Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
ФГБУН ФИЦ "Кольский научный центр Российской академии наук" - Цупикова А.В. (по доверенности),
ООО "Первая строительная компания" - Сердюкова В.А. (директор), Пилюгиной А.В. (по доверенности),
рассмотрев обращение ФГБУН ФИЦ "Кольский научный центр Российской академии наук" о включении сведений в отношении ООО "Первая строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверку порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Мурманского УФАС России от 25.01.2021 N 08,
УСТАНОВИЛА:
01.09.2021 в Мурманское УФАС России поступило заявление ФГБУН ФИЦ "Кольский научный центр Российской академии наук" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Первая строительная компания" (далее - Общество, Поставщик) (ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 27, корп. 3, кв. 37, ИНН 8603214913, ОГРН 1158603002140, генеральный директор Сердюков Валерий Александрович, ИНН 860305024655) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N 0349100005120000051 на поставку лабораторного концентрационного стола для нужд ГоИ КНЦ РАН".
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции, по указанию ЦА ФАС России, заявление о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
По итогам проведения 04.12.2020 электронного аукциона на поставку лабораторного концентрационного стола для нужд ГоИ КНЦ РАН (номер извещения 0349100005120000051), 18.12.2020 между ООО "Первая строительная компания" и ФГБУН ФИЦ "Кольский научный центр Российской академии наук" был заключен контракт N 0349100005120000051 (далее - контракт).
Предмет контракта: поставка лабораторного концентрационного стола для нужд ГоИ КНЦ РАН.
Реестровый номер договора: 1510110028020000058.
Цена договора: 1 841 666,67 руб.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.6 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пункт 10.7 контракта устанавливает право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В связи с ненадлежащим исполнением условий контракта, на основании пункта 10.7 контракта, 07.07.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.07.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в ЕИС (в разделе "Контракты и договоры/ Дополнительная информация о контрактах") и направил Обществу заказным письмом с уведомлением (исх. N 186.01-08/628), а 12.07.2021 - посредством электронной почты.
Согласно данным сайта АО "Почта России", 16.07.2021 почтовое отправление N 18420960063720 прибыло в место вручения, однако не было вручено. 16.08.2021 данное почтовое отправление было направлено отправителю в связи с истечением срока хранения.
В связи с тем, что Заказчик не получил подтверждение о вручении Обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения данного решения в единой информационной системе, то есть 09.08.2021. Соответственно, решение Заказчика об одностороннем расторжении контракта вступило в силу 20.08.2021. Сведения о прекращении исполнения контракта размещены в ЕИС 25.08.2021.
Заявление ФГБУН ФИЦ "Кольский научный центр Российской академии наук" о включении сведений в отношении ООО "Первая строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе срок - 25.08.2021.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок с которыми контракты расторгнуты, в том числе, на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
В соответствии с условиями контракта в течение 126 календарных дней с момента заключения контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику лабораторный концентрационный стол (далее - товар) в соответствии с техническим заданием.
Приемка товара осуществляется путем передачи Поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида товара, а также иных документов, подтверждающих качество товара (пункт 4.4 контракта).
Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика (пункт 4.5 контракта).
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик проводит экспертизу (пункт 4.6 контракта).
При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного товара Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней подписывает акт приема-передачи товара, товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. после этого товар считается переданным Поставщиком Заказчику (пункт 4.7 контракта).
При выявлении несоответствий в поставленном товаре, препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в 4.7 контракта, отказывает в приемке товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения (пункт 4.8 контракта).
Согласно представленным документам и сведениям, письмом от 19.04.2021 N 102-и Поставщик уведомил Заказчика, что в связи с санитарными ограничениями срок поставки товара об увеличится не более 10 дней.
Товар был поставлен Заказчику 18.05.2021 (акт N 1035071/0368).
20.05.2021 приемочная комиссия Заказчика составила заключение, согласно которому поставленный товар не соответствует условиям контракта: является не новым - имеет на корпусе царапины, видимые следы от сварки, а также на товар не представлены сертификаты качества, сопроводительные документы. Кроме того, по результатам тестовых испытаний установлено, что поставленный товар не выполняет функции концентрационного стола.
21.05.2021 N 186.01-08/458 Заказчик направил претензию с требованием произвести замену поставленного товара в соответствии с условиями контракта, а также произвести оплату штрафных санкций.
Заказчик вернул товар Поставщику по акту возврата некачественного товара от 24.05.2021.
Письмом от 31.05.2021 N 153-и Поставщик уведомил об устранении недочетов в ближайшее время и поставке концентрационного стола. Также о готовности оплатить пеню в день приемки товара, после проведения полного перерасчета.
14.06.2021 товар повторно поступил Заказчику.
Письмом от 15.06.2021 N 186.04-04/52 Заказчик уведомил Поставщика о проведении 18.06.2021 экспертизы поставленного товара и о направлении представителя Общества для участия при проведении экспертизы.
В ответ на письмо от 15.06.2021 N 186.04-04/52 Поставщик сообщил Заказчику о невозможности направить представителя для проведения совместной экспертизы, а также о проведении перед отправкой тестирования концентрационного стола, устранении всех замечаний и осуществлении настройки (письмо от 15.06.2021 N 130-и).
22.06.2021 приемочная комиссия Заказчика повторно составила заключение о несоответствии поставленного товара условиям контракта.
В ответ на заключение от 22.06.2021, письмом 23.06.2021 N 145-и Поставщик сообщил, что при приемке комиссия Заказчика не учла особенности эксплуатации поставленного товара. Кроме того, с целью проведения независимой экспертизы, Поставщик просил подготовить документы и концентрационный стол для их отправки в г. Москва.
В письме от 30.06.2021 N 150-и Поставщик просил об организации приемочной комиссии на 06.07.2021, и об участии представителя Общества с целью демонстрации пользования концентрационным столом.
05.07.2021 представителем Заказчика была составлена телефонограмма от Общества о невозможности проведения 06.07.2021 экспертизы концентрационного стола в связи с проблемой его отправки Заказчику, а также о невозможности указать конкретную дату поставки.
06.07.2021 Заказчик составил акт о не предоставлении концентрационного стола и 07.07.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно письму от 21.07.2021 N 160-и поставка Заказчику концентрационного стола произведена 08.07.2021, также в письме указано, что представителями Общества была произведена настройка концентрационного стола с применением материала Заказчика, однако ввиду отсутствия лаборантов Заказчика, тестирование не проводилось. Также, ввиду отсутствия документов о приемке или об отказе от приемки товара, Поставщик просил Заказчика направить подписанные экземпляры данных документов.
Письмом от 22.07.2021 N 186.04-02-16-234 Заказчик сообщил о не подписании документов приемки товара по причине невозможности проведения экспертизы работы концентрационного стола из-за отсутствия представителей Общества, а также отсутствия опровержения результатов первой экспертизы.
Письмом от 26.07.2021 N 165-и Поставщик сообщил, что, согласно условиям контракта, при проведении экспертизы участие представителей Общества не требуется, и просил Заказчика произвести приемку товара и направить подписанные экземпляры необходимых документов.
Ввиду отсутствия мотивированного отказа от приемки товара, письмом от 30.07.2021 N 167-и Поставщик повторно просил Заказчика осуществить приемку товара и направить подписанные экземпляры данных документов.
Также ООО "Первая строительная компания" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о признании одностороннего отказа ФГБУН ФИЦ "Кольский научный центр Российской академии наук" недействительным, о понуждении исполнить обязанность по договору, взыскании задолженности, пени и штрафа (номер дела А42-7842/2021).
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств. И основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом "в" части 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании имеющихся на дату рассмотрения дела сведений и фактов, Комиссия приходит к выводу что Общество предпринимало меры исполнить контракт надлежащим образом, о чем свидетельствует информирование о ходе доставки концентрационного стола, его неоднократная поставка, информирование об особенностях товара и его эксплуатации, неоднократные обращения Поставщика осуществить приемку поставленного товара в соответствии с условиями контракта.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Подрядчика при исполнении договора, однако разрешение споров, связанных с исполнением договораа, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия в силу своей компетенции, проверив действия Заказчика и Подрядчика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения сведений в отношении ООО "Первая строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА
Отказать ФГБУН ФИЦ "Кольский научный центр Российской академии наук" во включении сведений в отношении ООО "Первая строительная компания" (ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 27, корп. 3, кв. 37, ИНН 8603214913, ОГРН 1158603002140, генеральный директор Сердюков Валерий Александрович, ИНН 860305024655) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 7 сентября 2021 г. N 051/06/104-642/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021