Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):,
ООО "Лаборатория "Элемент" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27604-ЭП/21 от 30.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг переносу специализированной вертикально-интегрированной медицинской информационной системы "Сердечно-сосудистые заболевания" на федеральную государственную информационную систему "Платформа вертикально интегрированных медицинских информационных систем" и развитию компонента ВИМИС "Сердечно-сосудистые заболевания" "Платформы ВИМИС" (извещение N 0372100049621001708) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 06.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049621001708. Начальная (максимальная) цена контракта - 120 000 000, 00 рублей.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение Заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Право Заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм федерального закона и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст. 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приложением N 4 к конкурсной документации предусмотрен следующий порядок оценки в рамках показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг":
Требуемая квалификация и количество трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг |
Количество баллов при наличии у участника закупки специалистов, требуемой квалификации и в требуемом количестве |
Количество баллов при отсутствии у участника закупки специалистов, требуемой квалификации и в требуемом количестве |
2 (два) специалиста в области управления ИТ-услугами и ИТ-процессами уровня ITIL (IT Infrastructure Library), имеющих высшее образование в сфере информационных технологий и опыт работы в области информационных технологий не менее 3-х лет (Ккв1). |
10 |
0 |
1 (один) специалист в области применения методологий гибкого процесса разработки программного обеспечения по Agile, имеющий высшее образование в сфере информационных технологий и опыт работы в области информационных технологий не менее 3-х лет (Ккв2). |
10 |
0 |
1 (один) специалист в области управления проектами компетенции не ниже эксперт в области управления проектами, имеющие высшее образование в сфере информационных технологий и опыт работы в области информационных технологий не менее 3-х лет (Ккв3). |
10 |
0 |
1 (один) специалист в области администрирования систем Linux (Debian, Gentoo, CentOS)/Уровень 1, имеющий высшее образование в сфере информационных технологий и опыт работы в области информационных технологий не менее 3-х лет (Ккв4). |
10 |
0 |
2 (два) специалиста, имеющих высшее медицинское образование и опыт работы в области информационных технологий не менее 3-х лет (Ккв5). |
20 |
0 |
2 (два) специалиста, имеющих высшее медицинское образование, ученую степень кандидата медицинских науки и опыт работы в области информационных технологий не менее 3-х лет (Ккв6). |
20 |
0 |
2 (два) специалиста, имеющих высшее образование по специальности "Медицинская кибернетика" с квалификацией врач-кибернетик и опыт работы в области информационных технологий не менее 3-х лет (Ккв7). |
20 |
0 |
Информация о квалифицированных специалистах, предлагаемых для выполнения работ по предмету закупки, считается подтвержденной при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов (по каждому Работнику):
- копия диплома, подтверждающего наличие у Работника, привлекаемого для выполнения работ по предмету закупки, высшего образования в области информационных технологий (для специалистов, для которых данное требование установлено);
- копия диплома, подтверждающего наличие у Работника, привлекаемого для выполнения работ по предмету закупки, высшего образования медицинского образования (для специалистов, для которых данное требование установлено);
- копия диплома, подтверждающего наличие у Работника, привлекаемого для выполнения работ по предмету закупки, ученой степени кандидата медицинских наук (для специалистов, для которых данное требование установлено);
- копия соответствующего сертификата (в случае наличия сертификатов на иностранном языке, копия сертификата должна сопровождаться переводом на русский язык) (для специалистов, для которых данное требование установлено);
- копии всех заполненных страниц и следующей после них первой незаполненной страницы трудовых книжек, а также в случае если не осталось свободных строк, то необходимо приложить копию вкладыша, установленного законодателем образца (в этом случае на оборотной стороне обложки проставляется штамп "Выдан вкладыш" и далее указываются его серия и номер) (в случае если Работники, привлекаемые для оказания услуг по предмету закупки, состоят в штате такого участника), или сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем по форме СТД-Р в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.01.2020 N 23н, (в случае если Работники, привлекаемые для выполнения работ по предмету закупки, состоят в штате такого участника) или копии действующих гражданско-правовых договоров, на основании которых привлекаются Работники для оказания услуг по предмету закупки (в случае если Работники, привлекаемые для оказания услуг по предмету закупки, не состоят в штате такого участника), заверенные отделом кадров с отметкой "Работает по настоящее время";
- информация об опыте работника, подтверждаемая ссылками на записи в трудовой книжке или сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем по форме СТД-Р в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.01.2020 N 23н, или копиями гражданско-правовых договоров, подтверждающих такой опыт.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе сведений по показателю 2.1. участник закупки получает 0 баллов по данному показателю.
В случае предоставления информации об одном и том же специалисте по двум и более требованиям в рамках оценки по показателю 2.1., то такой специалист засчитывается только по одному из требуемых значений шкалы оценки.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
Значение в баллах корректируется с учетом коэффициента значимости:
НЦБiкв = КЗкв Кi,
где: КЗкв - коэффициент значимости показателя, КЗкв = 0,3
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
Кi = Ккв1+ Ккв2+ Ккв3+ Ккв4+ Ккв5+ Ккв6+ Ккв7.
На заседании Комиссии Управления представители Заявителя пояснили, что объект Закупки связан с переносом специализированной вертикально-интегрированной медицинской информационной системы, в связи с чем основополагающим значением является наличие у исполнителя сотрудников в IT сфере. Таким образом, включение в порядок оценки требования о наличии специалистов с медицинским образованием в сфере информационных технологий ограничивает права участников закупки.
В соответствии с возражениями Заказчика, предметом контракта является оказание услуг переносу специализированной вертикально-интегрированной медицинской информационной системы "Сердечно-сосудистые заболевания" на федеральную государственную информационную систему "Платформа вертикально интегрированных медицинских информационных систем" и развитию компонента ВИМИС "Сердечно-сосудистые заболевания" "Платформы ВИМИС". Целью выполнения Работ является перенос специализированной вертикально-интегрированной медицинской информационной системы "Сердечно-сосудистые заболевания" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ВИМИС "Сердечно-сосудистые заболевания") на федеральную государственную информационную систему "Платформа вертикально интегрированных медицинских информационных систем" ("Платформа ВИМИС") и развитие компонента ВИМИС "Сердечно-сосудистые заболевания" "Платформы ВИМИС" путем расширения функциональных возможностей прикладных подсистем "Методология", "Паспорт службы", "Мониторинг пациентов", "Аналитика", "Контрольные мероприятия", "Мониторинг деятельности службы", "Рабочие пространства". Это предполагает создание маршрутов оказания медицинской помощи пациентам, в том числе высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи, инструментов контроля качества оказания медицинской помощи в масштабах страны, разработку алгоритмов автоматизированной обработки и анализа информации и её визуализации для принятия высокоуровневых управленческих решений, интеграцию для обмена информацией со всеми медицинскими организациями России. В связи с масштабностью и стратегической национальной важностью задачи к работе привлекаются эксперты в области медицинской информатики, имеющие большой опыт в решении медико-биологических, клинических и профилактических проблем, медицине, здравоохранении и смежных областях. При этом установление данного показателя не ограничивает количество участников конкурса, а лишь позволяет выявить среди участников закупки более квалифицированных, способных качественно выполнить работы, предусмотренные предметом закупки.
Кроме того, в Техническом задании определены основные требования при разработке системы, в том числе, к ее функциональным возможностям в области медицины.
Наличие у участников закупки специалистов, описываемой квалификации, само по себе не является фактором, ограничивающим участие в закупке, а является лишь критерием оценки квалификации участников в рамках показателя, определяющего квалификацию трудовых ресурсов участника. В то же время порядком оценки предусмотрены условия о возможности предоставления информации о квалифицированных специалистах, работающих по гражданско-правовым договорам, на основании которых привлекаются работники для оказания услуг по предмету закупки, в случае если такие работники не состоят в штате участника.
На основании изложенного, с учетом представленных документов и сведений, а также пояснений представителей Заказчика и Заявителя Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы
2. В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Предметом оценки по данному показателю является обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Оценке подлежит количество специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по одной из следующих специальностей - специалитета (профессий, направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре): согласно "ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст) (дата введения 01.07.2017):
Прикладная математика и информатика;
Фундаментальная информатика и информационные технологии;
Информатика и вычислительная техника;
Информационные системы и технологии;
Прикладная информатика;
Информационная безопасность;
Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
Автоматизированные системы обработки информации и управления;
Информационная безопасность автоматизированных систем.
Сведения, предоставляемые участником открытого конкурса в электронной форме для оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", подтверждаются списком штатных сотрудников с указанием должности и высшего образования, заверенным печатью и подписью руководителя организации, а также копиями дипломов о высшем образовании и копиями трудовых книжек (трудовых договоров) на каждого сотрудника.
Предельно необходимое значение: 50 (пятьдесят) сотрудников.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
Комиссия УФАС отмечает, что установление требования о предоставлении исключительно трудовых книжек в отношении сотрудников находящихся в штате, а также трудовых договоров в отношении сотрудников, работающих по совместительству влечет за собой ограничение количества участников, поскольку исполнения поручений по реализации ЕКП могут быть проведены организациями с сотрудниками, как находящимися в штате на основании трудовой книжки, или с сотрудниками, работающими по совместительству на основании трудового договора, так и с сотрудниками, привлеченными на основании заключенных с ними договоров гражданскоправового характера.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
3. В составе жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки, выразившиеся ограничении числа участников закупки.
В частности, пунктом 6 Технического задания предусмотрено, что результаты работ передаются Заказчику в соответствии с Календарным планом выполнения работ (Таблица 2). Факт передачи результатов фиксируется в Актах сдачи-приемки работ по каждому этапу.
Результаты работ включают в себя:
- исходные тексты созданного прикладного ПО, реализующего функциональность Платформы ВИМИС и ВИМИС "Сердечно-сосудистые заболевания" в машиночитаемом виде;
- объектный код созданного прикладного ПО, реализующего функциональность Платформы и Системы;
- сторонние библиотеки, используемые при разработке и функционировании Платформы и Системы;
- документацию на Платформу и Систему.
Исходные тексты, объектный код созданного прикладного ПО, сторонние библиотеки передаются на внешнем машинном носителе (один экземпляр).
Пунктом 9 Технического задания предусмотрен следующий состав программного обеспечения:
9.2. Технологический стек
Серверное ПО:
- Centos 7.x
Контейнеры приложений:
- Docker
Оркестратор контейнеров приложений:
- Docker Swarm
СУБД:
- PostgreSQL - основное хранилище данных
- Cassandra - журналирование подсистем интеграции и обработки, журналирование действий пользователей, хранилище XML-документов
Языки/фреймворки разработки приложений:
- .Net Core - сервисы интеграции и обработки
- Java - подсистема ПСИ
- node.js - бекенды остальных подсистем
- BarsUp.JS, Polymer - UI-приложения
Брокер сообщений:
- Apache Kafka
Мониторинг здоровья:
- ELK - логирование технической информации
- Grafana - визуализация состояния очередей Kafka
- Zabbix - мониторинг инфраструктурных проблем
Веб-сервер (балансировка нагрузки):
- Nginx
Сервис отчетов:
- JasperReports
Как следует из довода Заявителя все программное обеспечение, за исключением приложения BarsUp. JS может быть свободно получено, либо приобретено.
Данные обстоятельства косвенно свидетельствуют о возможных злоупотреблениях со стороны Заказчика в части ограничения круга потенциальных участников, поскольку такое описание объекта закупки позволяют установить требования к товарам таким образом, что они будут соответствовать продукции конкретного производителя.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии УФАС не представлены сведения и документы, свидетельствующие о необоснованности довода жалобы Заявителя, позволяющие прийти к выводу, что вышеуказанное программное обеспечение может быть получено всеми участниками закупки, в связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное требование документации об аукционе не соответствует ч. 2 ст. 8 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода 1.4 жалобы.
4. Комиссией УФАС определено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Оценивается наличие у участника закупки собственной разработки программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/).
Подтверждением деловой репутации участника конкурса служит информация, представленная заполненной сводной таблицей с указанием номера пункта перечня программного обеспечения в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/), под которым значится программное обеспечение, правообладателем которого является участник закупки, названия программного обеспечения, даты внесения в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/).
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
На заседании Комиссии УФАС представители Заявителя пояснили, что Заказчиком установлены завышенные требования в части наличия собственных разработок в Едином реестре российских программ для электронных 2021-57422 16 вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр). В Реестре содержится 11 206 записей от 3538 правообладателей. При этом зарегистрированные продукты предназначены для решения совершенно разнообразных задач - операционные системы, офисные приложения, средства поиска и аналитики данных, утилиты, серверный и связующий софт, иные продукты. Таким образом, наличие 50 собственных разработок, что составляет 0.45% от общего количества реестрового программного обеспечения, внесенных в Реестр, которые могут быть написаны на разных языках программирования и под разные системы использования (в том числе на мобильных устройствах), иметь отношение к выполнению совершенно различных функций (т.е. как сложные самостоятельные системы и приложения, т.к. небольшие расширения (плагины, надстройки) для небольшого расширения функционала полноценно отдельно работающего программного обеспечения (опцией)) не влияет на возможность ускоренного исполнения контракта и/или повышения качества выполнения работ (оказания услуг) по контракту. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что Реестр ведется с 2016 года и вполне может служить инструментом для оценки участников рынка, занимающихся разработкой и модернизацией программного обеспечения, в т.ч. их компетенции и квалификации. В Реестр вносится информация о программном обеспечении, его разработчике, классе и другие атрибуты. Реестр носит официальный характер, внесение данных в него строго регламентируется профильным ведомством, в связи с чем исключается возможность фальсификации данных со стороны потенциальных участников. С точки зрения оценки квалификации, такой показатель как деловая репутация установлен Правилами и может применяться заказчиками на законных основаниях. Замысел заказчика в данном случае достаточно прост, если участник является действительно разработчиком программного обеспечения, то у него будут собственные разработки, которые для успешной реализации на российском рынке ему целесообразнее включить в Реестр. Комиссия УФАС так же отмечает, что указание в порядке оценки на 50 собственных разработок отражает предельное значение, которое будет оценено конкурсной комиссией Заказчика.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседание Комиссии Управления представителями Заявителя не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а так же напрямую указывающих, что установленный порядок оценки по оспариваемому показателю ограничивает участников закупки.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы.
Таким образом, жалоба признана частично обоснованной, а в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория "Элемент" обоснованной в части доводов относительно установления ненадлежащего порядка оценки заявок и нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 сентября 2021 г. N 44-/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021