Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27390-ЭП/21 от 27.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку доски обрезной, бруса (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290021000157. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 137 533, 43 рублей.
В жалобе ООО "ПромЭнерго" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что требования к закупаемым товарам определены Заказчиком в разделе 4 документации об аукционе
Так, при описании товарной позиции Доска Тип 1 Заказчиком установлены следующие требования:
Доска обрезная необходима: сорт не 3. Должна быть изготовлена из древесины ели или сосны. Влажность может быть: естественная. На доске должны быть: ровные края, параллельные плоскости, отсутствие гнилостных поражений древесины, больных сучков, кармашков, червоточин, торцевые трещины. Толщина доски должна быть: 70 мм. Ширина доски: 150 мм. Длина: 6000 мм. Допускаются предельные отклонения от номинальных размеров: по длине: +50 и -25 мм. По толщине:
2,0 мм. По ширине: *3,0 мм. Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть не менее 60 мм. Сучки: сросшиеся здоровые, а в брусьях и частично сросшиеся, и несросшиеся здоровые: пластевые и ребровые кромочные, количество: не <2 шт. Частично сросшиеся и несросшиеся пластевые и ребровые количество: не
4 шт. Загнившие, гнилые и табачные: допускаются/не допускаются. Трещины: пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец допускаются длиной в долях длины пиломатериала: не
1/3. Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец допускаются длиной: не менее 100 мм и не более 200 мм. Грибные поражения: грибные ядровые пятна (полосы) допускаются общей площадью в % от площади пиломатериала: не <10%. Заболонные грибные окраски и плесень допускаются/не допускаются поверхностные в виде пятен и полос. Глубокие допускаются общей площадью в % от площади пиломатериала не более 10%. Гнили: допускаются/не допускаются. Червоточина: допускаются/не допускаются. Инородные включения, механические повреждения и пороки обработки: инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и др.), обзол острый (в обрезных пиломатериалах): допускаются/не допускаются. Пороки строения древесины: крень допускается не более 20% площади пласти пиломатериала. Кармашки допускаются на любом однометровом участке длины пиломатериала: 1-4 шт. Прорость допускается односторонняя шириной в долях соответствующей стороны пиломатериала: не
1/4. Рак: допускаются/не допускаются. Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость допускается стрела прогиба в долях длины пиломатериала, не >0,4%. Покоробленность поперечная допускается стрела прогиба в долях ширины пиломатериала: не > 1%. Доска Тип 1 должна соответствовать: ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2140-81, ГОСТ 24454-80.
Из содержания указанного описания товара следует, что, с одной стороны, Заказчиком установлены требования к товару "доска", с другой стороны, Заказчиком в описании указанного товара установлено требование к брусьям.
Также Заказчиком определено требование к ширине узкой пласти необрезных пиломатериалов, при этом, Заказчиком установлено требование к обзолу острому, относящееся к обрезным пиломатериалам.
Кроме того, при установлении требования к ряду показателей Заказчиком установлено как их наличие, так и допустимо их отсутствие.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что при описании рассматриваемой товарной позиции Заказчиком установлены взаимоисключающие требования, что не позволяет определить потребность Заказчика и является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком, в том числе, при описании товарных позиций N 3, 4 "Брус" различных типов, при описании которых Заказчиком установлено требование к толщине и ширине доски, что в отношении бруса не может быть применимо.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения являются существенными и повлияли на права и законные интересы Заявителя, Комиссия УФАС приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 65, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 сентября 2021 г. N 44-4065/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2021