резолютивная часть решения объявлена 07.09.2021 г.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Стигматранс" (далее - заявитель, ООО "Стигматранс"), надлежащим образом извещенного уведомлением, в том числе публично путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Стигматранс", в присутствии представителя Администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - заказчик). действующей на основании доверенности Nб/н от 01.09.2021 г.,
рассмотрев жалобу ООО "Стигматранс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0179300006321000009 "Текущий ремонт дорожного покрытия с устройством системы водоотведения автомобильной дороги Медногорский- Горный Урупского муниципального района Карачаево- Черкесской Республики" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Стигматранс" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе, заказчиком в проекте контракта документации об электронном аукционе ненадлежащим образом установлена ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, а также заявитель считает, что документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе в части предъявления излишних требований к составу заявки, что ущемляет права и законные интересы ООО "Стигматранс" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об аукционе.
В связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО "Стигматранс", заказчика, уполномоченного органа, акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "Стигматранс" Комиссией УФАС по КЧР осуществлено 6 и 7 сентября 2021 дистанционно.
Заказчиком 3 сентября 2021 года и 7 сентября 2021 года представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "Контракт", согласно которым документация об аукционе утверждена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом потребностей заказчика. На основании вышеизложенного, заказчик просит признать жалобу ООО "Монолит" необоснованной.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Стигматранс", проанализировав письменные пояснения, представленные уполномоченным органом, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
24.08.2021 г. 15:18 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликован электронный аукцион N0179300006321000009 "Текущий ремонт дорожного покрытия с устройством системы водоотведения автомобильной дороги Медногорский- Горный Урупского муниципального района Карачаево- Черкесской Республики" (извещение о проведении электронного аукциона - 25.01.2021 г. 17:29 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 10 000 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 24.08.2021 г. 15:18 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 01.09.2021 г. 08:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 01.09.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 02.09.2021 г.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу заявителя, заказчиком, в проекте контракта документации об электронном аукционе ненадлежащим образом установлена ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063" (далее - Постановление N1042).
Изучив проект муниципального контракта документации об электронном аукционе, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что установленная заказчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не противоречит Постановлению N1042 и Закону о контрактной системе.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии УФАС по КЧР явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.В соответствии с п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В п.28 информационной карты документации об аукционе (Документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе) установлено, что вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию, в том числе выписку из реестра членов СРО.
Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Приказом Минрегиона РФ N624 от 30.12.2009 г. утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Принимая во внимание то, что предметом муниципального контракта является текущий ремонт дорожного покрытия с устройством системы водоотведения автомобильной дороги Медногорский- Горный Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, а также учитывая, что виды работ, предусмотренные в локальном сметном расчете, не включены в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N86 от 04 марта 2019 года, является неправомерным.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч.3 или 3.1 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается (ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе).
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 28 раздела 2 "Информационной карты электронного аукциона" первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на поставку товара, должна содержать:
- согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; наименование страны происхождения товара; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что объектом закупки являются работы по текущему ремонту дорожного покрытия с устройством системы водоотведения автомобильной дороги Медногорский-Горный Урупского муниципального района Карачаево- Черкесской Республики, так как в документации об аукционе заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе относительно поставки товара.
Следовательно, действия заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе, надлежащим образом требования к составу заявки на участие в электронном аукционе, нарушают положения п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. На основании ч.1 ст.63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. ст.63 Закона о контрактной системе (ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе).
В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, дополнительные требования.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст. ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Предметом муниципального контракта является текущий ремонт дорожного покрытия с устройством системы водоотведения автомобильной дороги Медногорский- Горный Урупского муниципального района Карачаево- Черкесской Республики с начальной (максимальной) ценой контракта - 10 000 000,00 рублей.
В ч.1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 (далее - ПП РФ N99 от 04.02.2015) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к ПП РФ N99 от 04.02.2015.
Учитывая, что в п.2(3) приложения N1 к ПП РФ N99 от 04.02.2015 г. включен текущий ремонт дорожного покрытия с устройством системы водоотведения автомобильной дороги Медногорский- Горный Урупского муниципального района Карачаево- Черкесской Республики, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей, то, соответственно, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть предъявлены дополнительные требования с предоставлением подтверждающих документов.
Однако, как в извещении о проведении электронного аукциона, так и в документации об аукционе отсутствует требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в части наличия опыта работы, связанного с предметом контракта. Соответствие дополнительным требованиям является наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям должны быть:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
4. Закупка N0179300006321000009 "Текущий ремонт дорожного покрытия с устройством системы водоотведения автомобильной дороги Медногорский- Горный Урупского муниципального района Карачаево- Черкесской Республики" (извещение о проведении электронного аукциона - 25.01.2021 г. 17:29 ч.) осуществлена заказчиком для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе.
В силу ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч.1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе).
В нарушение ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки не установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
5. На основании ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В п.8 информационной карты документации об аукционе предусмотрено, что закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако, в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе не содержит требование о предоставлении декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом соответствующая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сигматранс" обоснованной в части.
2.Признать в действиях Администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесский Республики нарушения ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что ранее по данной закупке в рамках рассмотрения дела N 009/06/106-272/2021 Администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесский Республики было выдано Предписание об устранении выявленных нарушений.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 8 сентября 2021 г. N 009/06/106-273/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021