Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: В.В. Моргунов,
Ю.В. Лопаткина,
рассмотрев дело N 061/06/69-1496/2021 по жалобе Заявителя о нарушении комиссией Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358100007221000001 "Оборудование для проведения полиразмерной цепной реакции в реальном времени в рамках закупки ПЦР-лаборатории для определения генетически модифицированных организмов" (далее - аукцион) Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителей Заказчика - Рубановой А.В. (доверенность N26 от 26.04.2019), Шерстюковой Т.Ю. (доверенность N129 от 21.09.2017) в присутствии представителя Заявителя - Куниной Л.В. (доверенность б/н от 02.09.2021),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки ООО "Компания Хеликон" несоответствующей требованиям Закона и Документации об аукционе.
Заказчик представил письменные пояснения относительно доводов Заявителя, на заседании Комиссии не признал довод жалобы, пояснил, что действия Заказчика соответствовали нормам Закона.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
13.08.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона, согласно которому:
- начальная (максимальная) цена контракта - 2 210 664,00 рублей;
- дата и время окончания подачи заявок - 24.08.2021 09:00.
Данная закупка проводилась в целях реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 24.08.2021 г.: на участие в закупке подано 3 заявки; все заявки допущены к участию в процедуре торгов.
В процедуре аукциона 25.08.2021 г. приняли участие 3 участника закупки.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 26.08.2021 г., комиссией Заказчика рассмотрено 3 заявки; заявка N 2 (Заявитель) признана несоответствующей требованиям Закона и Документации об аукционе. Заявки под номерами N221, N195 признаны также несоответствующими требованиям Закона, Документации об аукционе.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок согласно ч. 13 ст. 69 Закона, аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, участник закупки не согласен с признанием его заявки несоответствующей требованиям Закона и Документации о закупке по основаниям, изложенным в протоколе подведения итогов от 26.08.2021.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок предусмотрен ч. 1 ст. 69 Закона, в соответствии с которым аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 69 Закона аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно данным, представленным Заказчиком, а также оператором электронной площадки, Заявитель в составе вторых частей заявок в целях выполнения требований п.21 части I "Сведения об электронном аукционе" Документации о закупке в отношении предложенного в первой части заявки товара "Термоциклер для амплификации нуклеиновых кислот 1000, исполнения С1000 Touch в комплекте с модулем реакционным оптическим CFX96. Сингапур, в составе: автоматизированное рабочее место оператора с предустановленным специализированным программным обеспечением: Процессор: Ядро, шт - 2; Частота процессора, ГГц - 3,5; Объем оперативной памяти, Гб - 4; Объем жесткого диска, ГБ - 500; Операционная система - 64-битная, Windows 10 Pro; Источник бесперебойного питания мощность 1350 Вт; Набор реагентов и расходных материалов для настройки, проведения пуско-наладки и обучения персонала работе на оборудовании" представлены следующие документы:
- регистрационное удостоверение на медицинское изделие Термоциклер для амплификации нуклеиновых кислот 1000 с принадлежностями, выданное Росздравнадзором, от 21.06.2016 N ФСЗ 2008/03399;
- свидетельство об утверждении типа средств измерений ОС.С.39.004.А N 72244, выданное Росстандартом 10.12.2018, на модули реакционные оптические CFX96 в составе термоциклеров для амплификации нуклеиновых кислот С1000 Touch;
- методика поверки МП 009-14-18 от 19.09.2018 на данное средство измерения;
- руководство по эксплуатации систем ПЦР реального времени с флуоресцентной детекцией CFX96 Touch, CFX96 Touch Deep Well, CFX Connect и CFX384 Touch.
В результате анализа представленных документов, комиссией Заказчика выявлено:
1. Регистрационное удостоверение представлено на товар, указанный в первой части заявки, но не содержит технические характеристики товара;
2. Свидетельство об утверждении типа средств измерений представлено на средство измерений, входящее в состав предлагаемого товара, и содержит только технические характеристики самого средства измерений. Наименования соответствуют наименованию товара, указанному в первой части заявки;
3. Методика поверки средств измерений представлена на средство измерений, входящее в состав предлагаемого товара, и не содержит технические характеристики товара. Наименования соответствуют наименованию товара, указанному в первой части заявки;
4. Руководство по эксплуатации представлено на товар, не указанный участником закупки в первой части заявки;
5. Документы, подтверждающие технические характеристики заявленного в первой части заявки автоматизированного рабочего места оператора с предустановленным специализированным программным обеспечением, не предоставлены;
6. Документы, подтверждающие технические характеристики заявленного в первой части заявки источника бесперебойного питания, не предоставлены.
На основании п.20 Приказа Минпромторга России от 28.08.2020 N 2905 "Об утверждении порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, внесения изменений в сведения о них, порядка выдачи сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, формы сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения" устанавливает при проведении процедуры утверждения типа средств измерений предоставление заявителем эксплуатационных документов средства измерений (руководство по эксплуатации, формуляр, паспорт), в связи с чем требование заказчика о предоставлении данных документов во второй части заявки обоснованно.
Согласно ч. 4 ст. 38 Закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Таким образом, при проведении электронного аукциона Заказчик вправе установить во второй части заявки требование о предоставлении регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения, медицинское оборудование, в том числе и на документы (паспорт (формуляр), подтверждающие характеристики, указанные в первых частях заявки, предлагаемого оборудования, т.е. копии документов, подтверждающие соответствие товара.
Действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Закона и Документации об аукционе, не противоречат положениям Закона.
Жалоба Заявителя признана необоснованной.
2. В ходе рассмотрения дела установлены следующие нарушения Закона:
2.1. Заказчиком в пп. 5 п. 21 Раздела I Документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
5) копии регистрационного удостоверения на Оборудование, эксплуатационной документации (в т.ч. паспорт (формуляр), руководство по эксплуатации) на оборудование (состав и комплектность эксплуатационной документации устанавливается заводом-изготовителем оборудования) на русском языке, подтверждающие характеристики, указанные в первых частях заявки, предлагаемого оборудования, копии описания типа на средства измерения.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Кроме того, п. 5.3 Проекта Контракта установлено, что при поставке оборудования Поставщик представляет следующую документацию:
а) копии сертификатов о соответствии или деклараций о соответствии или копии регистрационных удостоверений, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (по товарам, подлежащим регистрации));
б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Оборудования на русском языке;
в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке;
г) Акт приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту) в двух экземплярах (один экземпляр для Заказчика и один экземпляр для Поставщика);
д) гарантию производителя на Оборудование, срок действия которой составляет месяцев, оформленную в виде отдельного документа;
е) гарантию Поставщика на Оборудование, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на Оборудование, оформленную в виде отдельного документа;
ж) свидетельство о поверке с сроком не менее 10 месяцев от полного срока действия на момент поставки;
з) копия свидетельства об утверждении типа средства измерений, с описанием типа средства измерений;
и) копия методики поверки средства измерений;
к) сведения, необходимые для работы с Оборудованием, включая предоставление ключей, паролей доступа, программ и иных сведений, необходимых для монтажа, наладки, применения, эксплуатации, технического обслуживания данного вида Оборудования.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта установлен перечень документов, которые необходимо представить Поставщику при поставке товара.
В действиях Заказчика, выразившихся в установлении дополнительного представления документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром в составе вторых частей заявок, установлено нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 64 Закона.
2.2. Заказчик разместил Инструкцию по заполнению заявки с нарушением требований Закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Инструкции по заполнению заявки Заказчик указал:
Первая часть заявки на участие в Аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.
Предоставляемые Участником Аукциона сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "должна", "не должна", "должны", "не должны", "не должен быть", "не должна быть", "не должны быть", "должна быть возможность", "не должны", "либо". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "не менее_, но не более_", "от _, и до _", "до", "от", "диапазон должен быть не менее от_-до_", "должна быть возможность", "не должны", "либо", "должна иметь", то есть должны быть конкретными.
При подаче сведений Участниками Аукциона должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Разделе II "Наименование и описание объекта закупки" (далее - Описание объекта закупки настоящей документации).
В Описании объекта закупки настоящей документации значение показателя:
Пример N1 - установлено как нижний предел, сопровождаясь при этом словосочетаниями "не менее", (плотность не менее 80 г/м2) Участником Аукциона должен быть предложен товар с точно таким же значением (80 г/м2) либо значением, превышающим заданный в Описании объекта закупки настоящей документации показатель (например, 85 г/м2.), но без сопровождения словосочетаниями "не менее".
Пример N2 - установлено как требование, сопровождаясь при этом словосочетаниями "должен быть_или" ("Класс бумаги должен быть "А" или "А+",), Участником Аукциона должен быть предложен один из показателей, соответствующий значениям, заданным в Описании объекта закупки настоящей документации, ("Класс бумаги "А+"), но без сопровождения словосочетаниями "должен быть_или".
Пример N3 - установлено как требование, сопровождаясь при этом словами "должна", ("Должна поставляться в коробках"), Участником Аукциона должен быть предложен товар с точно таким же значением ("Поставляется в коробках") заданным в Описании объекта закупки настоящей документации показатель, но без сопровождения словами "должна".
Пример N4 - установлено как требование, сопровождаясь при этом словосочетанием "должна иметь", ("Должна иметь правильную геометрическую форму"), Участником Аукциона должен быть предложен товар с точно таким же значением ("Имеет правильную геометрическую форму") заданным в Описании объекта закупки настоящей документации показатель, но без сопровождения словами "должна иметь".
Перечисление показателей через "запятую", "точку с запятой", "дробь", союз "и" означает, что предложение Участника закупки должно соответствовать всем перечисленным показателям (характеристикам).
Приведенные выше положения Инструкции усложняют процесс подготовки заявки, поскольку устанавливают различные требования к изложению в заявке конкретных показателей числовых значений. Из указанных требований невозможно понять, какие именно значения будут соответствовать потребностям Заказчика. Инструкция носит противоречивый и запутанный характер.
Фактически, Инструкция используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
При этом, в аукционной документации в Разделе II. Наименование и описание объекта закупки, содержатся Технические характеристики к товарам, подлежащим указанию в составе заявки. С какой целью требования к товарам включены в состав Инструкции и нужно ли их указывать в заявке на участие в аукционе, из положений Инструкции и иных разделов документации, не ясно.
Позиция антимонопольного органа о недопустимости подготовки усложненных инструкций поддерживается арбитражной практикой: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу N А53-26885/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу N А53-27847/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу N А53-1541/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А 53-13387/2020, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А53-40566/2019, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А53-39493/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А53-24106/2018.
Выявленные нарушения Закона, создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией по формальным основаниям.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС в соответствии с п.3.35 Регламента не выдает предписание об устранении выявленного нарушения Закона, поскольку оно не повлияло на результат определения поставщика, аукцион признан несостоявшимся на основании ч. 13 ст. 69 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Хеликон" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Предписание об устранении указанного нарушения Закона не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат определения поставщика.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии В.В. Моргунов
Ю.В. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 6 сентября 2021 г. N 061/06/69-1496/2021 (ключевые темы: средства измерения - регистрационное удостоверение - участник аукциона - изделия медицинского назначения - аукционная комиссия)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021