Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Скорика С.В. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город", Мавриной Елены Петровны путем видеоконференции;
от заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Ельковой Анастасии Александровны, Хитрий Марины Натановны, Шитиковой Галины Павловны, путем видеоконференции,
от уполномоченного органа - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Титова Никиты Юрьевича,
рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0817200000321010774 "Выполнение работ по внесению изменений в схему территориального планирования Алтайского края" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0817200000321010774 "Выполнение работ по внесению изменений в схему территориального планирования Алтайского края".
Заявитель считает, что в конкурсной документации неправомерно было установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензия ФСБ РФ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно" в части указания места осуществлении деятельности - "на территории собственного режимно-секретного подразделения". Заявитель также указывает, что в шкале оценки заявок по показателю "опыт работ" в части установления баллов за количество контрактов отсутствует пропорциональная связь, при установлении порядка оценки заявок по показателю "опыт работ" в части установления ограничения по цене контрактов (договоров), принимаемых к оценке, неправомерно установлена сумма такого контракта - в размере 100% НМЦК по проводимой закупке, в связи с чем, Заказчиком нарушены положения пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе. Порядок оценки по показателю "квалификация участников закупки, выраженная в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работы" не является объективным, не направлен на выявление лучшего предложения по показателю "квалификации трудовых ресурсов", что противоречит пунктам 3, 10 Правил оценки, пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились представили письменные и устные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
13.08.2021 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0817200000321010774 "Выполнение работ по внесению изменений в схему территориального планирования Алтайского края", а также конкурсная документация, техническое задание и пр.
Пунктом 7 информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе о наличии действующей лицензия ФСБ РФ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно", с местом осуществления деятельности на территории собственного режимно-секретного подразделения в соответствии с законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Документом, подтверждающим соответствие участника конкурса данным требованиям является копия действующей лицензия ФСБ РФ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно", с местом осуществления деятельности на территории собственного режимно-секретного подразделения в соответствии с законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:
выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
Согласно ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.
В силу п. 5. Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии
б) копии учредительных документов юридического лица;
в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, как в собственном режимно-структурном подразделении, так и в структурном подразделении по защите государственной тайны другой организации.
Согласно устным и письменным пояснениям представителя заказчика, на основании вышеуказанных нормативных актов в конкурсной документации под наличием собственного режимно-структурного подразделения заказчиком понимается как наличие собственного режимного подразделения, так и наличие такого подразделения по договору, заключенному участником закупки с иным предприятием.
Представитель заказчика также пояснила, что в случае предоставления участником закупке в составе заявки лицензии ФСБ с указанием места осуществления деятельности на территории режимно-структурного подразделения иного предприятия, такая заявка будет считаться соответствующей требованиям конкурсной документации.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Согласно п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе одним из критериев для оценки заявок в документации о закупке является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Подпунктом "б" п.4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, в частности квалификацию участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, наличия специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 (1) и 27 (4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Согласно п.3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В информационной карте конкурсной документации был установлен следующий показатель нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
- Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ сопоставимого характера и объема.
В рамках данного показателя оценивается опыт участника закупки (с учетом правопреемства) исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ/оказание услуг по разработке проекта документа территориального планирования (далее - "проекта документа") или проекта внесения изменений в документ территориального планирования, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о которых содержатся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, заключенных и исполненных в период с 2018 по 2021 годы, со стоимостью контракта (договора) не менее 100 % от начальной максимальной цены контракта настоящей Закупки.
В качестве подтверждения по данному показателю предоставляются:
1) копии исполненных контрактов (договоров);
2) копии всех актов выполненных работ/оказанных услуг.
Используется шкала оценки:
Кол-во 10 и более - 100 баллов
Кол-во 5-9 - 60 баллов
Кол-во 1-4 - 30 баллов
Кол-во 0 - 0 баллов
В информационной карте конкурсной документации также был установлен следующий показатель нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки.." "Квалификация участников закупки, выраженная в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работы.
Описание показателя: При оценке заявок по данному показателю учитывается количество специалистов, работающих в штате у участника закупки либо по гражданско-правовому договору не менее 6 месяцев, имеющих ученую степень кандидата и/или доктора архитектуры и являющихся советником либо членом-корреспондентом РААСН в отделении градостроительства.
Используется шкала оценки:
Оценка в 100 баллов будет присвоена участнику конкурса, у которого в штате либо по гражданско-правовому договору присутствует 1 и более специалистов, имеющих необходимую квалификацию.
Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику конкурса, у которого отсутствуют специалисты, имеющие необходимую квалификацию, а также участнику который не предоставил подтверждающие документы.
Согласно письму Минфина России от 17.04.2020 г. N24-05-05/30961 при осуществлении закупок иных товаров, работ, услуг в случае наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, наличия сотрудников определенной квалификации.
В рассматриваемой закупке Заказчиком определено количество контрактов, за которое участник закупки может получить минимальное и максимальное количество баллов.
Законодательство о контрактной системе не содержит положения, указывающие на необходимость предусмотреть детальную шкалу оценки заявок по показателям критерия, установления пропорции в виде 1 контракт-10 баллов, 2 контракта - 20 баллов, 3 контракта - 30 баллов и т.д., равно как положений, запрещающих указывать в описании показателя критерия "стоимость контракта не менее 100 % от начальной максимальной цены контракта проводимой закупки", а также запрещающих указывать в описании показателя критерия наличия у участников закупки специалистов определенного уровня квалификации.
К тому же установленные показатели нестоимостного критерия не являются обязательными требованиями к участникам закупки, а являются инструментом оценки заявок участников закупки для определения наилучших условий исполнения контракта.
Заявитель не ограничен в праве подать свою заявку на участие в закупке и участвовать в ней. Участник закупки, не имея специалистов определенного уровня квалификации либо опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема имеет возможность набрать больше количество баллов по другим показателям нестоимостного критерия и стоимостному критерию.
Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер", ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" заявку на участие в закупке не подавало, заявителем не представлено доказательств невозможности подать заявку на участие в закупке. Заявителем не представлено доказательств того, что установленный порядок оценки заявок по показателям критерия "квалификация участника закупки.." сужает круг участников закупки.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
__________________________ |
С.В. Скорик |
Члены комиссии: |
___________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
___________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 7 сентября 2021 г. N 022/06/31-751/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021