Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии:
- представителя по доверенности ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет", лично,
- представителя по доверенности ООО "ЧОП "Спартак", через ВКС,
рассмотрев материалы ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" о включении сведений об ООО "Частное охранное предприятие "Спартак" (далее - ООО ЧОП "Спартак", Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
30.08.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "ЧОП "Спартак" в связи с уклонением последнего от заключения контракта на оказание охранных услуг объектов ВятГУ (извещение N 0340100006221000030).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 06.09.2021 года в 15 ч. 30 мин.. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно обращению Заказчика, доводы которого были подтверждены на заседании комиссии, ООО "ЧОП "Спартак" было признан победителем открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг объектов ВятГУ (извещение N 0340100006221000030), однако, в регламентированный срок до 23.08.2021 года не подписал проект контракта, в связи с чем 24.08.2021 года Заказчик признал Победителя уклонившимся от подписания контракта.
Представитель Победителя, присутствовавший при рассмотрении материалов РНП, пояснил, что ООО "ЧОП "Спартак" был намерен подписать проект направленного Заказчиком Контракта. Победитель также воспользовался своим правом на направление Заказчику протокола разногласий, с указанием новых банковских реквизитов для внесениях их в проект Контракта, а также вопросом об изменении сроков исполнения контракта. Заказчиком протокол разногласий не был обработан, в связи с чем проект Контракта Победителем подписан не был, и Победитель также был признан уклонившимся от подписания Контракта. Не согласившись с признанием Победителя уклонившимся ООО "ЧОП "Спартак" направило жалобу в Кировское УФАС России, по результатам которой она была признана необоснованной. Победитель объективно заблуждаясь, думал, что Заказчиком протокол разногласий будет обработан (исправлен или направлен без исправлений) и подписан Победителем в регламентированный срок до 23.59 ч. 23.08.2021 года. Кроме того, Победителем был совершен ряд действий, направленных на заключение контракта: согласование банковской гарантии с Заказчиком, и в последующем ее получение, в качестве обеспечения исполнения контракта, закупка форменной одежды для сотрудников и необходимых средств охраны (документы прилагаются), также документы, подтверждающие выезд директора ООО "ЧОП "Спартак" в Киров для ознакомления с объектом охраны. ООО "ЧОП "Спартак" имеет большой опыт участия в закупках, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС. Основываясь на предоставленной информации и документах, просит не включать сведения о Победителе в Реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "ЧОП "Спартак" от заключения контракта установлено следующее.
13.07.2021 года на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг объектов ВятГУ (номер извещения 0340100006221000030). Начальная (максимальная) цена контракта - 17 311 008,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 11.08.2021 года победителем признано ООО "ЧОП "Спартак" с ценой контракта 13 981 968,00 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
16.08.2021 года, в 13 ч. 59 мин. Заказчик разместил в ЕИС проект контракта, согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе с внесением в проект контракта реквизитов сторон, в том числе банковских реквизитов Победителя конкурса, представленных им в карточке участника закупки. Предельная дата для подписания проекта контракта Победителем до 23 ч. 59 мин. 23.08.2021 года.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 12 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
Частью 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Исходя из части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, Победитель электронной процедуры получает право направить Заказчику протокол разногласий, в случае, если направленный проект Контракта не соответствует условиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и (или) документации об открытом конкурсе в электронной форме и его заявке, с указанием положений данных документов.
Таким образом, в срок до 23.08.2021 года Победитель должен был подписать проект контракта с подтверждением обеспечения его исполнения или разместить протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе 23.08.2021 года (в 08 ч. 33 мин.), Победителем в адрес Заказчика был направлен протокол разногласий, содержащий сведения о новых банковских реквизитах, которые необходимо поменять в проекте контракта, направленном Победителю на подпись, а также информацию об изменении срока оказания услуг по Контракту (п. 1.2 проекта Контракта). При этом протокол разногласий не содержит указания на положения извещения, документации о закупке и его заявки, которым не соответствует направленный проект контракта.
Таким образом, направленный Победителем протокол разногласий не соответствует требованиям ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в связи с чем, в силу части 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе у Заказчика отсутствует обязанность обрабатывать данный протокол разногласий.
Предъявление необоснованных и не предусмотренных Законом о контрактной системе разногласий не может служить основанием для увеличения срока на размещение подписанного проекта контракта и означает отказ Победителя от заключения государственного контракта на установленных условиях (Определение ВС РФ от 20.01.2020 N 307-ЭС19-25951).
В связи с тем, что Победителем контракт не был подписан в регламентированные сроки, не представлено обеспечение исполнения Контракта, направлен протокол разногласий, не соответствующий требованиям ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, 24.08.2021 года Заказчиком сформирован Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения конкурса в электронной форме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Представленные ООО "ЧОП "Спартак" в материалах дела документы, а именно: копия оформленной в качестве обеспечения контракта банковской гарантии от 18.08.2021 года N 76568, выданной ООО "Банк Эс-Би-Ай"; командировочные документы сотрудников ООО "ЧОП "Спартак" о проживании в г. Кирове (счета и платежные поручения от 23.08.2021 года); счета на оплату фонарей, ручных металлодетекторов, прибора Кондор и т.д.; счета на пошив форменных шевронов и одежды сотрудникам на общую сумму 387800,00 руб., свидетельствуют о намерении заключить контракт и об отсутствии умысла на его неподписание.
Объективное заблуждение победителя конкурса относительно обязанности Заказчика обработать любой протокол разногласий, направленный в сроки подписания контракта при отсутствии намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая также опыт участия в электронных аукционах (согласно информации из Реестра контрактов ЕИС: ООО "ЧОП "Спартак" заключено 109 контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения), Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "ЧОП "Спартак" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" об ООО "Частное охранное предприятие "Спартак" (ИНН 1657104713) в связи с уклонением от заключения контракта на оказание охранных услуг объектов ВятГУ (извещение N 0340100006221000030) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 6 сентября 2021 г. N 043/06/104-760/2021 (ключевые темы: протокол разногласий - реестр недобросовестных поставщиков - частное охранное предприятие - электронная торговая площадка - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021