Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Копысовой Татьяны Борисовны (вх.N 014717) (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница" при проведении аукциона в электронной форме на поставку специализированных продуктов детского питания (изв. N 0356500003821000185),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 02.09.2021 N 010552-21) рассмотрение жалобы было назначено на 06.09.2021 в 14:30 ч.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв с целью анализа доводов жалобы до 17:00 07.09.2021. После перерыва, рассмотрение жалобы продолжено в прежнем составе Комиссии без вызова сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003821000185 ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница" (далее - Заказчик) проводится электронный аукцион на поставку специализированных продуктов детского питания.
В соответствии с извещением и аукционной документацией о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.08.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 01.09.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком нарушены установленные Законом о контрактной системе требования к описанию объекта закупки, а именно, не применены позиции КТРУ при описании объекта закупки, а также, в нарушение п. 3 Приказа Минфина России N 126н в состав одного лота объединены товары, включенные в установленный данным приказом перечень и не указанные в нем.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требования к извещению о проведении аукциона в электронной форме и требования к аукционной документации, в совокупности, установлены ст. 42, 63, 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2. ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно п 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является поставка специализированных продуктов детского питания. Описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Исходя из п. 24 раздела 5 информационной карты аукционной документации, условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, не установлены.
В техническом задании дано описание объекта закупки.
В частности, позиция N 4: Смесь сухая адаптированная молочная, для питания недоношенных и (или) маловесных детей с рождения с массой тела менее 1800 г, кг (Код и наименование по КТРУ - 10.86.10.139-00000005 Смесь для маловесных и недоношенных детей).
Форма выпуска - Сухая. Единица измерения - Кг.
Указанная позиция самим Заказчиком соотнесена с позицией КТРУ N 10.86.10.139-00000005.
Указанной выше позиции КТРУ соответствуют товары, классифицируемые по коду ОКПД2 10.86.10.139 "Смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста".
Однако в извещении о проведении закупки, Заказчиком указанный товар неверно классифицирован по иному коду ОКПД2 - 10.86.10.191 (Продукция молочная для детского питания профилактического и лечебного назначения). Указанному коду ОКПД2 соответствуют иные позиции каталога ТРУ, которые Заказчиком не применены.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу. Товары, относящиеся к коду ОКПД2 10.86.10.139 "Смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста" включены в приложение N 1 к указанному приказу.
Следовательно, при проведении рассматриваемой закупки, Заказчиком должны были быть установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, чего не было сделано Заказчиком.
Кроме того, согласно п. 3 Приказа N 126н, для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
Однако, техническое задание также предусматривает поставку, в рамках одного контракта (одного лота) также, помимо рассматриваемой, еще пяти позиций товаров, не включенных в перечни, установленные Приказом N 126н.
Следовательно, позиция N 4 "Смесь сухая адаптированная молочная, для питания недоношенных и (или) маловесных детей с рождения с массой тела менее 1800 г, кг" неправомерно объединена в объект одного контракта (одного лота) с остальными подлежащими поставке Заказчику товарами.
Таким образом, в указанной части доводы жалобы Заявителя признаются Комиссией обоснованными, а действия Заказчика нарушающими п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 2. Правил, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;
В силу п. 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 7 Правил, В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включена позиция N 10.86.10.139-00000005, на которую ссылается Заказчик в техническом задании, к которой относятся товары под кодом ОКПД2 10.86.10.139, и которая является обязательной к применению с 02.03.2020.
Наименование товара, согласно позиции КТРУ: "Смесь для маловесных и недоношенных детей".
Между тем, для указанной позиции N 4 технического задания, Заказчиком, в нарушении подп. "а" п. 4 Правил, применяется наименование товара "Смесь сухая адаптированная молочная, для питания недоношенных и (или) маловесных детей с рождения с массой тела менее 1800 г".
Таким образом, Заказчиком не применены позиции каталога товаров, работ и услуг, в нарушении ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки (в части наименования товара), в связи с чем нарушены требования к описанию объекта закупки в аукционной документации, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки Комиссией установлено, что Заказчиком аналогичным образом неверно указаны наименования поставляемых товаров по всем остальным требуемым к поставке товарам:
1. Смесь сухая специализированная, безлактозная, для питания детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, тогда как по КТРУ 10.86.10.195-00000001 наименование: Смесь безлактозная для детского питания с 0 месяцев;
2. Смесь сухая специализированная на основе полностью гидролизованных белков, для питания детей с 0 до 12 месяцев, тогда как по КТРУ 10.86.10.192-00000003 наименование: Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания;
3. Смесь сухая гипоаллергенная на основе частично гидролизованных белков, для питания детей в возрасте от 0 до 6 месяцев, тогда как по КТРУ 10.86.10.192-00000002 наименование: Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания;
5. Каша сухая безмолочная быстрорастворимая (моментального приготовления), для питания детей, тогда как по КТРУ 10.86.10.400-00000001 наименование: Каша безмолочная для детского питания;
6. Смесь сухая специализированная антирефлюксная, для питания детей от 0 до 12 месяцев (с камедью рожкового дерева), тогда как по КТРУ 10.86.10.191-00000008 наименование: Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения.
Таким образом, при формировании данных позиций технического задания Заказчиком также не применены позиции каталога товаров, работ и услуг, в нарушении ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки (в части наименования товара), в связи с чем нарушены требования к описанию объекта закупки в аукционной документации, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
В совокупности, из характера нарушений, выявленных в ходе рассмотрения жалобы, необходимо сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) Заказчика признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Копысовой Татьяны Борисовны (вх.N 014717) на действия ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница" при проведении аукциона в электронной форме на поставку специализированных продуктов детского питания (изв. N 0356500003821000185) обоснованной;
2. Признать в действиях (бездействии) ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница" нарушение п. 10 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе;
3. Признать в действиях (бездействии) ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выявленное в ходе внеплановой проверки;
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе;
5. Передать материалы по жалобе должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021