Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новые интеллектуальные электронные системы" (далее - заявитель, общество) на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) и бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по установке комплекса автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в городе Омске (Реестровый номер 33.1271.21)" (извещение N 0152300011921001267) (далее - аукцион, электронный аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность N 18/20-а от 07.10.2020);
заказчика - "_" (доверенность N 243 от 06.07.2021);
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 3 от 31.08.2021), "_" (доверенность N 1 от 24.05.2021),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8555э от 25.08.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 28.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152300011921001267 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 29 019 224,40 руб.
31.00.2021 - размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано три заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, врезультате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
3.1. В своей жалобе заявитель ссылается на то, что заказчиком неверно обосновано неприменение постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878
Согласно частям 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42, абзацем первым части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки и в документации об электронном аукционе должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, включен класс продукции по ОКПД2: 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Таким образом, Правительством Российской Федерации для закупок оборудования компьютерного, электронного и оптического установлены ограничения допуска в рамках части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае заказчиком действительно закупается оборудование, подпадающее под указанные ограничения, вместе с тем в составе документации об электронном аукционе размещено обоснование невозможности соблюдения соответствующих ограничений.
По мнению Комиссии, данное обоснование соответствует Порядку подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (в редакции действовавшей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона).
Учитывая, что заказчиком закупается товар с конкретными товарными знаками в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, то товары, включенные в реестр радиоэлектронной продукции, не подходят заказчику из-за невозможности обеспечения совместимости данных товаров с существующей системой Vocord (письмо ЗАО "Вокорд Телеком" N 2-01-014/105/1 от 17.08.2021).
При таких обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений требований законодательства о контрактной системе при подготовке обоснования невозможности соблюдения соответствующих ограничений, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
3.2. В жалобе заявитель также указывает, что заказчиком неправомерно не установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
Согласно пунктам 2 и 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Как ранее было указано, заказчик закупает товар с конкретным товарным знаком, при этом также закупается промышленный компьютер с предустановленным программным обеспечением VOCORD Traffic Archive Addon, VOCORD Tahion 500, вопреки утверждению заявителя, указанное программное обеспечение включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (номера государственной регистрации 3209, 3208).
В связи с указанным, установление соответствующего запрета не требуется, так как заказчиком закупается программное обеспечения российского производства.
Ссылку заявителя на то, что заказчик также закупает камеры обзорного видеонаблюдения AXIS с программным обеспечением Комиссия отклоняет, так как в силу раздела II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, заказчик не устанавливает требований к программному обеспечению камер, права на встроенное программное обеспечение не приобретаются. Доказательств того, что закупаемые камеры можно поставить с иным программным обеспечением в материалы дела не представлено.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
3.3. В жалобе заявителя также указано, что заказчиком в нарушение статьи 8 Федерального закона о контрактной системе установлено условие о том, что эквивалент закупаемого товара не предусмотрен.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Материалами дела установлено, что заказчиком закупается товар с конкретными товарными знаками в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, то товары, включенные в реестр радиоэлектронной продукции, не подходят заказчику из-за невозможности обеспечения совместимости данных товаров с существующей системой Vocord (письмо ЗАО "Вокорд Телеком" N 2-01-014/105/1 от 17.08.2021).
При этом ссылка в документации об электроном аукционе на то, что все указания в локальных сметных расчетах, рабочей документации на товарные знаки, марки, а также на наименования производителей и поставщиков конкретных материалов и оборудования носят примерный (сравнительный) характер и указаны в целях определения эквивалентности (соответствия) товара, используемого для выполнения работ, требованиям, установленным в соответствии с нормативными и техническими документами в области строительства, относится к иным товарам, которые будут использоваться, а не поставляться при выполнении работ. Указанные товары отражены в рабочей документации.
Учитывая изложенное, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новые интеллектуальные электронные системы" на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по установке комплекса автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в городе Омске (Реестровый номер 33.1271.21)" (извещение N 0152300011921001267).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 сентября 2021 г. N 055/06/14-892/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021