Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Остапенко О.О. - Врио заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля органов власти;
членов Комиссии:
Кобякова В.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
от заявителя - ООО Научно-Инженерный центр "Башкортостан", Воленко Максима Александровича, путем видеоконференции;
от заказчика - ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Барнаул), Шебалина Владимира Геннадьевича
рассмотрев жалобу ООО Научно-Инженерный центр "Башкортостан" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0317100032921000201 "Поставка оборудования видеонаблюдения" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО Научно-Инженерный центр "Башкортостан" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0317100032921000201 "Поставка оборудования видеонаблюдения".
Заявитель указывает, что размещенное заказчиком обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г. является ненадлежащем , поскольку содержит обоснование только на два товара: аккумулятор тип 1 и аккумулятор тип 2, а также должно содержать указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки согласно требованиям пп "г" п. 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Описание объекта закупки составлено не в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г., не в соответствии с КТРУ.
Представитель заказчика пояснил, что специалистом заказчика при размещении извещения и документации в ЕИС по ошибке было размещено некорректное обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, представил Комиссии копию подписанного заказчиком обоснования на все закупаемые в рамках рассматриваемой закупки товары, а также пояснил, что в отношении закупаемого оборудования отсутствует соответствующая позиция КТРУ.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в ходе проведения внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены ограничения допуска товаров по перечню радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ( в ред., действующей до 01.09.2021 г.) ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 2. и п. 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 и действующего до 01.09.2021 г. ( далее - Порядок подготовки обоснования), обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Согласно п. 6 Порядка подготовки обоснования размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна также содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
16.08.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317100032921000201 "Поставка оборудования видеонаблюдения", аукционная документация, обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 19.08.2021 г. заказчиком было размещено извещение о внесении изменений в извещение и аукционную документацию.
В соответствии с п. 5.4 информационной карты аукционной документации заказчиком установлены только условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно приказу Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н.
Согласно разделу IV аукционной документации к поставке требуется уличная IP-камера, купольная IP-камера, Ip-камера со сменным объективом в термокожухе N1, Ip-камера со сменным объективом в термокожухе N2, ИК-прожектор, источник бесперебойного питания, аккумулятор, коммутатор, резервированный источник питания, трансивер тип 1, трансивер тип 2, трансивер тип 3, оптический патч-корд тип 1, оптический патч-корд тип 2, оптический патч-корд тип 3, оптический патч-корд тип 4, оптический патч-корд тип 5, оптический патч-корд тип 6, оптический патч-корд тип 7, кабель витая пара.
Согласно извещению заказчиком для товаров определен код ОКПД 2 - 26.40.33.110 "Видеокамера".
Товар с данным кодом ОКПД предусмотрен перечнем радиоэлектронной продукции по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В описании объекта закупки установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товаров.
Комиссией установлено, что в обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, размещенном в ЕИС при размещении извещения, указано обоснование только для двух товаров: аккумулятор тип 1 и аккумулятор тип 2, обоснование составлено в виду отсутствия в реестре сведений о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке (пп "а" п. 2 Порядка подготовки обоснования).
В обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, представленном заказчиком Комиссии, представлено обоснование для всех товаров, предусмотренных описанием объекта закупки, обоснование составлено в виду отсутствия в реестре сведений о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке ( пп "а" п. 2 Порядка подготовки обоснования).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у заказчика имеется обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции на все закупаемые товары, обоснование, размещенное в ЕИС, является неполным, в связи с чем в действиях заказчика имеются нарушения требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, признаки состава административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки заказчиком в обосновании не указаны, поскольку обоснование составлено по пп. "а" п. 2 Порядка подготовки обоснования.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявителем не представлено доказательств того, что обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, размещенное заказчиком, составлено ненадлежащим образом и заказчику следовало выбрать иное обстоятельство согласно п. 3 Порядка подготовки обоснования.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 ( далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В силу п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В Каталоге товаров, работ, услуг ЕИС (КТРУ) содержатся сведения о товаре видеокамера за номерами позиций 26.40.33.110-00000007, 26.40.33.110-00000008, 26.40.33.110-00000009, 26.40.33.110-000000010, 26.40.33.110-00000011, 26.40.33.110-00000012.
К примеру, по позиции 26.40.33.110-00000012 "Видеокамера" установлена одна обязательная к применению характеристика - HD-формат и его допустимые значения- 5,7K, 8К, Full HD 1080p, HD 720p, UHD 4K.
В описании объекта закупки, составленном заказчиком, по позиции 1. Уличная IP-камера установлено требование к поддержке разрешений (Основной поток) - 1920х1080 (Full HD), 1280x720.
Таким образом, данная характеристика из КТРУ была применена заказчиком, из чего следует, что закупаемому оборудованию соответствует позиция КТРУ 26.40.33.110-00000012.
Поскольку ограничение допуска радиоэлектронной продукции согласно Постановлению N 878 заказчиком не было установлено, заказчик был вправе установить дополнительные требования к характеристикам оборудования, непредусмотренных позицией КТРУ, при условии указания обоснования необходимости использования такой информации.
Поскольку в описании объекта закупки отсутствует обоснование необходимости установления дополнительных требований к товару, в действиях заказчика имеются нарушения требований п. 6 Правил, а также признаки состава административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На заседании комиссии заявитель сообщил, что его оборудование полностью соответствует требованиям заказчика, содержится в реестре российской радиоэлектронной продукции, однако, заявку на участие в закупке он не подавал и не пояснил, что препятствовало ему для подачи заявки на участие в закупке. Принимая во внимание, что заказчиком не было установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств и была предоставлена возможность потенциальным участникам поставить товар как российского, так и иностранного производства, а также то, что на участие в закупке было подано три заявки, Комиссия считает, что выдавать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе нецелесообразно.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО Научно-Инженерный центр "Башкортостан" обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, неправомерными;
3. предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе заказчику не выдавать в связи с нецелесообразностью;
4. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
О.О. Остапенко |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 1 сентября 2021 г. N 022/06/14-714/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021