Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 74" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Торговая компания Гермес" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27741-ЭП/21 от 01.09.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на проведение аварийно-технических работ по замене терморегуляторов ГВС в ИТП в зданиях СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 74" по адресам: г. Кронштадт, ул. Зосимова, д. 13, ул. Интернациональная д. 6 (извещение N 0372200030621000109) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 23.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200030621000109. Начальная (максимальная) цена контракта - 769 335,60 рублей.
В жалобе ООО "Торговая компания Гермес" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном описании объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
Наименование и конкретные показатели поставляемого товара предоставляются в соответствии с требованиями к товарам, установленными в таблице 1.3 приложения N 3 к документации об электронном аукционе, (далее - конкурсная документация) с учетом настоящей инструкции.
Таблица 1.3 приложения N 3 к документации об электронном аукционе, содержит описание требований к конкретным показателям таких товаров как: "Кран", "Клапан", "Задвижка".
Из таблицы 1.3 приложения N 3 к документации об электронном аукционе однозначно следует, что поставке подлежат товары, которые не относятся к строительным и расходным материалам.
Таким образом, Заказчик установил требования к первой части заявки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Кроме того, вышеуказанное обстоятельство также подтверждается тем, что Заказчиком в извещении и документации о закупке в отношении указанных товаров установлены соответствующие условия допуска и ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. А именно разделом 15 "Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 Закона" Документации об аукционе, установлено:
- 15.1. Запреты, ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, устанавливаются в соответствии со статьей 14 Закона.
- 15.2. Условия допуска для данного аукциона устанавливаются в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
- 15.3. Ограничения допуска для данного аукциона устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 617).
2. Проект контракта документации электронного аукциона, в том числе содержит следующие положения:
6. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ И ПРИНЯТИЯ ПОСТАВЛЯЕМОГО ЗАКАЗЧИКУ ТОВАРА, ПЕРЕДАВАЕМОГО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ
6.1. В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям Сторон, связанным с поставкой Заказчику товаров, передаваемых при выполнении работ по контракту (далее также - поставляемый товар; передаваемый при выполнении работ товар), применяются в соответствующей части правила о договорах купли-продажи, договорах поставки, установленные главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных контрактом.
6.2. Подрядчик обязан передать Заказчику поставляемый при выполнении работ товар (к которому относятся спортивное, детское оборудование, контейнерные площадки, ограждения (декоративные, газонные), полусферы, надолбы, приствольные решетки, устройства для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесы, беседки, уличную мебель, урны, элементы озеленения, информационные щиты и стенды, тротуарную плитку, иные элементы благоустройства, материалы (в том числе бетон, щебень, песок, бортовой камень, смеси различного типа, геотекстиль и иные материалы) и его принадлежности (при наличии), а также относящиеся к нему документы (технические паспорта, сертификаты качества, инструкции по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или контрактом.
61.3. Наименование, количество и стоимость поставляемого товара определены сметами (приложениями N 2,3 к контракту).
61.4. Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при наличии) поставляемого товара определены конкретными показателями товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ (приложение N 3 к контракту).
6.5. Поставка передаваемого при выполнении работ товара осуществляется Подрядчиком в пределах сроков выполнения работ по контракту.
6.6. Поставляемые при выполнении работ товары передаются и устанавливаются (монтируются, устраиваются) силами и средствами Подрядчика в местах выполнения соответствующих работ по адресам, указанным в сметах (приложение N 2 к контракту) и техническом задании (приложение N 1 к контракту).
6.7. Принятие (приемка) Заказчиком поставляемого товара осуществляется в следующем порядке:
6.7.1. По количеству товара - при сдаче результата работ на основании акта сдачи-приёмки выполненных работ;
6.7.2. По функциональным, технических, качественным и иным характеристикам товара - на основании передаваемых с товарами документов (технических паспортов, сертификатов качества, инструкций по эксплуатации и т.п.), предусмотренных законом, иными правовыми актами или контрактом.
6.8. Риск случайной гибели поставляемого товара несет Подрядчик до момента принятия (приемки) Заказчиком работ без замечаний и оговорок.
6.9. Подрядчик обязан передать Заказчику поставляемый товар свободным от любых прав третьих лиц.
Поставляемые Заказчику товары должны быть новыми, технически исправными (в том числе не иметь неисправностей изготовления и сборки, неисправностей конструкций, используемых в них материалов, неисправностей функционирования и эксплуатации), должны быть пригодны для установки (монтажа, устройства) на объекте выполнения работ, предусмотренном контрактом.
6.10. Подрядчик обязан передать поставляемый товар по количеству, ассортименту (видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам товара), качеству, комплектности, соответствующий требованиям, установленным сметами (приложением N 2 к контракту) и конкретными показателями товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ (приложение N 3 к контракту).
6.11. Срок гарантии качества поставляемого товара должен быть не меньше срока гарантии качества на выполняемые работы, предусмотренного контрактом. При этом гарантийный срок начинает течь с момента передачи поставляемого товара Заказчику в порядке, предусмотренном контрактом.
3. Дополнительно следует отметить следующее, приложение N1 к документации об электронном аукционе, "Требования к выполнению работ", содержит "Перечень поставляемых товаров, указанных в смете и принимаемых по накладной":
N п/п |
Наименование товара в соответствии со сметой |
ОКПД2 |
Пункт сметы, в котором прописан товар |
Кол-во |
Цена единицы товара согласно смете, руб., в т.ч. НДС 20% |
Стоимость товара, руб., в т.ч. НДС 20% |
1. |
Кран |
28.14.13.131 |
в соответствии с пунктом 3 локального сметного расчета |
1 |
11 459,39 |
11 459,39 |
2. |
Клапан |
28.14.11.110 |
в соответствии с пунктом 7 локального сметного расчета |
1 |
44 035,46 |
44 035,46 |
3. |
Клапан |
28.14.11.110 |
в соответствии с пунктом 8 локального сметного расчета |
1 |
40 185,25 |
40 185,25 |
4. |
Кран |
28.14.13.131 |
в соответствии с пунктом 14 локального сметного расчета |
1 |
11 459,39 |
11 459,39 |
5. |
Клапан |
28.14.11.110 |
в соответствии с пунктом 15 локального сметного расчета |
1 |
23 779,69 |
23 779,69 |
6. |
Задвижка |
28.14.13.120 |
в соответствии с пунктом 18 локального сметного расчета |
1 |
26 943,13 |
26 943,13 |
7. |
Клапан |
28.14.11.110 |
в соответствии с пунктом 21 локального сметного расчета |
1 |
44 035,46 |
44 035,46 |
8. |
Клапан |
28.14.11.110 |
в соответствии с пунктом 22 локального сметного расчета |
1 |
40 185,25 |
40 185,25 |
9. |
Фильтр |
28.29.12.134 |
в соответствии с пунктом 28 локального сметного расчета |
3 |
3 088,40 |
9 265,20 |
10. |
Кран |
28.14.13.131 |
в соответствии с пунктом 30.1 локального сметного расчета |
2 |
14,07 |
28,14 |
11. |
Задвижка |
28.14.13.120 |
в соответствии с пунктом 33 локального сметного расчета |
1 |
5 731,20 |
5 731,20 |
В доводах жалобы Заявитель указывает, что товары, описанные Заказчиком, не подлежат поставке при выполнении работ ("Узлы", "Трубки", "Термометры", и т.д.), ввиду чего, по его мнению, Заказчиком незаконно установлены требования к составу первой части заявки.
Таким образом в части довода жалобы о неправомерном требовании показателей используемых товаров, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной, однако, в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащей инструкции в аукционной документации, поскольку положения инструкции вводят участников закупки в заблуждение (используемые и поставляемые недостаточным образом разделены в положениях документации, что вводит в заблуждение как участников закупки, так и аукционную комиссию). Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговая компания Гермес" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 74"
ул. Комсомола, 2, лит. А, г. Кронштадт,
Санкт-Петербург, 197762
тел.: 7-812-4353437
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: (495) 542-40-20 (102)8
ООО "Торговая компания Гермес"
ул. Рузовская, д. 31/1, лит. А, пом. 6-Н 6,
Санкт-Петербург, 190013
тел.: +7 (953) 370-77-74
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-4117/21
07.09.2021
Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-4117/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 64, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 74", аукционной комиссии устранить нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200030621000109;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200030621000109 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200030621000109 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.10.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 сентября 2021 г. N 44-4117/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021