резолютивная часть решения объявлена 31.08.2021 г.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - заявитель, ООО "Весна"), надлежащим образом извещенного уведомлениями, в том числе публично путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Весна", в присутствии представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии г.Черкесска (далее - заказчик, конкурсная комиссия).А., действующего на основании доверенности Nб/н от 20.12.2021 г.,., действующей на основании доверенности Nб/н от 20.12.2021 г.,
рассмотрев жалобу ООО "Весна" на действия Единой комиссии заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0179600001221000061 "Ремонт тротуаров с заменой существующего покрытия на тротуарную плитку по г. Черкесску" (далее - открытый конкурс в электронной форме, конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Весна" на действия конкурсной комиссии заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно жалобе заявителя, конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки, установленный в конкурсной документации, в отношении опыта работы, связанного с предметом контракта, по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема". При осуществлении оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки, конкурсной комиссией не приняты гражданско-правовые договоры, приложенные в составе заявки.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО "Весна", заказчика, Акционерного общества "ЭТС" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Весна" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
27.08.2021 г. от заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "Весна", согласно которым конкурсная комиссия заказчика руководствовалась требованиями Закон о контрактной системе. ООО "Весна" не представлены контракты (договоры), заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон закупках), как того требует конкурсная документация. В связи с этим, гражданско-правовые договоры, представленные в составе второй части заявки, не были приняты к оценке, в связи с чем, по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме" заявке было присвоено "0" баллов.
Рассмотрение жалобы ООО "В" состоялось 30 и 31 августа 2021 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "В", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС по КЧР пришла к следующим выводам.
30.07.2021 г. 15:33 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N0179600001221000061 "Ремонт тротуаров с заменой существующего покрытия на тротуарную плитку по г. Черкесску" (извещение о проведении открытого конкурса - 30.07.2021 г. 15:33 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса и конкурсной документации с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 30 003 220,00 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 30.07.2021 г. 15:33 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 16.08.2021 г. 08:00 ч.; Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 17.08.2021 17:00 ч.; Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 20.08.2021 17:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных п.5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п.8 Правил).
В силу п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.27 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч.16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст.34 и ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок:
1)цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2)квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
При этом, согласно конкурсной документации оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующего показателя: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
Оценка по данному показателю определяется по общей стоимости контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог и тротуаров.
В рамках данного показателя заказчик оценивает общую стоимость (в рублях) исполненных контрактов (договоров), принятых к оценке.
Под контрактом (договором) сопоставимого объема понимается исполненный контракт (договор), на любую сумму, без ограничения минимальной стоимости такого контракта (договора).
Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается исполненный контракт (договор), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог и тротуаров, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Документы, подтверждающие соответствие данному показателю:
- копии исполненных контрактов (договоров) (с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии)) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог и тротуаров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
К оценке не принимаются:
- контракты (договоры), сведения о которых в составе заявки представлены не в полном объеме (отсутствуют частично или в полном объеме документы, подтверждающие соответствие данному показателю);
- контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 23 августа 2021 года, конкурсной комиссией заказчика осуществлена оценка вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки.
В заявке ООО "В" на участие в конкурсе были представлены 15 гражданско-правовых договоров, тогда как в конкурсной документации было предусмотрено, что под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается исполненный контракт (договор), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог и тротуаров, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Учитывая, что в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме ООО "В" не представлены исполненные контракты (договоры), предметом которых являются выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог и тротуаров, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", конкурсной комиссией заказчика по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме" правомерно присвоено "0" баллов.
На основании ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с ч.9 ст.54.7 Закона о контрактной системе.
Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию: 1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; 2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены; 3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям; 4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника; 5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в п.3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (ч.7 ст.54.7 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 23.08.2021 г. , на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и руководствуясь ст.54.7 Закона о контрактной системе, конкурсной комиссией принято решение о признании победителем конкурса участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, в связи с чем, заявке присвоен первый номер (общество с ограниченной ответственностью").
Конкурсной комиссией заказчика осуществлена оценка второй части заявки общества с ограниченной ответственностью "в отношении которого принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации), что подтверждается протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.08.2021 г.
Общая стоимость исполненных контрактов обществом с ограниченной ответственностью "с учетом оценки конкурсной комиссией всех контрактов, приложенных в составе второй части, составила - 123 301 683, 28 рублей.
При оценке вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной комиссией заказчика не учтено, что государственный контракт N20, заключенный между ООО "" и МВД по КЧР от 28.03.2017 г. по предмету: "Выполнение работ по реконструкции объекта: ФКУЗ "МСЧ МВД России по КЧР", расторгнут 12 февраля 2018 года соглашением сторон. На момент подписания соглашения от 12 февраля 2018 года ООО "были исполнены обязательства по контракту N20 от 28.03.2017 г. только на 95 130 100 рублей, тогда как государственный контракт был заключен на 97 382 680 рублей.
В конкурсной документации заказчиком предусмотрено, что к оценке не принимаются: контракты (договоры), сведения о которых в составе заявки представлены не в полном объеме (отсутствуют частично или в полном объеме документы, подтверждающие соответствие данному показателю); контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Также конкурсной комиссией оценены государственные контракты, в которых не были приложены справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма КС-3), акт приемки законченного строительством объекта (КС-11), в частности, государственный контракт N20-0034 от 16.12.2020 "Фельдшерско-акушерский пункт в с.Светлое, Прикубанского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики", государственный контракт от 26.11.2020 г. N20-0031 "Фельдшерско-акушерский пункт в а.Кызыл-Юрт, Хабезского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики", государственный контракт N40 от 29.05.2017 г. "Капитальный ремонт нежилого помещения по адресу: а. Псыж, ул. Шоссейная, 168".
Согласно положениям документации о проведении открытого конкурса в электронной форме, документы, представляемые в качестве подтверждения опыта, должны соответствовать следующим установленным требованиям:
- копии исполненных контрактов (договоров) (с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии)) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог и тротуаров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: 1) наименование документа; 2) дата составления документа; 3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 4) содержание факта хозяйственной жизни; 5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события. 7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Единой комиссией при оценке заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" учитываются только те сведения, которые подтверждены документально, в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Контракт (договор), в отношении которого будет представлен неполный перечень документов и сведений, не будет учтен при оценке заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, конкурсной комиссии заказчика нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок, установленного конкурсной документацией, что влечет нарушение материального права, а именно, ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Весна" необоснованной.
2.Признать в действиях конкурсной комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г.Черкесск нарушения ч.6 ст.54.7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Управлению жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г.Черкесск, Конкурсной комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г.Черкесск, Акционерному обществу "ЭТС" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 3 сентября 2021 г. N 009/06/106-267/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021