Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), провела внеплановую проверку по обращению физического лица, направленному Печорской межрайонной прокуратурой письмом от 02.08.2021 N 1р-2021 (вх. от 06.08.2021 N 3457) на действия Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми), Министерства внутренних дел по Республике Коми (далее - МВД по Республике Коми) и Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Печоре (далее - ОМВД России по г. Печоре), содержащему доводы о возможном нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении контракта, касающегося оказания услуг по организации питания для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и в специальном приемнике, арестованных в административном порядке, с обществом с ограниченной ответственностью "Северянка" (далее - ООО "Северянка") (далее - обращение),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Коми УФАС России поступило обращение физического лица, направленное Печорской межрайонной прокуратурой письмом от 02.08.2021 N 1р-2021 (вх. от 06.08.2021 N 3457), содержащее доводы о возможном нарушении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и ОМВД России по г. Печоре требований Закона о контрактной системе при заключении контракта, касающегося оказания услуг по организации питания для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и в специальном приемнике, арестованных в административном порядке, с ООО "Северянка".
По мнению физического лица, при заключении контракта, касающегося оказания услуг по организации питания для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и в специальном приемнике, арестованных в административном порядке нарушаются требования Закона о контрактной системе. Заявитель ставит под сомнение правомерность заключения по итогам конкурентной процедуры контракта на оказание услуг по организации питания для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и в специальном приемнике, арестованных в административном порядке с ООО "Северянка". Заявитель обращает внимание, что ранее действующему контракту в отношении ООО "Северянка" был установлен факт массового отравления едой лиц, находящихся в изоляторе временного содержания. Таким образом, по мнению заявителя, указанное общество не могло быть признано победителем закупки, с которым по итогам закупки заключен указанный выше контракт.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.
В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 10 рабочих дней.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки приказом руководителя Коми УФАС России от 25.08.2021 N 102 продлен до 07.09.2021.
Физическое лицо, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и ОМВД России по г. Печоре надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии Коми УФАС России по проведению внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и ОМВД России по г. Печоре в письмах от 16.08.2021 N исх-12/ТО/54/13-7743 (вх. от 17.08.2021 N 4250-э.), от 23.08.2021 N 9/2-775 (вх. от 23.08.2021 N 3723), от 23.08.2021 N 34-7/16827 (вх. от 25.08.2021 N 4398-э.) представлены возражения относительно доводов заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки пришла к нижеследующим выводам.
1. Субъектами контроля являются: ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и ОМВД России по г. Печоре.
В письменных пояснениях ОМВД России по г. Печоре указало, что контракты на оказание услуг по организации питания для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и в специальном приемнике, арестованных в административном порядке были заключены с индивидуальным предпринимателем К<__..>:
- от 16.03.2021 N 26 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму 112 072,11 рублей;
- от 15.03.2021 N 0107100003521000034, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Услуги по организации питания для нужд ИВС и СП ОМВД России по г. Печоре", извещение N 0107100003521000034.
Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явился ОМВД России по г. Печоре, уполномоченным органом - МВД по Республике Коми.
Объект закупки: "Услуги по организации питания для нужд ИВС и СП ОМВД России по г. Печоре"
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 000 000,00 руб.
Источник финансирования закупки: Федеральный бюджет.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе (далее - аукционная документация) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: 19.02.2021.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в редакции от 24.02.2021 N 75 (действующая на момент заключения контракта от 16.03.2021 N 26) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Цена контракта от 16.03.2021 N 26 составляет 112 072,11 рублей, что не превышает шестьсот тысяч рублей.
Размер совокупного годового объема закупок ОМВД России по г. Печоре на 2021 год составляет 15 551 449,33 рублей. Общая сумма контрактов, заключенных ОМВД России по г. Печоре по состоянию на 25.08.2021 у единственного поставщика в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составила 570 115,06 рублей.
Таким образом, ОМВД России по г. Печоре при заключении контракта от 16.03.2021 N 26 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе положения Закона о контрактной системе не нарушены.
3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно частям 1, 3-4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пункт 19 Информационной карты электронного аукциона (далее - Информационная карта) содержит требования к содержанию и составу заявки, инструкция участникам закупок по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, так:
"Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения: согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.03.2021 N 0107100003521000034-1 на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, которые все были допущены к участию в электронном аукционе.
Таким образом, единой комиссией правомерно принято решение о допуске 4 заявок с идентификационными номерами: 109238251, 109244011, 109269822, 109264481 к участию в электронном аукционе.
3.1. Согласно части 2, пункту 6 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно частям 6-8 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Пунктом 19 Информационной карты установлены требования к содержанию и составу заявки, инструкция участникам закупок по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, так:
"Вторая часть заявки должна содержать следующие документы:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) ФЗ N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.03.2021 N 0107100003521000034-3 все заявки были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации. Победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 109238251 (ИП К<__..>), с ценой контракта: 3000000,00 и с предложенной стоимостью запасных частей и (или) единицы услуг (работ) 2033,83 руб. руб.
Коми УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки от 26.08.2021 N 04-07/6284 о предоставлении всех заявок, поданных на участие в электронном аукционе. Оператором электронной площадки письмом от 02.09.2021 (вх. от 02.09.2021 N 4534-э.) представлены запрашиваемые сведения.
Комиссией Коми УФАС России в ходе анализа представленных заявок было установлено, что единой комиссией участники с идентификационными номерами: 109238251, 109244011, 109269822, 109264481 правомерно были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Таким образом, решение о заключении контракта с победителем закупки (ИП К<__..>), соответствующим требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации, предложившим наиболее низкую стоимость единицы услуг (работ), принятое единой комиссией не нарушает требования Закона о контрактной системе.
4. Относительно довода заявителя о возможном нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе при исполнении контракта на оказание услуг по организации питания для нужд ОМВД России по г. Печоре, в частности обеспечения трех разового комплексного горячего питания для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и в специальном приемнике, арестованных в административном порядке, Коми УФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу пункта 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по оценке доводов, касающихся соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В соответствии с частями 1, 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Субъектами контроля являются ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и ОМВД России по г. Печоре; финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, Коми УФАС России направило копию обращения в Управление Федерального казначейства Республики Коми для рассмотрения по подведомственности в указанной части.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
При проведении внеплановой проверки в обжалуемых действиях субъектов контроля - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и ОМВД России по г. Печоре при заключении контракта, касающегося оказания услуг по организации питания для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания и в специальном приемнике, арестованных в административном порядке, нарушений требований законодательства о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <__..>
Члены Комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 7 сентября 2021 г. N 011/06/99-608/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021