Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Пономаренко Л.И.
от ООО "ГазТехМонтаж" - Филатов М.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ГБУК СК "Музейно-выставочный комплекс "Моя страна. Моя история" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "ГазТехМонтаж" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321500000821000008 Оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования для обеспечения нужд Ставропольского края.
Заказчик указывает, что участник закупки - ООО "ГазТехМонтаж" уклонился от заключения контракта.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ГазТехМонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав стороны, проведя проверку факта уклонения победителя аукциона от заключения контракта и действий заказчика установила:
В своем обращении Заказчик указал следующее:
По результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно протокола N 8-ЭА (0321500000821000008) подведения итогов электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования для обеспечения нужд Ставропольского края от 20 августа 2021 г. победителем электронного аукциона было признано ООО "ГазТехМонтаж".
Цена контракта составила 247 540,20 (Двести сорок семь тысяч пятьсот сорок рублей 20 копеек), что на 70,25 % меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении, документации об электронном аукционе.
20 августа 2021 г. заказчик разместил в Единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта согласно части 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ участник электронной процедуры, признанный победителем, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
23.08.2021 г. победитель электронного аукциона ООО "ГазТехМонтаж" разместил на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" подписанный контракт и банковскую гарантию от 23.08.2021 N 60396 ЕЭТП-2021, выданную акционерным обществом Коммерческий Банк "Модульбанк", на сумму 24 754,02 (Двадцать четыре тысячи семьсот пятьдесят четыре рубля 02 копейки).
В соответствии с пунктом 6.2. контракта, направленного победителю электронного аукциона, сумма обеспечения исполнения контракта составляет 24 754,02 (Двадцать четыре тысячи семьсот пятьдесят четыре рубля 02 копейки), что эквивалентно 10 процентам от цены, по которой заключается Контракт.
Пунктом 6.3. контракта предусмотрено, что в случае, если предложенная Исполнителем цена, сумма цен единиц услуги снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен указанных единиц, Исполнитель предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 20 августа 2021 г. N 0321500000821000008-2 процент снижения победителя электронного аукциона ООО "ГазТехМонтаж" составил 70,25 % от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении, документации об электронном аукционе.
Частью 2 статьи 37 Закона N 44-ФЗ определено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ (в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 13 статьи 83.2. Закона N 44-ФЗ установлено, что победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
По состоянию на 23.08.2021 г. победитель электронного аукциона ООО "ГазТехМонтаж" не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона N 44-ФЗ.
На основании части 13 статьи 83.2, частей 5, 6 статьи 37 Закона N 44-ФЗ ООО "ГазТехМонтаж" признан уклонившимся от заключения контракта.
23 августа 2021 года заказчиком был составлен протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 8-ЭА (0321500000821000008) на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования для обеспечения нужд Ставропольского края и размещен в установленном порядке в ЕИС.
26 августа 2021 года в адрес заказчика поступило письмо ООО "ГазТехМонтаж" о возникновении технической ошибки, при которой АО КБ "МодульБанк" была выдана банковская гарантия с некорректными данными, и предоставлении оставшейся части обеспечения исполнения контракта в форме внесения денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
На основании вышеизложенного, комиссия пришла к следующему выводу:
20 августа 2021 г. заказчик разместил проект контракта, в силу ст. 83.2 Закона N44-ФЗ участнику необходимо было подписать контракт со своей стороны в течении пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в ЕИС, т.е. поставщик должен был подписать контракт со своей стороны до 25 августа 2021 г. и разместить документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий.
23.08.2021 г. ООО "ГазТехМонтаж" подписал со своей стороны контракт.
Составленный заказчиком Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 8-ЭА (0321500000821000008) и размещенный 23.08.2021 г. нарушает требование ч. 3, 13 ст. 83.2 Закона N44-ФЗ.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, у комиссии оснований для включения ООО "ГазТехМонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков не имеется, на основании ст. 83.2 Закона N44-ФЗ и п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.
Из представленных ООО "ГазТехМонтаж" письменных пояснений следует, что он не имел намерения уклоняться от заключения контракта.
Своевременное подписание контракта не было произведено по причине болезни (необходимости срочного хирургического вмешательства, а также предстоящей послеоперационной реабилитации и последующей химиотерапии). ООО "ГазТехМонтаж" было принято решение не подписывать контракт, дабы не подводить заказчика. (Доказательства представлены и приобщены в материалы дела данного дела).
Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру, при осуществлении которой затрагиваются конституционные права и свободы, а также права и законные интересы, как самого ООО "ГазТехМонтаж", так и других лиц.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов лиц, размещающих заявки на заключение государственных контрактов.
Заказчик в своем обращении не настаивает на включении ООО "ГазТехМонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Ставропольского УФАС России также учитывала, что в Управление ранее сведений в отношении ООО "ГазТехМонтаж" о включении в реестр недобросовестных поставщиков не поступало.
При имеющихся обстоятельствах, у Комиссии не имеется объективных оснований для признания действий ООО "ГазТехМонтаж" заведомо недобросовестными и направленными на срыв закупки. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ и частью 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ГазТехМонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУК СК "Музейно-выставочный комплекс "Моя страна. Моя история" нарушившим требования ст. 83.2 Закона N44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 сентября 2021 г. N РНП-26-1550
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2021