсной документацией.
При таких обстоятельствах довод жалобы не находит своего подтверждения.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Приложением N 1 к информационной карте Конкурсной документации установлен Показатель N 1 Критерия, согласно которому оценивается: "Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви), исчисляемый в рублях по контрактам, заключенным за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и исполненных до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. При этом объем выполняемых работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви) исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 10 000 000 рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов, контрактов в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ, а также копиями контрактов (договоров) в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, сведения о которых опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Не представление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке".
Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по Показателю N 1 Критерия, поскольку в рамках указанного показателя оценке не подлежат гражданско-правовые договоры, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что в рамках Показателя N 1 Критерия оценке подлежат контракты (договоры) с ценой контракта (договора) не менее 10 000 000 рублей, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования к порядку оценки установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования к порядку оценки заявок участников закупки не противоречит требованиям пункта 27 Правил.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил документы и сведения, свидетельствующие об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Приложением N 1 к информационной карте Конкурсной документации установлен показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 2) Критерия, согласно которому к оценке принимаются заявки участников, имеющих в организации работников одновременно следующих профессий: врач-ортопед (врач травматолог-ортопед); инженер-протезист (техник-протезист, техник); модельер колодок (инженер-технолог).
Предоставленные сведения подтверждаются для каждого работника из специалистов:
1) копией формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за отчетный период, предшествующий последнему отчетному периоду на момент окончания срока подачи заявок;
2) копией трудовой книжки с копией приказа о приеме на работу или копией трудового договора с копией приказа о приеме на работу;
3) дипломом о профессиональном образовании в области ортопедии (или смежных областях) или документом, подтверждающим прохождение повышения квалификации (переподготовки) в области оказания услуг по обеспечению сложной ортопедической обувью.
Комиссия, изучив указанный порядок оценки приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия, поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, что не соответствует пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. Кроме того, в порядке оценке отсутствует зависимость между представляемыми участниками закупки сведениями и присваиваемыми баллами, например, участники закупки, имеющие 50 работников профессии врач-ортопед, но не имеющие работников профессии инженер-протезист, модельер колодок получат 0 баллов.
Также, по Показателю N 1 Критерия установлен следующий порядок присвоения баллов:
- отсутствие у участника закупки специалистов - 0 баллов;
- от 1 до 10 специалистов - 20 баллов;
- от 11 до 20 специалистов - 40 баллов;
- от 21 до 30 специалистов - 60 баллов;
- от 31 до 40 специалистов - 80 баллов;
- от 41 до 50 и более специалистов - 100 баллов.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки по Показателю N 2 Критерия не позволяет выявить лучшее предложение в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю, поскольку при наличии у участника закупки 1 специалиста или 9 специалистов количество присвоенных баллов не изменяемо.
Также из жалобы Заявителя следует, что установление требования о количестве пунктов приема получателей ограничивает конкуренцию.
Согласно п. 2.5. описания объекта закупки Конкурсной документации осуществлять прием Получателей по всем вопросам изготовления и выдачи Изделий, выполнения гарантийного ремонта Изделий по месту нахождения пункта (пунктов) приема и гарантийного обслуживания, организованных Исполнителем на территории 6 субъектов Российской Федерации с момента заключения государственного контракта. Согласно пункта 2.5 проекта государственного контракта снятие мерок, примерка и получение изделий должны осуществляться по выбору получателя (по месту жительства либо в пунктах приема).
Согласно п. 6 Конкурсной документации место доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг: по месту нахождения Исполнителя (соисполнителя). Снятие мерок, примерка и получение изделий должны осуществляться по выбору Получателя (по месту жительства либо в пунктах приема).
Пунктом 12 Раздела II Конкурсной документации установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 5 % цены государственного контракта, что является мерой поддержки субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также является способом выполнения требования о наличии пунктов приема в регионах осуществления закупки. Исполнитель может привлечь соисполнителя с имеющимся на территории данного субъекта пунктом приема и предоставить Заказчику данные о соисполнителе. Тем самым фактически выполнение работ, осуществление организации пунктов приема, снятие слепков, подгонку обуви будет производить не только исполнитель по контракту, но и привлеченные организации.
На рассмотрении жалобы представитель Организатора пояснил, что положениями Конкурсной документации не предусмотрено требование о том, что указанные пункты приема должны быть в собственности (в ином наличии) у участника закупки на момент подачи заявки и исполнения контракта. Пункты приема Получателей могут быть организованы Исполнителями в различных формах (заключение договора аренды/субаренды нежилых помещений; соглашение о предоставлении помещений в безвозмездное пользование; при помощи содействия общественных организаций и т.п.).
Требования к пунктам приема Получателей, указанные в Техническом задании, установлены в целях обеспечения легкой доступности и простого поиска инвалидами местонахождения пунктов приема Получателей и создания достаточных и необходимых условий для ожидания инвалидом получения ТСР.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях заказчика при составлении конкурсной документации не усматривается нарушения требований положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, так как условие об организации пунктов приема и гарантийного обслуживания установлено заказчиком исходя из его потребности.
Исходя из протокола рассмотрения заявки на участие в Конкурсе от 08.09.2021, выявленное нарушение в действиях Заказчиков при установлении требований к порядку оценки заявок не повлияло на результат закупки, в связи с чем, Комиссия решила предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Каримова Д.Т. на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0260100000621000180 "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчиков п.8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 6 сентября 2021 г. N 064/06/54.3-1076/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021