Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Каримова Д.Т (далее - Заявитель) на ГУ-Пермское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для обеспечения инвалидов в 2021 году (изв. N 0256100000221000305),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.з04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 01.09.2021 N 010483-21) рассмотрение жалобы было назначено на 06.09.2021 в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 06.09.2021 г. 18:00 с целью изучения и анализа доводов жалобы, конкурсной документации. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без участия сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0256100000221000305 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для обеспечения инвалидов в 2021 году.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.08.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 75 315 147,39 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 06.09.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о закупках, объединены в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для обеспечения инвалидов в шести регионах РФ, что ограничивает количество возможных участников закупки, неправомерно установлен критерий "Квалификация участников закупки", поскольку для оценки по данному критерию учитываются только государственные и муниципальные контракты, с ценой не менее 10 000 000,00 руб., установлено требование о наличии в организации определенных сотрудников.
Представитель Заказчика с данным доводом не согласился, пояснил, что действия Учреждения не противоречат требованиям Закона о закупках.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.1 ч.1 ст. 54.3 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В соответствии с ч.1 ст.25 Закона о закупках, при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
В ч.2 ст. 25 Закона о закупках установлено, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
Согласно разъяснениям ФАС России от 16.02.2018 г. законодателем урегулировано право заказчиков проводить совместные конкурсы или аукционы. При этом реализация данного права не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков.
Как следует из обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., под "одними и теми же работами" в контексте указанной нормы следует понимать работы, имеющие единые родовые признаки.
В материалы жалобы Заказчиком предоставлено соглашение о проведении совместного электронного аукциона от 11.08.2021 г., заключенное между Государственным учреждением - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл, Государственным учреждением - Кировским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми. В соответствии с данным соглашением, организатором закупки выступает Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Требования к выполняемым работам установлены Заказчиком в приложении 2.1 к информационной карте конкурсной документации.
Комиссией установлено, что в рамках совместного конкурса в электронной форме закупаются работы, имеющие единые родовые признаки, то есть одни и те же работы, следовательно, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
Комиссия отмечает, что требование о наличии пунктов приема получателей ортопедической обуви на территории субъектов РФ относится к Подрядчику, с которым будет заключен контракт по результатам оспариваемой закупки.
Более того, положениями конкурсной документации не предусмотрено требование о том, что указанные пункты приема должны быть в собственности у Подрядчика, следовательно, победитель закупки может взять данные помещения в аренду, привлечь соисполнителей, что также не запрещено положениями конкурсной документации, проектом контракта.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии пунктов приема в субъектах РФ в данном конкретном случае не препятствует подаче заявки, не ограничивает количество возможных участников.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении "Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" к конкурсной документации.
Заказчиком в числе прочего установлен следующий нестоимостный критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В рамках данного критерия установлен показатель "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема".
Предметом оценки является наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви), исчисляемый в рублях по контрактам, заключенным за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и исполненных до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. При этом объем выполняемых работ (а именно выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви) исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 10 000 000 рублей.
Критериями оценки заявки также установлено, что сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов, контрактов в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ, а также копиями контрактов (договоров) в полном объеме (включая приложения) (с актами выполненных работ /оказанных услуг/ акты сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, сведения о которых опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Комиссия отмечает, что указанные выше предметы оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил оценки.
Действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений и их показателей, что позволяет Заказчику самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных, муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, N 223-ФЗ не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Вопреки доводам жалобы, критерии оценки не предусматривают, что контракты должны быть исполнены без нарушения сроков и иных условий контракта.
Кроме того, согласно п.6 ч.6 ст.54.4 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Аналогичное условие указано Заказчиком в п.29 информационной карты конкурсной документации.
Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, не исключает возможность хозяйствующего субъекта принять участие в закупке.
Более того, в соответствии с мониторингом реестра контрактов и договоров, опубликованных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, данному критерию соответствуют как минимум три хозяйствующих субъекта, а именно: ООО "Ортомода", ООО "Волгоградский специализированный ортопедический центр", ИП Орцуев З.А., ЗАО "Волго-вятский центр протезирования и ортопедии".
Критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме также установлен показатель критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Документацией установлено, что по данному показателю оценивается: предложение участника закупки по наличию следующих работников в организации:
- врач-ортопед (врач травматолог-ортопед);
- инженер-протезист (техник-протезист, техник);
- модельер колодок (инженер-технолог).
К рассмотрению принимаются заявки участников, имеющих работников одновременно всех перечисленных выше профессий (далее - специалисты).
Комиссия приходит к выводу, что установленный показатель не противоречит положениям Закона о закупках, Правилам, не препятствует возможности участника закупки подать заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Помимо прочего, Комиссия принимает во внимание, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы, явку представителя на заседание Комиссии Заявитель не обеспечил.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
Исходя из совокупности изложенного, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Каримова Д.Т. (далее - Заявитель) на ГУ-Пермское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для обеспечения инвалидов в 2021 году (изв. N 0256100000221000305) необоснованной.
2. Передать материалы настоящей жалобы в части рассмотрения доводов относительно нарушения Заказчиком требований ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" в отдел контроля органов власти и процедур торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021