Резолютивная часть оглашена
06.09.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СГКБ N1 им. Н.И. Пирогова о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Партнер" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку расходных материалов для ОРИТ для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N1 имени Н.И. Пирогова (извещение N0142200001321004767),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБУЗ СГКБ N1 им. Н.И. Пирогова (далее - Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом в установленные контрактом сроки, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений о поставщике в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Кроме того, согласно части 1 статьи 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
16.04.2021 г. между Заказчиком и ООО "Партнер" заключен контракт N 229/2021 от 16.04.2021 г. на поставку расходных материалов для ОРИТ (далее-товар).
В соответствии с п. 4.1 контракта место, сроки (период), порядок поставки и приема-передачи Товара, включая перечень документов по исполнению обязательств, предоставляемых Поставщиком, указываются в Техническом задании.
Согласно пункту 2 Технического задания к контракту Поставщик осуществляет поставку товара по адресу: г. Самара, ул. Полевая, 80 до местонахождения склада, включая погрузочно-разгрузочные работы по месту поставки. Поставщик осуществляет поставку партии товара в течении 3 дней с момента поступления от Заказчика предварительной заявки, но в любом случае в соответствии с графиком работы склада Заказчика (График работы склада: понедельник-пятница с 8-30 ч. до 15-00 ч., кроме выходных и нерабочих праздничных дней). Заявки передаются путем электронной почты, факсимильной связью, на бумажном носителе.
28.04.2021 г. в адрес Поставщика направлены заявки на поставку товара N 402-404 от 28.04.2021 г. на общую сумму 829 123,50 руб. по контракту, срок для поставки товара - 04.05.2021 г., товар по заявкам поставлен частично и с просрочкой на общую сумму 265 448,72 руб.
16.06.2021 г. в адрес Поставщика за исх. N35-25/1367 от 16.06.2021 г. посредством электронной почты и заказным почтовым отправлением была направлена претензия ГБУЗ СГЛБ N1 им. Н.И. Пирогова с требованием об оплате неустойки в размере 3 735,08 руб. в связи с просрочкой исполнения обязательств по контракту.
21.06.2021 г. Поставщик получил настоящую претензию, однако неустойку не оплатил, допоставку не осуществил.
13.07.2021 г. в адрес Поставщика за исх. N07-25/1613 от 13.07.2021 г. посредством электронной почты и заказным почтовым отправлением было направлено требование о допоставке товара по контракту.
19.07.2021 г. Поставщик получил требование о допоставке, однако до настоящего времени допоставку не осуществил.
Заказанные расходные материалы используются лечебным учреждением при оказании медицинской помощи тяжелым пациентам, находящимся в отделениях реанимации и интенсивной терапии, и в настоящее время имеется острая потребность в связи с их нехваткой в учреждении, на что Заказчик обращает внимание Поставщика в претензии.
Однако со своей стороны Поставщик не принимает во внимание социальную значимость таких поставок и действия больницы игнорирует.
В соответствии с пунктом 10.6 контракта его расторжение допускается в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским кодексом.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 229/2021 от 16.04.2021 г., размещено на сайте zakupki.gov.ru и направлено в адрес ООО "Партнер" двумя способами:
- По почте, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних отправлений от 09.08.2021;
- Электронной почтой, что подтверждается скриншотом.
Информация о вручении почтового отправления была получена 17.08.2021 г. в 13.05 ч. с официального сайта Почты России через отслеживание по почтовому идентификатору 44311058178752, отчет об отслеживании отправления с указанным почтовым идентификатором зарегистрирован 17.08.2021 г. за N 35-23/2116, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 28.08.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Обществом не приняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Представитель ООО "Партнер" письменные пояснения комиссии Самарского УФАС России не представили, явку представителей не обеспечили.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Действуя в рамках заключения государственного контракта, Поставщик должен учитывать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
Кроме того, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что сведения об ООО "Партнер" ранее были включены в реестр недобросовестных поставщиков.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением государственных заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Партнер" (ИНН: 6670118295, КПП 665801001, ОГРН 1069670116625, юридический адрес: 620102,Свердловская область, город Екатеринбург, улица Белореченская, дом 28А, помещение 12; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: Семеновой Юлии Игоревне (ИНН 561113673674)) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Партнер", Семеновой Юлии Игоревне из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение к решению Самарского УФАС России NРНП-63-292 от 06.09.2021 г.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
28.08.2021 |
01.09.2021 |
31.08.2021 |
0 |
31.08.2021 |
07.09.2021 |
06.09.2021 |
0 |
09.09.2021 |
09.09.2021 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 сентября 2021 г. N РНП-63-292
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021