Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО Компания "Леон" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово, протяженностью 65,917 км. Проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово, протяженностью 65,917 км (изв. N 0315100000321000082) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000082 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на проведение работ в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово, протяженностью 65,917 км. Проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово, протяженностью 65,917 км.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 14 329 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 11.08.2021 г.
По мнению Заявителя, в нарушение требований Закона о закупках, Конкурсной комиссией в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.08.2021 г., в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.08.2021 г. отсутствует информация о порядке произведенного Комиссией расчета баллов, присвоенных заявителю жалобы. Более того, Заявитель полагает, что Конкурсной комиссией не принят к оценке документ, предоставленный во второй части заявки, а именно сертификат с приложениями, выданный в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания".
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о закупках в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Кроме этого, согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 3акона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.25 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В случае использования показателя конкурсная документация должна содержать, в том числе:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В п.27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с ч.2 ст.54.5 Закона о закупках, по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч.5 ст.54.5 Закона о закупках Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В ч.6 ст.54.5 Закона о закупках установлено, что по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
При этом в силу ч.7 ст.54.5 Закона о закупках, к протоколу, указанному в части 6 настоящей статьи, прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (при наличии такой информации) (то есть предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме), и не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме указанный протокол направляется заказчиком оператору электронной площадки.
В соответствии с ч.3 ст.54.7 Закона о закупках, Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно ч.6 ст.54.7 Закона о закупках Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В ч.7 ст.54.7 Закона о закупках установлено, что результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Требования к составу заявки установлены Заказчиком в п.2 раздела 7 информационной карты конкурсной документации.
В главе III конкурсной документации Заказчиком также установлены критерии оценки заявок и порядок их оценки.
В соответствии с информацией, опубликованной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), 13.08.2021 г. Заказчиком опубликован протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.08.2021 г., 20.08.2021 г. опубликован протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.08.2021 г.
Комиссией установлено, что упомянутые протоколы содержат сведения, требования к которым установлены ч.ч.6,7 ст. 54.5, ч.7 ст.54.7 Закона о закупках.
Комиссия учитывает, что Законом о закупках, Правилами не установлена обязанность Конкурсной комиссии отражать в упомянутых протоколах расчет присвоенных заявкам баллов, обоснование произведения такого расчета.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок открытого конкурса в электронной форме от 20.08.2021 г. содержит приложение "Деловая репутация участников закупки", в котором указано, что в заявке ООО "Компания "ЛЕОН" отсутствуют копии документов, подтверждающие, что орган по сертификации опыта и деловой репутации допущен к проведению работ по оценке опыта и деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015.
При этом сведения о наличии или отсутствии документов, подтверждающих соответствие участника квалификационному критерию, предоставляемых участником в составе второй части заявки, не включены в список сведений, которые обязана указать Конкурсная комиссия в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Комиссия отмечает, что в соответствии с ч.6 ст.106 Закона о закупках, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В главе III конкурсной документации Заказчиком установлен нестоимостный критерий оценки "Квалификация участников конкурса". Также указано, что деловая репутация участника закупки - определяется индексом деловой репутации в соответствии с требованиями Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N 1389-ст). При этом, орган по сертификации опыта и деловой репутации должен иметь свидетельство о допуске в систему добровольной сертификации и допущен в проведению работ по оценке опыта и деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015.
Предмет оценки - в совокупности:
- копии документов, подтверждающие наличие у участника закупки сертификата с приложениями, выданного в соответствии с требованиями Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N 1389-ст) применительно в виду деятельности согласно коду: ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС ред.2): 71.12.7 Кадастровая деятельность;
- копии документов, подтверждающие, что орган по сертификации опыта и деловой репутации допущен к проведению работ по оценке опыта и деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015.
Расчет баллов производится следующим образом:
N п/п |
Показатели |
Количество баллов |
Значение индекса деловой репутации МБ2 |
Кол-во баллов |
|
от 81 и выше |
100 |
|
от 51 до 80 |
30 |
|
50 и ниже (либо отсутствие) |
0 |
0 баллов присваивается:
Предоставление только копии документов, подтверждающие наличие у участника закупки сертификата без копий документов, подтверждающие, что орган по сертификации опыта и деловой репутации допущен к проведению работ по оценке опыта и деловой репутации с в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015
И (или)
Предоставленные копии документов не соответствуют требованиям настоящего раздела.
Комиссией установлено, что заявка ООО "Компания "ЛЕОН" содержит копии документов, подтверждающие, что орган по сертификации опыта и деловой репутации допущен к проведению работ по оценке опыта и деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015, а именно - аттестат аккредитации с регистрационным номером РОСС RU.32028, выданный ООО "ГОРТЕСТ".
Вместе с тем, сертификат соответствия с регистрационным номером N04ЕАС1.ДР.03735, выданный упомянутым органом по сертификации ООО "Компания "ЛЕОН" удостоверяет соответствие опыта и деловой репутации Общества требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания" применительно к видам деятельности согласно кодам ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС ре.2): 71.12.46 Землеустройство, что не соответствует требованиям главы III конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсной комиссией соблюден порядок оценки заявки Заявителя. Кроме того, поскольку Законом о закупках не предусмотрена обязанность Конкурсной комиссии в предоставлении сведений о наличии или отсутствии в составе заявки тех или иных документов, подтверждающих деловую репутацию участников, а также поскольку протоколы содержат информацию, требования к которой установлены Законом о закупках, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, нарушений требований Закона о закупках в действиях Конкурсной комиссии не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Компания "Леон" на действия Единой комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово, протяженностью 65,917 км. Проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово, протяженностью 65,917 км (изв. N 0315100000321000082) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021