Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ПрофЭСКО" (вх.N 014362) (далее - Заявитель) на действия Управления экономического развития администрации Очерского городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории г.Очер, рп. Павловский, Очерского городского округа Пермского края (изв. N 0156600014821000098) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 27.08.2021 N 010288-21) рассмотрение жалобы было назначено на 30.08.2021 в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:00 01.09.2021 с целью анализа доводов жалобы, конкурсной документации, возражений Заказчика и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600014821000098 Управлением экономического развития администрации Очерского городского округа (далее также - Уполномоченный орган) в интересах Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа (далее также - Заказчик) проводится открытый конкурс в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории г.Очер, рп. Павловский, Очерского городского округа Пермского края.
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 48 532 811,52 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.08.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что заказчиком, уполномоченным органом допущено нарушение при установлении избыточного требования к поставляемому товару "экструдированный анодированный алюминий" к осветительным приборам; установлено не соответствующее ГОСТ требование к показателю степени защиты осветительных приборов; установлены недостоверные сведения относительно характеристик энергоэффективности поставляемого товара; установлены незаконные требования к документам, представляемым для оценки заявок по нестоимостному критерию оценки заявок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требования к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме и требования к конкурсной документации, в совокупности, установлены ст. 42, 54.2, 54.3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2. ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно п. 2, 10 раздела 5 информационной карты конкурсной документации, объектом закупки является энергосервисный контракт на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории г.Очер, рп. Павловский, Очерского городского округа Пермского края. Описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта".
Согласно ч. 1, 2 ст. 108 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
Комиссия отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не запрещено включение в объект закупки на право заключения энергосервисного контракта товаров, поставляемых заказчику в ходе оказания энергосервисных услуг.
1. В части доводов жалобы Заявителя об установлении Заказчиком, Уполномоченным органм избыточного требования к поставляемому товару "экструдированный анодированный алюминий" к осветительным приборам, Комиссией установлено следующее.
Согласно установленным в техническом задании характеристикам товара "Уличный светильник N 1" (и аналогично к остальным позициям уличных светильников):
Материал корпуса - экструдированный анодированный алюминий.
Заявитель жалобы указывает, что Заказчиком, Уполномоченным органом указанные выше требования к светильникам являются избыточными, не обоснованными в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и приводящими к ограничению применения светильников иных модификаций.
В ответ на данные доводы, Заказчиком в возражениях указано, что при подготовке конкурсной документации был проведен анализ рынка, в результате которого было выявлено не менее двух производителей оборудования, подходящего под условия конкурсной документации, а также указал, что поставка каких-либо товаров условиями закупочной документации не предусмотрена и Заказчиком приниматься будут исключительно выполненные работы.
Комиссией отклоняются доводы Заказчика о том, что поставка каких-либо отдельных товаров условиями закупочной документации не предусмотрена и Заказчиком будут применяться исключительно выполненные работы. Указанные доводы прямо противоречат условиям конкурсной документации, поскольку в приложении N 3 к техническому заданию установлены требования и характеристики поставляемого оборудования и комплектующих, а также инструкция по заполнению заявки (приложение N 6 к конкурсной документации) и п. 2.1 раздела 8 информационной карты конкурсной документации предполагают требование об указании в составе заявки на участие в конкурсе конкретных показателей товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
При этом, Заказчиком, Уполномоченным органом не приведено доказательств наличия товара не менее двух производителей, удовлетворяющих установленным технического задания.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом не соблюдены требования к описанию объекта закупки, установленные ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, нарушен п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, при формировании конкурсной документации.
В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Следовательно, в данной части доводы жалобы Заявителя признаются Комиссией обоснованными.
2. В части довода жалобы Заявителя об установлении не соответствующих ГОСТ требований к показателю степени защиты осветительных приборов, Комиссией установлено следующее.
Согласно условиям технического задания, светильники должны соответствовать: ГОСТ Р 54350-2015, ГОСТ IEC 60598-1-2017; ГОСТ IEC 60598-2-1-2011; ГОСТ 30804.3.2-2013; ГОСТ 30804.3.3-2013, ГОСТ IEC 60598-2-3-2017, ГОСТ Р 55705-2013.
Согласно п. 5.4.3 ГОСТ Р 55705-2013, ОП должны соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭК 60598-1, раздел 9, в части защиты от пыли, твердых частиц и влаги и влагостойкости со следующим дополнением.
Степени защиты оболочками ОП по ГОСТ 14254 должны быть не ниже:
IP20 - для ОП внутреннего освещения;
IP23 - для ОП, применяемых под навесами, крышами и т.д.;
IP54 - для ОП наружного освещения.
Степень защиты указывают в стандартах или технических условиях на ОП конкретных типов или групп в зависимости от условий эксплуатации, для которых они предназначены.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлена обязанность Заказчика по использованию при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Между тем, согласно установленным в техническом задании характеристикам товара "Уличный светильник N 1" (и аналогично к остальным позициям уличных светильников):
Степень защиты светильника, IP - не менее 66;
Степень защиты источника питания, IP - не менее 67.
При этом, обоснования потребности Заказчика, превышающего установленные ГОСТ требования, в конкурсной документации не приведено.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом не соблюдены требования к описанию объекта закупки, установленные ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, нарушен п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, при формировании конкурсной документации.
В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. В части довода жалобы Заявителя об установлении недостоверных сведений относительно характеристик энергоэффективности поставляемого товара, Комиссией установлено следующее.
Согласно установленным в техническом задании характеристикам товара "Уличный светильник N 1":
- Мощность, Вт - не более 87;
- Суммарный световой поток от источников излучение (светодиодов), Лм - не менее 15150;
- Энергоэффективность светильника с учётом потерь и выхода в рабочий режим - не менее 135 Лм/Вт.
Учитывая, что энергоэффективность светильника рассчитывается как деление суммарного светового потока к мощности светильника, энергоэффективность требуемых Заказчиком светильников составляет не менее 174,14 Лл/Вт, что выше минимально установленного параметра в 135 Лм/Вт.
Комиссия отмечает, что в случае установления Заказчиком, Уполномоченным органом в документации требований о соответствии предлагаемых участниками показателей товара, показателям, указанным в документации, последние не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке недостоверные показатели товара, реально отсутствующего на рынке и поставка которого невозможна.
В рассматриваемом случае, Заказчик, Уполномоченный орган, формируя техническое задание аукционной документации, был обязан удостовериться о технических параметрах существующих на рынке товаров, в том числе, по параметру энергоэффективности. Допущенное Заказчиком описание объекта закупки, содержащее произвольные показатели требуемого к поставке товара, не отвечающие реальным техническим характеристикам представленных на рынке товаров, не отвечает установленным п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе правилам, что приводит к нарушению п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе при утверждении конкурсной документации.
Кроме того, как указывает Заявитель, товаров, удовлетворяющих характеристике "Индекс цветопередачи CRI не менее 80Ra", в совокупности с приведенными выше показателями энергоэффективности, среди реализуемых на территории РФ, не представлено.
Заказчиком, Уполномоченным органом, в свою очередь, не приведено доказательств наличия товара не менее двух производителей, удовлетворяющих установленным технического задания.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и необходимости приведения технического задания конкурсной документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, путем указания диапазона показателей в отношении всех товаров, соответствующих реально существующим на рынке предложениям.
В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Следовательно, в данной части доводы жалобы Заявителя признаются Комиссией обоснованными.
4. В части доводов Заявителя об установлении незаконных требований к документам, представляемым для оценки заявок по нестоимостному критерию оценки заявок.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее также - Правила N 1085).
Согласно п. 8 Правил N 1085, В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно п. 11 Правил N 1085, Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п. 27 Правил N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из буквального толкования п. 27 Правил N 1085 следует, что приведенный перечень не является исчерпывающим и заказчики вправе самостоятельно формулировать иные показатели оценки заявок, с учетом объекта закупки, а также норм и принципов действующего законодательства о контрактной системе.
В приложении N 1 к конкурсной документации, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки.
В частности, установлен неценовой критерий оценки заявок "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, находящихся в реализации работ сопоставимого характера и объёма, связанных с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"" (значимость 40%).
В рамках указанного критерия установлен предмет оценки:
- количество заключённых энергосервисных контрактов (договоров), предметом которых является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного освещения;
- контракты, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов.
Для целей оценки учитываются контракты (договоры), которые одновременно соответствуют всем следующим условиям:
1) Заключённые участником закупки контракты (договоры), предметом которых является осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения;
2) в рамках контракта (договора) должны быть выполнены все мероприятия, предусмотренные соответствующим контрактом (договором), что должно быть подтверждено предоставленными участником копиями документов, которые предусмотрены соответствующим контрактом (договором) и свидетельствуют о приемке заказчиками мероприятий;
3) цена контракта (договора) руб. не менее 40% от начальной максимальной цены установленной данной конкурсной документацией;
4) контракт (договор) полностью исполнен или не расторгнут на дату размещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru извещения о проведении настоящего конкурса.
Документами, подтверждающими соответствие установленному критерию являются:
Реестр заключённых контрактов (договоров) с указанием предмета контракта, номера контракта (договора) и даты заключения, номера сведений о контракте реестровый номер контракта), содержащийся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (N44-ФЗ), реестре договоров (N223-ФЗ) на сайте www.zakupki.gov.ru, наименование заказчика по контракту (договору), цена контракта (договора) руб., ссылка на закупку на сайте www.zakupki.gov.ru.
Реестр предоставляется по форме: ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ФОРМА 2.1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА КОНКУРСА.
Также должны быть предоставлены копии документов, которые предусмотрены соответствующими контрактами (договорами) и свидетельствующие о приёмке заказчиками работ.
Комиссия отмечает, что установление требований о принятии к оценке по критерию контрактов, заключенных в порядке, предусмотренным Законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ и сведения о которых размещены в реестре контрактов/договоров, позволяют конкурсной комиссии исключить случаи предоставления недостоверных сведений о квалификации участника конкурса, а также проверить сведения об исполнении контракта в открытых источниках.
Кроме того, указанные требования в равной степени применяются ко всем участникам конкурса и не могут свидетельствовать об установлении преимущественных условий участия для кого-либо из участников конкурса.
Заявитель жалобы указывает, что установленный Заказчиком, Уполномоченным органом порядок оценки не позволяет представить для оценки контракты/договоры, заключенные в ходе закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), однако, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, Заявителем не обосновано нарушение его прав и законных интересов в результате указанного обстоятельства.
Таким образом, в указанной части доводы жалобы признаются комиссией необоснованными.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофЭСКО" (вх.N 014362) на действия Управления экономического развития администрации Очерского городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории г.Очер, рп. Павловский, Очерского городского округа Пермского края (изв. N 0156600014821000098), обоснованной в части 1, 2, 3 доводов жалобы;
2. Признать в действиях Управления экономического развития администрации Очерского городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе;
3. Предписание не выдавать, поскольку Комиссией Пермского УФАС России выдано предписание (исх. N 010583-21 от 02.09.2021) по результатам рассмотрения жалобы Харькова А.Н. (вх. N 014245 от 23.08.2021 г.);
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021