Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик, Учреждение) исх. N 01-05/10 от 23.08.2021 (вх. N 4851 от 24.08.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Меридиан" (ИНН 5105010460; 184355, Мурманская область, Кольский район, ПГТ Мурмаши, ул. Мира, д. 25, кв. 10) (далее - Общество, ООО "Меридиан", Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 28.09.2020 N 2020.4865 на выполнение работ по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения (закупка N 0366200035620004865, реестровый номер контракта 2712300359720000080) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя Заказчика по доверенности;
- - представителя ООО "Меридиан" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
24.08.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Меридиан" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения (закупка N 0366200035620004865) (далее - Электронный аукцион), в связи с нарушением Обществом существенных условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения (закупка N 0366200035620004865) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) размещены 31.08.2020 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 373 054,54 рублей.
28.09.2020 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Меридиан" заключен Контракт на сумму 3 356 189,26 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения по адресу: 301326, Тульская область, Веневский район, с.Щучье, ул. Центральная, д. 1а, в соответствии с условиями настоящего контракта, локальной сметой N 02-01-01 на архитектурно-строительные решения (приложение N 1), локальной сметой N 02-01-04 на систему электроснабжения и электроосвещения (приложение N 2), локальной сметой N 02-01-05 на внутренние системы водоснабжения и канализации (приложение N 3), локальной сметой N 02-01-06 на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов (приложение N 4), локальной сметой N 02-01-07 на пожарную безопасность (приложение N 5), рабочей документацией "Архитектурно-строительные решения" 0237.0320-АС-1 (приложение N 6) рабочей документацией "Внутренние системы водоснабжения и канализации " 0237.0320-ВК (приложение N 7), рабочей документацией "Пожарная сигнализация (Автоматическая установка пожарной сигнализации)" 0237.0320-ПС (АПС) (приложение N 8), рабочей документацией "Система внутреннего электроосвещения и силового оборудования" 0237.0320-ЭОМ (приложение N 9), проектной документацией "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" 0237.0320-ОДИ (приложение N 10), проектной документацией "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" 0237.0320-ЭЭ (приложение N 11), проектной документацией "Пояснительная записка" 0237.0320-ПЗ (приложение N 12), техническим заданием (приложение N 13), являющихся неотъемлемой частью Контракта, в сроки, установленные Контрактом, а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта сроки выполнения работ по Контракту:
I этап - с момента заключения Контракта в течение 29 (двадцати девяти) календарных дней;
II этап - с момента заключения контракта в течение 90 (девяносто) календарных дней, но не позднее 25 ноября 2020 года.
3.3. Сроки отдельных этапов выполнения работ определяются графиком выполнения работ (Приложение N 14 к Контракту).
Приложение N 14 к Контракту содержит следующую информацию:
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения
Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сметная стоимость этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, руб. |
1 |
Архитектурно-строительные решения; система электроснабжения и электроосвещения; внутренние системы водоснабжения и канализации; мероприятия по обеспечению доступа инвалидов; пожарная безопасность. 30 % от общего объема работ |
С момента заключения контракта в течение 29 (двадцати девяти) календарных дней |
1 184 000,00 |
2 |
Архитектурно-строительные решения; система электроснабжения и электроосвещения; внутренние системы водоснабжения и канализации; мероприятия по обеспечению доступа инвалидов; пожарная безопасность. 70 % от общего объема работ |
С момента заключения контракта в течение 90 (девяносто) календарных дней, но не позднее 25.11.2020 |
2 172 189,26 |
При этом, пункт 12.2 Контракта содержит следующие положения:
"Настоящий Контракт действует по 25 декабря 2020 г. (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту".
Разделом 5 Контракта определен следующий порядок сдачи и приемки работ:
"5.1. Результаты работ, выполненных Подрядчиком, подтверждаются и оформляются актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), актами сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N 15).
5.2. Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания работ предоставить Заказчику в двух экземплярах акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акт сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N 15) подписанные со стороны Подрядчика.
При приемке выполненной работы (отдельного этапа) Заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы, срок приемки выполненных работ продлевается на срок проведения указанной экспертизы и получения Заказчиком экспертного заключения.
В случае проведения экспертизы силами Заказчика в акте сдачи-приемки этапа выполненных работ проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.
В случае привлечения экспертов или экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
5.3. Заказчик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней (включая проведение экспертизы) рассматривает и подписывает представленные документы или направляет мотивированный отказ. В случае, если Подрядчиком не была представлена надлежащим образом оформленная документация, указанная в пункте 5.2 Контракта, и/или качество предъявляемых к подтверждению работ не удовлетворяет установленным требованиям, и/или предъявленные к подтверждению работы не соответствуют фактически выполненным объемам работ, Заказчик в указанный в настоящем пункте срок направляет Подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке указанных работ (приложение N 17) и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов). Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе.
В случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненной работы (ее результатов), Подрядчик обязан компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Заказчика.
Повторное согласование Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акта сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N 15) на предъявляемый Подрядчиком к подтверждению объем работ производится после устранения последним причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном настоящим Контрактом порядке.
5.4. После подписания сторонами акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акта сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N 15), в порядке, установленном пунктами 5.2-5.3 Контракта, работы считаются подтвержденными Заказчиком и подлежат оплате в соответствии с условиями Контракта".
На заседании Комиссии представитель сторон пояснили и из материалов дела установлено следующее.
21.10.2020 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 41, в котором сообщил, что после проведения демонтажа деревянных полов выявлены дополнительные работы и затраты, не предусмотренные Контрактом - "увеличен объем песка для подготовки необходимого уровня для последующего устройства утеплителя и бетонной стяжки".
02.11.2020 Заказчик направил Подрядчику ответ (письмо от 02.11.2020 исх. N 1), в котором указал, что для решения вопроса о заключении дополнительного соглашения к Контракту или заключения отдельного договора необходимо на указанные дополнительные объемы составить смету.
04.12.2020 Заказчик, в ходе приемки выполненных Подрядчиком по первому этапу работ, составил экспертное заключение, в котором отразил, что работы, предусмотренные Контрактом, выполнены надлежащим образом только на 10 % (при этом Контрактом предусмотрено выполнения 1 этапа работ на 30 % от общего объема работ).
04.12.2020 Заказчик с Подрядчиком подписали акт N 1 сдачи-приемки этапа выполненных работ, в котором указали сумму выполненных Обществом обязательств, предусмотренных Контрактом (327 936,22 рублей), без начисления неустоек.
18.12.2020 Заказчик оплатил Подрядчику за выполненные по первому этапу работы денежные средства в размере 327 936,22 рублей (платежное поручение N 1645 от 18.12.2020).
22.12.2020 Заказчик направил Подрядчику требование N 24 (письмо от 22.12.2020 исх. N 24), в котором указал на необходимость оплаты неустоек, связанных с просрочкой исполнения обязательств Обществом по 1 этапу работ, на сумму 4 864,27 рублей.
25.12.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 97 о приостановлении работ по Контракту с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет Учреждения, ссылаясь на абзац 2 пункта 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном уведомлении Подрядчик указывает на направленную ранее в адрес Заказчика информацию о необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, а также на отсутствие ответа по данному вопросу от Учреждения.
12.01.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 12.01.2021 исх. N 1), в которой указал на нарушение Обществом сроков выполнения работ 1 этапу, а также о том, что последним выполнено 10 % от общего объема работ, а не 30 %, как указано в требованиях Контракта; потребовал оплатить пени, начисленные ранее в требовании N 24 (письмо от 22.12.2020 исх. N 24) и не уплаченные до момента составления настоящей претензии.
16.01.2021 Подрядчик ответил на претензию Заказчика от 12.01.2021 (письмо от 16.01.2021 исх. N 4), сообщив следующее:
"В ходе исполнения строительных работ по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения возникла необходимость проведения дополнительных строительных работ, не учтенных в технической и сметной документации, и в связи с этим увеличение сметной стоимости строительства по указанному Контракту. Общая сумма дополнительных работ составляет 275 766,64 рублей.
21.10.2020 в адрес Заказчика было отправлено письмо, с предоставлением локальной сметы об увеличении объемов работ по заключенному Контракту для принятия решения и подписания локальной сметы.
02.11.2020 в адрес Подрядчика поступил ответ, что вопрос о заключении дополнительного соглашения к данному Контракту, либо о заключении нового контракта будет решаться.
Непредвиденные дополнительные работы Подрядчиком выполнены, о чем был составлены Акт о приемке выполненных работ формы КС-2, Справка о стоимости работ КС-3 от 30.10.2020 для их подписания Заказчиком.
На 25.12.2020 от Заказчика в адрес Подрядчика ответа по выполненным дополнительным работам не поступило.
25.12.2020 в адрес Заказчика отправлено Уведомление о приостановке работ, до принятия решения о выполненных дополнительных объемах работ.
После подписания дополнительного соглашения и локальной сметы на увеличенный объем работы будут возобновлены".
19.01.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 19.01.2021 исх. N 2), в которой потребовал оплатить пени, начисленные ранее в требовании N 24 (письмо от 22.12.2020 исх. N 24) и не уплаченные до момента составления настоящей претензии, а также сообщил о том, что работы по объекту в данный момент Обществом не ведутся, при этом запросил письменно изложить причины сложившейся ситуации.
Подрядчик ответил Заказчику на претензию N 2 (письмо без даты исх. N 9), при этом гарантировал оплату пени 25.01.2021 и возобновление работ по Контракту с 26.01.2021.
21.01.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 1, в котором сообщил следующее:
"Выполненные Вами дополнительные работы не препятствуют выполнению Вами условий Контракта.
Оплата дополнительных работ будет произведена после заключения контракта на данные дополнительные работы".
27.01.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 27.01.2021 исх. N 3), в которой также потребовал оплатить пени, начисленные ранее, в отношении которых Подрядчик гарантировал их оплату 25.01.2021, однако не выполнил взятых на себя обязательств, а также повторно сообщил о том, что работы по объекту в данный момент Обществом не ведутся, при этом запросил письменно изложить причины сложившейся ситуации.
29.01.2021 Подрядчик, в ответ на претензию N 3, направил Заказчику письмо исх. N 11, в котором также указал, что до сих пор не получил ответа от Учреждения относительно необходимости проведения дополнительных работ, в связи с чем работы считает приостановленными.
В материалы дела представлено письмо б/н от 09.02.2021 государственного учреждения Тульской области "Центр технического надзора и эксплуатации зданий и сооружений министерства труда и социальной защиты Тульской области" (далее - ГУ ТО "ЦТН") следующего содержания:
"09.02.2021 специалистами ГУ ТО "ЦТН" был произведен визуальный осмотр здания деревянного корпуса по адресу: Тульская область, Веневский район, село Щучье, с целью технического контроля за выполнением работ по Контракту по капитальному ремонту деревянного корпуса согласно проектно-сметной документации N 0237.0320, выполненного ИП Медведевой Т.Ю.
Во время осмотра было выявлено:
- завышение уровня отметки пола в помещениях деревянного корпуса (лист 2; 3 альбом 0237.0320-АС-1);
- в конструкцию стяжки пола попала система отопления с отопительными приборами;
- не обеспечивается безпороговый доступ в помещения маломобильных групп населения;
- высота помещений в чистоте (от пола до потолка) не соответствует, согласно п.4.5 СП 118.13330.2012 и проектно-сметной документации.
Подрядчику в течение пяти рабочих дней необходимо выполнить стяжку пола по отметкам согласно проекта (лист 2; 3 альбом 0237.320-АС-1)".
11.02.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 11.02.2021 исх. N 3), в которой также потребовал оплатить пени, начисленные ранее, в отношении которых Подрядчик гарантировал их оплату, однако не выполнил взятых на себя обязательств, а также сообщил о том, что сотрудниками Заказчика совместно со специалистами ГУ ТО "ЦТН" в ходе проверки выполненных работ установлены расхождения с проектом. Указанные в письме ГУ ТО "ЦТН" недостатки Заказчик потребовал устранить в течение 5 рабочих дней.
18.02.2021 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 2021.012027 на выполнение дополнительных работ на сумму 299 999,99 рублей, которые являются причиной приостановки работ по Контракту.
19.02.2021 Заказчик и Подрядчик подписали Акт сдачи-приемки выполненных работ N 1, в котором Учреждением отражена информация о проведенной приемке выполненных по контракту N 2021.012027 без каких-либо замечаний.
24.02.2021 Заказчик оплатил Подрядчику за выполненные дополнительные работы денежные средства на сумму 299 999,99 рублей (платежное поручение N 128 от 24.02.2021).
19.02.2021 Подрядчик уведомил Заказчика (письмо от 19.02.2021 исх. N 4) об оплате начисленной пени, а также о том, что в данный момент выявленные нарушения по устройству стяжки устраняются Обществом.
03.03.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 03.03.2021 исх. N 4), в которой сообщил о том, что Обществом по состоянию на текущий момент обязательства по Контракту не исполнены, при этом потребовав немедленно завершить работы, предусмотренные Контрактом, а также указал, что нарушения, допущенные при устройстве стяжки не устранены.
15.03.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 6, в котором сообщил об устранении нарушений по устройству стяжки, при этом сообщил, что фактические сроки работ будут указаны после принятия решения технадзора по системе отопления.
29.03.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 29.03.2021 исх. N 5), в которой сообщил о том, что Обществом по состоянию на текущий момент обязательства по Контракту не исполнены, при этом потребовав немедленно завершить работы, предусмотренные Контрактом.
13.04.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 17, в котором сообщил о выполнении промежуточных работ, а также представил Акт выполненных работ по форме КС-2, Справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 на сумму 280 038,68 рублей. В указанном письме также поименованы как приложения акты скрытых работ, которые ни Обществом, ни Заказчиком в материалы дела не представлены.
14.04.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 14.04.2021 исх. N 6), в которой сообщил о том, что Обществом по состоянию на текущий момент обязательства по Контракту не исполнены, при этом потребовав немедленно завершить работы, предусмотренные Контрактом.
19.04.2021 Заказчик направил Подрядчику ответ на письмо от 13.04.2021 N 17 (письмо от 19.04.2021 N 3) следующего содержания:
"Приемка работ будет производиться в соответствии с пунктами 4.1.1, 5.1, 5.2 Контракта.
В соответствии с пунктом 5.2 Контракта Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания работ предоставить Заказчику в двух экземплярах акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акт сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N 15) подписанные со стороны Подрядчика.
При приемке выполненной работы (отдельного этапа) Заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта.
Форма акта сдачи-приемки этапа выполненных работ прилагается к Контракту (приложение N 15).
Таким образом, работы по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения будут приниматься по их окончании. Подписание актов на промежуточные работы Контрактом не предусмотрено".
23.04.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 12, в котором указал, что считает возможным осуществление оплаты за выполнение промежуточных работ в соответствии с условиями пункта 2.3 Контракта; указал на пункт 4.1.3 Контракта, в соответствии с которым Заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
23.04.2021 Подрядчик, в ответ на претензию от 29.03.2021, направил Заказчику письмо исх. N 13, в котором указал, что задержка сроков произошла по вине Учреждения ввиду того, что последним длительное время не подписывались акты скрытых работ с учетом увеличения объемов работ, что не позволяло выполнить последующие работы, предусмотренные Контрактом.
В материалы дела также представлен рукописный документ Подрядчика от 26.04.2021, в котором последний просит Заказчика подписать Акты на скрытые работы для дальнейшего производства работ с приложениями: Акт N 7, Акт N 8, Акт N 9, Акт N 10, Акт N 11, Акт N 12, Акт N 13, Акт N 14. На указанном документе стоит отметка о получении их Заказчиком, датированная 26.04.2021.
Однако, в материалы настоящего дела указанные приложения ни Обществом, ни Заказчиком не представлены.
19.04.2021 Заказчик направил Подрядчику ответ на письмо от 23.04.2021 N 12 (письмо от 26.04.2021 N 4), в котором также сообщил, что оплата возможна только после выполнения всего объема работ, предусмотренного Контрактом, при этом, промежуточная оплата Контрактом не предусмотрена.
17.05.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 17.05.2021 исх. N 7), в которой сообщил о том, что Обществом по состоянию на текущий момент обязательства по Контракту не исполнены, при этом потребовав немедленно завершить работы, предусмотренные Контрактом. Указанное письмо содержит, в том числе следующую информацию:
"С нарушением сроков контракта проводимые работы:
Монтаж электропроводки в трубах,
Устройство плитки в санузлах,
Устройство плитки в коридоре,
Монтаж стен СМЛ,
Монтаж дверей входной группы,
Устройство подвесного потолка,
Подключение электроприборов,
Устройство напольного покрытия,
Устройство входной группы,
Работы установке АПС -
по состоянию на 17 мая 2021 года в полном объеме не выполнены".
24.05.2021 Подрядчик направил Заказчику гарантийное письмо исх. N 64 следующего содержания:
"На данный момент произошла задержка поставок материала (панели СМЛ производство Китай) поставщиком.
Гарантируем, что все работы согласно технического задания будут выполнены в полном объеме и сданы до 10.07.2021".
16.07.2021 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо от 16.07.2021 исх. N 8), в которой сообщил о том, что Обществом по состоянию на текущий момент обязательства по Контракту не исполнены, в том числе обязательства, указанные в письме Общества от 24.05.2021 N 64 об окончании выполнения работ в полном объеме до 10.07.2021; потребовал незамедлительно завершить работы, предусмотренные Контрактом.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 30 дней;
- отступление Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.
В связи с тем, что Подрядчик не выполнил работы, предусмотренные Контрактом в установленный срок, 02.08.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. N 01-05/170 (далее - Решение).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что 03.08.2021 информация о принятом Заказчиком Решении размещена в единой информационной системе.
03.08.2021 Заказчик направил Решение Подрядчику по почте заказным письмом (почтовый идентификатор 30132061010740, вручение адресату 10.08.2021), а также по адресу электронной почты, согласованной сторонами Контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии проинформировал, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, выявленные нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Меридиан" устранены не были, вследствие чего Заказчик посчитал такое Решение вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем, направил в Тульское УФАС России соответствующее обращение.
Кроме того, из материалов дела установлено следующее.
06.08.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 9 следующего содержания:
"На решение от 02.08.2021 г N01-05/170 о расторжении Контракта в одностороннем порядке сообщаем.
Задержка сроков выполнения работ произошла по причине, не зависящей от Подрядчика, а по причине, зависящей от Заказчика.
21.10.2020 в адрес Заказчика отправлено письмо, об увеличении объемов скрытых работ, неучтенных в проектно-сметной документации, с предоставлением локальной сметы.
Неучтенные скрытые работы Подрядчиком были выполнены, о чем был составлен Акты по форме КС-2, КС-3 от 30.10.2020, которые переданы для подписания Заказчику.
02.11.2020 в адрес Подрядчика поступил ответ, что вопрос по скрытым дополнительным работам будет решаться.
На 25.12.2020 от Заказчика в адрес Подрядчика подписанных Актов формы КС-2, КС-3 по дополнительным выполненным работам не поступило.
Без приемки Заказчиком дополнительных выполненных работ дальнейшие работы производить не предоставлялось возможным. Согласно пункту 4.1.3 Контракта Заказчик обязан оказывать содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам непосредственно связанным с предметом Контракта. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, при неполучении от Заказчика ответа на свое сообщение в течении 10 дней Подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков вызванных простоем на счет Заказчика.
25.12.2020 в адрес Заказчика отправлено уведомление, о приостановке работ до принятия решения Заказчиком о приемке выполненных дополнительных работ.
13.04.2021 в адрес Заказчика переданы Акты по формам КС-2, КС-3 1-го этапа выполненных работ. Работы были приняты Заказчиком и Акты были подписаны. Материалы на объект завезены.
На 02.08.2021 работы производились. Срок сдачи Объекта был запланирован на 10.08.2021.
На основании вышеизложенного предлагаем рассмотреть вопрос о расторжении Контракта по соглашению сторон".
09.08.2021 Заказчик составил Акт обследования объекта по Контракту, в котором установлено следующее:
"1. Работы по контракту не завершены.
В целях обследования объекта ремонта по контракту: деревянного корпуса комиссия в целях фиксации состояния объекта после завершения работ произвела фотографирование объекта (фототаблица прилагается к акту).
2. На момент обследования представители подрядчика ООО "Меридиан" отсутствовали, работы по ремонту не вели".
12.08.2021 Подрядчик направил (письмо б/н от 12.08.2021) Заказчику Акт сдачи-приемки выполненных работ от 11.08.2021 на сумму 730 829,12 рублей, а также акты по формам КС-2, КС-3 от 11.08.2021 на указанную сумму, подписанные со стороны Общества.
13.08.2021 Заказчик, в ответ на обращение Подрядчика от 06.08.2021 N 9, направил Обществу письмо б/н следующего содержания:
"Учитывая, что Решение не вступило в законную силу и по состоянию на 13.08.2021 Контракт не расторгнут, вы имели возможность 10.08.2021 завершить ремонтные работы в соответствии с условиями Контракта".
16.08.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 17 следующего содержания:
"По состоянию на 02.08.2021 Подрядчиком были выполнены работы не влияющие на безопасность обслуживающего персонала и пациентов интерната. 26.04.2021 в адрес Заказчика переданы для освидетельствования и подписания Акты на скрытые работы, в том числе на монтаж электропроводки в стальных трубах (Акт N14 - в материалы дела не представлен).
До 04.08.2021 освидетельствования, в том числе по монтажу электропроводки, и подписанных Актов скрытых работ в адрес Подрядчика не поступало.
Согласно условиям Контракта, приступать к выполнению последующих работ возможно только после приемки скрытых работ представителем Заказчика и составлением Актов их освидетельствования. Для дальнейшего производства работ требовалось закрывать электропроводку стеновыми панелями и подвесным потолком.
Так как здание деревянное, Подрядчик принять решение по дальнейшему производству работ без подписанных Актов скрытых работ влияющих на безопасность жизни обслуживающего персонала и пациентов интерната в одностороннем порядке не мог.
По вине Заказчика повторно были приостановлены работы".
При этом, в материалы дела не представлено какого-либо повторного уведомления Подрядчиком Заказчика об очередном приостановлении работ.
20.08.2021 Заказчик письмом исх. N 01-05/188 направил Подрядчику экспертное заключение от 20.08.2021 по определению объемов фактически выполненных работ на момент расторжения Контракта, при этом Учреждение запросило у Общества предоставить ряд документов, указанных в таком экспертном заключении.
Экспертное заключение от 20.08.2021, выполненное экспертами ГУ ТО "ЦТН", содержит следующую информацию:
"ГУ ТО "ЦТН" произвело экспертизу на выполнение работ по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения в ГУ ТО "Веневский психоневрологический интернат" (по состоянию на 20.08.2021) по адресу; Тульская область, Веневский район, с. Щучье, ул. Центральная, дом 1 а:
1. В результате выборочной проверки произведены обмеры фактически выполненных работ по следующим позициям:
N поз. сметы |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Объем работ согласно сметной документации |
Объем работ согласно справке КС-2 |
Фактически выполненный объем работ |
Разница (5-4)/(6-5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
45 |
Гидроизоляция боковая обмазочная (не подтверждено актом освидетельствования скрытых работ)* |
м2 |
5.4 |
5.4 |
5.4 |
0/0 |
46 |
Устройство покрытия из бетонных плиток (работы не завершены) |
м2 |
28.6 |
28.6 |
0 |
0/-28.6 |
47 |
Гладкая облицовка стен (работы не завершены) |
м2 |
7.3 |
7.3 |
0 |
0/-7.3 |
48- 69 |
Выполненные работы не соответствуют проектно-сметной документации |
- |
- |
- |
- |
- |
99 |
Облицовка стен по системе "КНАУФ" ( не подтверждено актом освидетельствования скрытых работ)* |
м2 |
3.9 |
3.9 |
3.9 |
0/0 |
100 |
Облицовка стен по системе "КНАУФ" (не подтверждено актом освидетельствования скрытых работ)* |
м2 |
33.3 |
33.3 |
28.6 |
0/4.7 |
101 |
Гладкая облицовка стен |
м2 |
35.8 |
35.8 |
33.3 |
0/-2.5 |
117- 130 |
Выполнение работ не подтверждено актом освидетельствования скрытых работ* |
- |
- |
- |
- |
- |
135 |
Устройство покрытия пола из плиток |
м2 |
52.2 |
52.2 |
48.1 |
0/-4.1 |
136- 144 |
Выполненные работы не соответствуют проектно-сметной документации |
- |
- |
- |
- |
- |
145 |
Установка противопожарных дверей |
м2 |
3.6 |
3,6 |
3.6 |
0/0 |
146 |
Дверной блок противопожарный |
м2 |
1,7 |
1.7 |
1.7 |
0/0 |
147 |
Дверной блок противопожарный |
м2 |
1.9 |
1.9 |
1,9 |
0/0 |
148 |
Устройство "Антипаника" |
шт. |
2 |
2 |
2 |
0/0 |
149 |
Доводчик дверной |
шт. |
2 |
2 |
2 |
0/0 |
150. |
Установка металлических дверных блоков |
м2 |
3.6 |
3.6 |
3.6 |
0/0 |
151 |
Дверной блок из алюминиевых профилей (наружный) |
шт. |
1 |
1 |
1 |
0/0 |
152 |
Дверной блок из алюминиевых профилей (внутренний) |
шт. |
1 |
1 |
1 |
0/0 |
153 |
Установка дверного доводчика |
шт. |
2 |
2 |
2 |
0/0 |
154 |
Доводчик дверной |
шт. |
2 |
2 |
2. |
0/0 |
* Фактически выполненные объемы работы могут быть приняты после предоставления подрядчиком актов освидетельствования скрытых работ.
2. Оценка полноты представленных документов на скрытые работы: не представлены.
3. Оценка полноты предоставленных документов на материалы, примененные в ходе выполнения работ: не представлены.
4.Оценка качества и полноты выполненных работ: неудовлетворительное.
Выводы: Подрядчику необходимо предоставить: акты освидетельствования скрытых работ, подписанные Заказчиком и Подрядчиком, паспорта и сертификаты на материалы, формы КС-2 и КС-3 в соответствии с фактически выполненными объемами работ".
20.08.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 01-05/189 следующего содержания:
"На Ваше обращение от 12.08.2021 о направлении актов выполненных работ для подписания сообщаю, что поступившие по электронной почте сканы актов выполненных работ находятся на рассмотрении Заказчика.
В соответствии с пунктом 4.1.4 Контракта заказчик обязан провести экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям контракта в соответствии с Законом. В соответствии с пунктами 5,2, 5.3 Контракта по результатам проведенной экспертизы Заказчиком будет принято решение о подписании актов и оплате работ по Контракту".
20.08.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. N 01-05/190, в котором повторно сообщил, что приемка осуществляется по результатам завершения работ, установленных графиком выполнения работ (приложение N 14 к Контракту).
24.08.2021 Подрядчик в ответ на письмо б/н от 13.08.2021 направил Заказчику сообщение (письмо от 24.08.2021 исх. N 99) следующего содержания:
"20.08.2021 в адрес ООО "Меридиан" поступило экспертное заключение по определению объемов фактически выполненных работ на момент расторжения Контракта.
Письмо о расторжении контракта было получено 02.08.2021.
В адрес Заказчика были переданы Акты для освидетельствования и подписания скрытых работ:
- письмо от 13.04.2021 с приложением Актов скрытых работ;
- письмо от 26.04.2021 с приложением Актов скрытых работ.
До 04.08.2021 от Заказчика Актов освидетельствования скрытых работ (подписанных/неподписанных/с замечаниями) в наш адрес не поступало.
На данное экспертное заключение (N позиции по смете) сообщаем:
Поз. N: 45, 99, 100, 117-130 - работы выполнены согласно проектно-сметной документации. Акты на скрытые работы вручены Заказчику 26.04.2021 для освидетельствования и подписания;
Поз. N 136-144 - работы выполнены согласно проектно-сметной документации. Акты на скрытые работы вручены Заказчику для освидетельствования и подписания 13.04.2021.
Поз. N 46, 47, 135, 145-154 выполнены согласно проектно-сметной документации, объемы уточнены.
Фотофиксация выполненных скрытых работ это подтверждает.
12.04.2021 Заказчиком подписаны Акты по форме КС-2, КС-З.
На 04.08.2021 ООО "Меридиан" были выполнены работы не влияющие на безопасность обслуживающего персонала и пациентов интерната.
До 04.08.2021 освидетельствования, в том числе по монтажу электропроводки и подписанных Актов скрытых работ в адрес Подрядчика не поступало.
Для дальнейшего производства работ требовалось закрывать электропроводку стеновыми панелями и подвесным потолком.
Так как здание деревянное, Подрядчик принять решение в одностороннем порядке по дальнейшему производству работ, без освидетельствования и подписанных Актов скрытых работ влияющие на безопасность жизни обслуживающего персонала и пациентов интерната не мог.
По вине Заказчика, начиная с 13.04.2021 и по 04.08.2021 полноценно производить строительные работы на Объекте Подрядчик не мог.
Приложения:
1. Письмо с приложением Актов в адрес Заказчика N 17 от 13.04.2021 - копия;
2. Письмо с приложен Актов в адрес Заказчика N б/н от 26.04.2021 - копия;
3. Фотофиксация скрытых выполненных работ поз. 45, 46, 47, 99, 100, 117-130;
4. Акты КС-2, КС-З, на 280 000 рублей, подписанные Заказчиком - копия;
5. Акты КС-2, КС-З, с учетом объемов экспертного заключения;
6. УПД, Счет;
7. Сертификаты соответствия".
Необходимо отметить, что сторонами в материалы дела данные приложения в качестве подтверждающих документов не представлены.
Заказчик также не подтвердил факт получения указанного письма Общества от 24.08.2021 N 99, в том числе приложений к нему.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Общество в установленные Контрактом сроки работы, предусмотренные Контрактом, выполнены не были.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения, приняв во внимание непредставление Обществом доказательств выполнения работ в полном объеме и в установленный срок.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение не противоречит Закону и является обоснованным.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Анализ представленных в материалы дела доказательств и сведений позволил Комиссии прийти к следующим выводам.
Как было отражено выше, ООО "Меридиан" приступило к выполнению работ на объекте, но в связи с обнаружением дополнительных работ и объема материалов, не учтенных в Контракте, а также ввиду отсутствия ответа Заказчика на вопрос о заключении дополнительного соглашения и положительного решения Учреждения о выполнения дополнительных работ Подрядчиком для продолжения выполнения работ, Обществом такие работы по Контракту были приостановлены письмом от 25.12.2020 исх. N 97.
В ходе переписки стороны пришли к согласию по данному вопросу, и 18.02.2021 заключили отдельный контракт N 2021.012027 в соответствии с положениями Закона.
Указанный контракт был исполнен Подрядчиком в полном объеме без замечаний Заказчика; Учреждение 19.02.2021 произвело приемку выполненных работ, 24.02.2021 оплатило сумму, предусмотренную условиями такого контракта.
Таким образом, 24.02.2021 Заказчиком устранены недостатки, связанные с необходимостью выполнения дополнительных работ на объекте, что послужило причиной приостановления выполнения работ по Контракту Подрядчиком.
При этом, в своем письме от 16.01.2021 исх. N 4 Подрядчик отдельно указывал, что после подписания дополнительного соглашения (в данном случае отдельного контракта) работы будут возобновлены.
В письме от 20.01.2021 исх. N 9 Подрядчик сообщил Заказчику о продолжении работ по исполнению Контракта с 26.01.2021.
В ходе переписки Заказчик неоднократно направлял Подрядчику претензии (12.01.2021, 19.01.2021, 27.01.2021, 11.02.2021, 03.03.2021, 29.03.2021, 14.04.2021, 17.05.2021, 16.07.2021), в которых указывал на нарушение Обществом сроков выполнения работ, предъявлял замечания к невыполненным работам, об отсутствии работников ООО "Меридиан" на объекте, а также о претензиях к качеству выполненных работ. Кроме того, в таких претензиях Учреждение сообщало о том, что, в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ по Контракту, будет вынуждено принять решение об одностороннем расторжении Контракта.
В письме от 24.05.2021 исх. N 64 Подрядчик уведомил Заказчика о завершении выполнения всего объема работ, предусмотренного Контрактом, до 10.07.2021. Причем Общество утверждало, что такая задержка произошла по вине поставщика панелей СМЛ, однако, ни Заказчику, ни в материалы дела Общество не предоставило доказательных материалов, подтверждающих данный факт.
Принятое на себя обязательство по завершению всего объема работ до 10.07.2021 Общество не исполнило, что подтверждается дальнейшей перепиской сторон.
В этой связи Заказчик направил Подрядчику претензию от 16.07.2021 исх. N 8, и, вследствие отсутствия каких-либо ответных действий от Общества, 02.08.2021 принял Решение, о чем также уведомил Подрядчика.
Так как 10.08.2021, согласно информации, размещенной на сайте АО Почта России, Подрядчик получил Решение, указанная дата принята за дату надлежащего уведомления Общества, с которой исчисляется десятидневный срок на устранение нарушений условий Контракта Подрядчиком, послужившими основанием для принятия такого Решения.
При этом, в письме от 06.08.2021 исх. N 9 Подрядчик уведомил Заказчика о том, что 10.08.2021 планировал сдать весь объем работ по Контракту.
Однако, по состоянию на 20.08.2021 (по истечению десятидневного срока на устранение недостатков) Подрядчик не исполнил весь объем принятых на себя обязательств, предусмотренных Контрактом, и, соответственно, Решение вступило в силу, а Контракт считается расторгнутым с 21.08.2021.
С целью определения объема фактически выполненных Подрядчиком работ и их дальнейшей оплаты Заказчик 20.08.2021 провел внешнюю экспертизу, в ходе которой были подтверждены отдельные объемы выполненных работ, установлены объемы невыполненных работ и выполненных работ, не соответствующих проектной документации, а также определен перечень исполнительной документации, которую Подрядчику следует дополнительно передать Заказчику для подтверждения и приемки выполненных Обществом работ.
Указанная в экспертном заключении ГУ ТО "ЦТН" информация в очередной раз подтверждает факт невыполнения Подрядчиком всего объема работ, предусмотренного Контрактом.
Согласно пунктам 1-3 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссией установлено, что в связи с выявлением необходимости выполнения дополнительных работ, Подрядчик не приступал к исполнению части обязательств в предусмотренные Контрактом сроки. Однако, 24.02.2021 такие препятствия устранены Заказчиком, а Общество продолжило выполнять свои обязательства в рамках исполнения Контракта.
Доводы Общества о том, что причиной задержки выполнения работ является тот факт, что Заказчик не согласовывал акты освидетельствования скрытых работ не подтверждены материалами дела, представленными сторонами данного рассмотрения.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Меридиан" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "Меридиан" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Меридиан" (ИНН 5105010460; 184355, Мурманская область, Кольский район, ПГТ Мурмаши, ул. Мира, д. 25, кв. 10); директор (учредитель (участник)) Ищук Василий Сергеевич, ИНН: 510500088596) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 28.09.2020 N 2020.4865 на выполнение работ по ремонту деревянного корпуса и адаптации для маломобильных групп населения (закупка N 0366200035620004865, реестровый номер контракта 2712300359720000080).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.08.2021 |
25.08.2021 |
23.08.2021 |
0 |
24.08.2021 |
31.08.2021 |
31.08.2021 |
0 |
03.09.2021 |
03.09.2021 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 31 августа 2021 г. N 071/06/104-762/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021