Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): ;
ООО "ЛЕГИОН" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27911-ЭП/21 от 02.09.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий по презентации проекта "Новая туристская география Санкт-Петербурга" для представителей туристского бизнеса регионов Российской Федерации (извещения N 0172200007021000013) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 14.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200007021000013.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 714 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Представители Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласны с доводами жалобы.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Разделом 16 Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок в рассматриваемой части:
"16.4. Порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участника закупки).
Коэффициент значимости критерия: 0,4.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
N п/п |
Показатель критерия оценки заявок |
Значимость показателя, % |
Коэффициент значимости |
Квалификация участника закупки | |||
1 |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг |
100 |
1 |
Значение показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Участник для подтверждения сведений, в составе заявки должен представить следующие документы:
- копия трудовой книжки, или копия трудового договора, или копия гражданско-правового договора заключенного между участником конкурса и предлагаемым профессиональным режиссером-постановщиком для оказания соответствующих услуг по предмету контракта (для подтверждения наличия трудовых отношений с участником конкурса);
- копия(и) диплома(ов) о высшем образовании и приложения к ним, подтверждающие наличие высшего профессионального образования по специальности "Культпросветработник" и/или "Режиссер театрализованных представлений и праздников";
- копия(и) документа(ов), подтверждающие(ие) наличие почетного звания "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", входящего в государственную наградную систему Российской Федерации, в области искусства и культуры;
- копия(и) документа(ов), подтверждающие(ие) наличие ведомственного знака отличия, выданного федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации;
- трудовой стаж подтверждается приложением копии трудовой книжки и/или трудового(ых) договора(ов) и/или гражданско-правового(ых) договора(ов) и/или копия выписки из послужного списка/личного дела (на каждой странице копии трудовой книжки/трудового договора/гражданско-правового договора должна быть запись "Копия верна"; кто заверил (фамилия, инициалы); должность заверяющего; когда заверил; подпись заверяющего), подтверждающие стаж работы по специальности.
Под опытом работы (стажем работы) по специальности в настоящем конкурсе понимается работа в должности режиссера-постановщика и/или культпросветработника и/или художественного руководителя и/или инструктора по культурно-массовой работе и/или специалиста по культурно-массовой работе и/или специалиста отдела культурно-досуговой работы.
Шкала оценки по показателю "Квалификация профессионального режиссера-постановщика, предлагаемого участником для оказания услуг".
Для оценки заявок по показателю "Квалификация профессионального режиссера-постановщика, предлагаемого участником для оказания услуг" установлена шкала предельных величин значимости показателя оценки (Таблица N 1). Определение количества баллов будет определяться по соответствию заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов".
Таблица N 1
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
а) |
Документы не представлены и/или не соответствуют уровню шкал |
0 баллов |
б) |
Представлены сведения о предлагаемом профессиональном режиссере-постановщике для оказания услуг по предмету контракта, имеющего высшее профильное образование по специальности "Культпросветработник" и/или "Режиссер театрализованных представлений и праздников", имеющего не менее 2 ведомственных знаков отличия, имеющего почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", имеющего опыт работы по специальности от 10 до 14 лет, и представлены подтверждающие документы. |
25 баллов |
в) |
Представлены сведения о предлагаемом профессиональном режиссере-постановщике для оказания услуг по предмету контракта, имеющего высшее профильное образование по специальности "Культпросветработник" и/или "Режиссер театрализованных представлений и праздников", имеющего от 3 (трех) до 4 (четырех) ведомственных знаков отличия, имеющего почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", имеющего опыт работы по специальности от 15 до 19 лет, и представлены подтверждающие документы. |
50 баллов |
г) |
Представлены сведения о предлагаемом профессиональном режиссере-постановщике для оказания услуг по предмету контракта, имеющего высшее профильное образование по специальности "Культпросветработник" и/или "Режиссер театрализованных представлений и праздников", имеющего 5 (пять) и более ведомственных знаков отличия, имеющего почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", имеющего опыт работы по специальности от 15 до 19 лет, и представлены подтверждающие документы. |
75 баллов |
д) |
Представлены сведения о предлагаемом профессиональном режиссере-постановщике для оказания услуг по предмету контракта, имеющего высшее профильное образование по специальности "Культпросветработник" и/или "Режиссер театрализованных представлений и праздников", имеющего 5 (пять) и более ведомственных знаков отличия, имеющего почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", имеющего опыт работы по специальности 20 и более лет, и представлены подтверждающие документы. |
100 баллов |
В случае непредставления указанных документов участнику размещения заказа в допуске не отказывается, однако его заявка по показателю "Квалификация профессионального режиссера-постановщика, предлагаемого участником для оказания услуг", заявке такого участника по данному показателю присваивается значение равное 0 баллов."
Комиссией УФАС констатирует, что вышеустановленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" имеет однозначное указание по предоставлению участниками закупки копий документов, подтверждающих наличие ведомственных знаков отличия, выданных Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации профессиональному режиссеру-постановщику.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком не конкретизирована сфера деятельности и причина получения выданных профессиональным режиссерам-постановщикам вышеуказанных ведомственных знаков отличия.
Данное обстоятельство может позволить участникам закупки предоставить вышеуказанные документы не относящиеся к предмету закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что данный порядок оценки не выявляет лучшего предложения в рамках рассматриваемого показателя.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении остальных доводов жалобы Комиссия УФАС пришла к выводу, что конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данные доводы жалобы являются необоснованными.
Таким образом, жалобу следует признать обоснованной частично.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке была подана 1 заявка, в связи с чем порядок оценки не применялся.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛЕГИОН" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 сентября 2021 г. N 44-4135/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021