Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии (ВКС):
рассмотрев обращение ООО "Герофарм",
У С Т А Н О В И Л А:
Кировское УФАС России на основании обращения ООО "Герофарм" (далее - Заявитель), перенаправленного из ФАС России, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проводит внеплановую проверку соблюдения Заказчиком - ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Кировской области" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении закупок на поставку инсулинов (номер извещения 0340100005321000022, реестровые номера контрактов 1434513894521000027, 1434513894521000028).
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику, Заявителю направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки. Рассмотрение назначено на 03.09.2021 года. Заявитель, извещенный о месте и времени рассмотрения материалов проверки, явку представителя не обеспечил, ходатайств не направлял.
Из обращения Заявителя установлено, что Заказчиком при формировании аукционной документации допущено ограничение количества участников закупки МНН: Инсулин аспарт путем указания вспомогательного вещества "никотиномид". В связи с указанным, данному описанию объекта закупки соответствует исключительно лекарственный препарат с торговым наименованием Фиасп R производства компании NOVO Ново Нордиск А/С (Дания). Указанное, по мнению Заявителя, является нарушением ст.33 Закона о контрактной системе, а также п. 5 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1380 от 15.11.2017 г. (далее - Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380).
Из пояснений Заказчика, подтвержденных при рассмотрении обращения, установлено, что Заказчиком на основании п. 7 ч. 2 ст.83 Закона о контрактной системе 16.03.2021 года было размещено извещение N 0340100005321000022 о проведении запроса предложений на поставку инсулинов: Поставка инсулинов: ЛантусR СолоСтарR, НовоРапидR ФлексПенR. В соответствии с обоснованием закупка осуществлялась по торговому наименованию. При описании объекта закупки в Техническом задании требования о наличии каких либо вспомогательных веществ не установлены.
18.02.2021 года Заказчиком было заключено 2 государственных контракта на поставку лекарственных препаратов ЛантусR СолоСтарR, НовоРапидR ФлексПенR с единственным поставщиком - ООО "Р-Фарм" на основании п. 28 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (документы прилагаются).
Рассмотрев материалы проверки, заслушав пояснения Заказчика, Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
1. 16.03.2021 года Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку инсулинов: ЛантусR СолоСтарR, НовоРапидR ФлексПенR (номер извещения 0340100005321000022). Начальная (максимальная) цена контракта 15297,75 руб.
Согласно Техническому заданию Заказчику к поставке требовались инсулины со следующими характеристиками, а именно:
N п/п |
Международное непатентованное или группировочное наименование |
Торговое наименование |
Лекарственная форма; дозировка |
Ед. изм. |
Количество |
1. |
Инсулин гларгин |
ЛантусR СолоСтарR |
раствор для подкожного введения, 100 ЕД/мл |
мл |
45,00 |
2. |
Инсулин аспарт |
НовоРапидR ФлексПенR |
раствор для подкожного и внутривенного введения, 100 ЕД/мл |
мл |
45,00 |
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N1380.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N1380, при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заказчика осуществлять закупку путем проведения запроса предложений (запроса предложений в электронной форме) в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Кроме того, пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на закупку у единственного поставщика лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей.
Иных случаев, при которых допускается указание торгового наименования лекарственного препарата в закупочной документации, Законом о контрактной системе не установлено (письмо ФАС России от 06.11.2018 N АЦ/89653/18).
При проведении внеплановой проверки Заказчиком были представлены обоснования проведения запроса предложений с указанием конкретных торговых наименований закупаемых лекарственных препаратов (решение врачебной комиссии от _), а также обоснование для заключения государственных контрактов с единственным поставщиком от 18.02.2021 года (заключения врачебных комиссий от _).
Кроме того, в рассматриваемых закупках отсутствует указание Заказчиком на вспомогательное вещество "никотиномид".
Таким образом, Заказчиком при проведении рассматриваемых закупок произведено описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, закупка осуществлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Следовательно, в действиях Заказчика не усматривается нарушение действующего законодательства.
Довод не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
По результатам проведенной внеплановой проверки в действиях Заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Кировской области" при проведении закупок на поставку инсулинов (номер извещения 0340100005321000022, реестровые номера контрактов 1434513894521000027, 1434513894521000028) нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 3 сентября 2021 г. N 043/06/99-747/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021