Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГУ Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН, ООО "ДиСи Инжиниринг",
рассмотрев жалобу ООО "ДиСи Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия ФГУ Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление"
РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку "Комплекс обработки данных" (Закупка N 0373100008821000011) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/51974/21 от 27.08.2021.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившееся в установлении положений аукционной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация,о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что в аукционной документации размещены неправомерные обоснования невозможности соблюдения ограничений и запретов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N878).
Согласно положениям информационной карты аукционной документации Заказчиком не установлены ограничения, предусмотренные постановлением
N 878.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 18.08.2021 N0373100008821000011 объектом закупки является закупка "Комплекс обработки данных".
В соответствии с п.4 постановления N878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
П.5 постановления N878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 постановления N878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Так, Заявитель указывает, что в составе аукционной документации Заказчиком опубликовано обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренных постановлением N878. В указанном обосновании Заказчиком указано, что радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки, должна соответствовать классу по ОКПД2 26.20.14 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных", таким образом, в качестве класса радиоэлектронной продукции Заказчик указал код ОКПД2, а не один из классов Единого реестра российской радиоэлектронной продукции.
При этом в соответствии с письмом Минпромторга России от 24.09.2019
N ПГ-11-7984 и письмом Минфина России от 8 октября 2019 г. N 24-03-08/77212, реестр содержит два класса радиоэлектронной продукции - телекоммуникационное оборудование и радиоэлектронная продукция, следовательно, по мнению Заявителя, Заказчиком в обосновании невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренных постановлением N878 указан неправильный класс реестра.
В ответ на запрос на разъяснения Заказчик указал, что проведенный анализ реестра радиоэлектронной продукции по коду закупки ОКПД2 26.20.14.000 показал, что "Комплекс обработки данных" в реестре отсутствует.
Таким образом, объединив самостоятельный товар (серверы, коммутаторы, СХД) в единый комплект "Комплекс обработки данных", Заказчик не рассматривает продукцию, включенную в реестр, в качестве возможного для поставки товара, тогда как реестр содержит информацию о 63 позициях, в наименовании которых указано слово "Сервер", 22 позициях, в наименовании которых указано слово "Коммутатор", 19 позициях, в наименовании которых указано словосочетание "Система хранения данных".
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заявитель исходит из того, что объектом закупки является самостоятельное оборудование, в то время как Заказчик проводит закупку научного прибора "Комплекс обработки данных" с ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных" в виде неразрывно связанного комплекса (единого изделия и объекта учета), который только как комплекс может решить поставленные перед ним задачи и обеспечить Заказчику достижение показателей, продекларированных в заявке.
Так, Заказчиком был проведен анализ Единого реестра радиоэлектронной продукции по коду закупки ОКПД2 26.20.14 в части комплексов обработки данных (вычислительные, аппаратно-программные, программно-технические и др.), сведения о которых включены в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
В результате проведенного анализа было установлено, что все товары находящиеся в реестре не соответствуют требованиям, установленным к закупаемому комплексу обработки данных, по следующим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам:
1) отсутствуют серверы (узлы обработки данных) в требуемом количестве с установленными центральными процессорами архитектуры АRM AArch64 с требуемыми характеристиками;
2) отсутствуют серверы (узлы обработки данных) в требуемом количестве с установленными графическими процессорами с требуемыми характеристиками;
З) отсутствуют коммутаторы Ethernet в требуемом количестве с требуемыми характеристиками;
4) отсутствует возможность подключения в требуемом количестве с требуемыми характеристиками серверов (узлов обработки данных) комплекса, являющегося предметом закупки, к коммутаторам вычислительной сети ln6niBand 100 Гбит/с EDR типа QSFP28 существующей высокопроизводительной вычислительной инфраструктуры.
При этом на этапе подготовки разъяснений на запрос Заказчиком был еще раз проверен Единый реестр радиоэлектронной продукции по коду закупки ОКПД2 26.20.14. Новых комплексов в соответствующем разделе реестра обнаружено не было. С целью подтверждения своего анализа Заказчик привел в разъяснении список проанализированных изделий.
Вместе с тем доказательств обратного на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено, равно как и не представлено документов сведений на основании которых Заявитель пришел к выводу о том, что Заказчиком закупается товар с самостоятельными составными частями (сервер, коммутаторы и т.д.), а не в совокупности комплексом.
На основании вышеизложенного, с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с п. "г" ч. 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренных постановлением N878, указанное обоснование должно содержать указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки, однако данные сведения Заказчиком в составе обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренных постановлением N878 опубликованы не были.
Согласно п.2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного постановлением N878 обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В силу п. 3 указанного порядка обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
При этом Комиссия Управления отмечает, что в составе обоснования невозможности соблюдения ограничения отсутствует указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки, что предусмотрено пп. "г" п.3 Порядка.
При этом формальное указание Заказчиком в обосновании на то, что наименование товара, а также его функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным государственным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, не отвечает требованиям п.3 Порядка.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации, а также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что в составе разъяснений положений документации об электронном аукционе от 23.08.2021 NРД1 Заказчиком размещен анализ реестра радиоэлектронной продукции по коду закупки ОКПД2 26.20.14.000, с указанием порядковых номеров реестровой записи товаров, содержащихся в реестре, наименование радиоэлектронной продукции, а также указаны характеристики по которым товары находящиеся в реестре не соответствуют требованиям, описанным в техническом задании на закупаемый комплекс, что напрямую соответствует пп. "г" п.3 Порядка.
На основании вышеизложенного, а также с учетом того, что Заказчиком соблюдены положения пп. "г" п.3 Порядка, путем размещения необходимой информации в составе разъяснений положений документации об электронном аукционе от 23.08.2021 NРД1, выявленные нарушения не повлияли на ход проведения закупки.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, что, по мнению Заявителя, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Так, Заявитель указывает, что Техническое задание на закупку "Комплекс обработки данных" содержит требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) следующего товара, входящего в состав Комплекса обработки данных:
- Узел обработки данных тип 1;
- Узел обработки данных тип 2;
- Узел обработки данных тип 3;
- Коммутатор тип 1;
- Коммутатор тип 2;
- Комплект кабелей, адаптеров и дисков.
Суперкомпьютер - программно-аппаратный комплекс, состоящий из аппаратной части (вычислительные узлы, узлы хранения данных, коммутационные узлы) и программной части. Программной частью является специализированное программное обеспечения, устанавливаемое на вычислительные узлы и позволяющее использовать самостоятельное оборудование в качестве единого высокопроизводительного вычислительного кластера. Техническое задание не содержит требований к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам суперкомпьютера, за счет которых предполагается решение задач, описанных Заказчиком в ответе на запрос на разъяснения.
Таким образом, по мнению Заявителя, объектом закупки является самостоятельное оборудование, незаконно объединенное в единый комплект с единым кодом ОКПД2 с целью уклонения от требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, направленных на регулирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данное оборудование впоследствии может использоваться как часть суперкомпьютера при установке специализированного программного обеспечения, так и может быть использовано как самостоятельное оборудование, не связанное с функциями суперкомпьютера.
На основании анализа ст.33 Закона о контрактной системе заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к объекту закупки, являющимися значимыми для заказчика.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при определении кода ОКПД2 объекта закупки Заказчик руководствовался следующими данными:
- обоснованным функциональным единством "Комплекса обработки данных";
- назначением и функциональными характеристиками "Комплекса обработки данных" как высокопроизводительной вычислительной установки;
- отсутствием в классификаторе ОКПД2 точных кодов для суперкомпьютеров и вычислительных установок;
- принципом близости объекта закупки к продукции, содержащейся в классификаторе окпд2.
Таким образом, для объекта закупки был выбран код ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных".
Кроме того составными элементами вычислительной установки являются узлы, обеспечивающие скалярные и скалярно-векторные операции, а также операции оперативного доступа к большим объемам исходных данных, обмена данными в задачах конвейернопараллельной обработки, оперативного накопления промежуточных результатов. Для долговременного хранения исходных данных и результатов вычислений предусмотрено использование существующей системы хранения данных в составе Центра коллективного пользования. Также в состав установки входят элементы, обеспечивающие высокоскоростной интерконнект между вычислительными узлами, высокоскоростной доступ к элементам существующей инфраструктуры высокопроизводительных вычислений, функционирование системы управления вычислительным процессом установки, мониторинга и распределения потоков данных между вычислительными узлами, выполнение функций администрирования установки, мониторинга состояния ее составных элементов. Все компоненты вычислительной установки представляют собой единую взаимоувязанную систему компьютерных средств и образуют единый комплекс, названный как "Комплекс обработки данных", в связи с его функцией, объединяющей все вычислительные задачи, которые планируется решать с помощью этого комплекса.
Комиссия Управления отмечает, что при осуществлении закупки Заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления объекта закупки единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), при этом требования к поставляемым товарам формируются Заказчиком самостоятельно, исходя из потребностей Заказчика.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы в части неправомерного включения в один лот закупаемых товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В жалобе Заявитель указывает на то, что в технической части аукционной документации установлены требования к товарам не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Так, Заявитель указывает, что в состав объекта закупки "Комплекс обработки данных" входят Узел обработки данных тип 1 и Узел обработки данных тип 2, для описания требований к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) которых Заказчиком использованы характеристики позиции КТРУ "Сервер" (код позиции КТРУ 26.20.14.000-00000001), а также Коммутатор тип 1 и Коммутатор тип 2, для описания требований к которым Заказчиком использованы характеристики позиции КТРУ "Коммутатор" (код позиции КТРУ 26.30.11.110-00000001).
При этом помимо характеристик, указанных в позициях КТРУ, при описании данного товара Заказчиком использованы дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в указанных позициях каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в этом случае Заказчик должен включить в описание товара обоснование использования дополнительных характеристик, что Заказчиком сделано не было.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с одобренной заявкой на грант по обновлению приборной базы Заказчик проводит закупку научного прибора "Комплекс обработки данных" в виде неразрывно связанного комплекса (единого изделия и объекта учета), который только как комплекс может решить поставленные перед ним задачи и обеспечить Заказчику достижение показателей, продекларированных в заявке, и которые он обязан выполнить в соответствии с Соглашением.
Вместе с тем после анализа каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчиком не выявлено комплексов, отвечающих всем необходимым требованиям и характеристикам, ввиду чего Заказчиком описаны требуемые к поставке комплекса в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, что не противоречит Правилам использования КТРУ.
В силу ч.9. ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих тот факт, что установленные требования к закупаемым товарам, противоречат положениям Закона о контрактной системе, вместе с тем в составе жалобы также отсутствуют указания на конкретную позицию КТРУ, которой, по его мнению, было необходимо руководствоваться Заказчику при описании комплекса, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы в состав объекта закупки "Комплекс обработки данных" входит Узел обработки данных тип 3, предъявляемые Заказчиком требования к характеристикам которого соответствуют характеристикам товара, относящегося к Системам хранения данных. При этом Заказчиком не установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N1746), что нарушает положения Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик не закупает систему хранения данных. Предметом закупки является научный прибор "Комплекс обработки данных" с ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных", функции которого как вычислительной установки, связаны с научными расчетами и математическим моделированием. Узел обработки данных тип З комплекса является высокоскоростным временным (оперативным) буфером в вычислительном поле "Комплекса обработки данных" для высокоскоростного обмена данными в задачах конвейернопараллельной обработки и не предназначен для хранения данных.
Для долговременного хранения исходных данных и результатов вычислений, а также текстов программ математических моделей обработки данных предусматривается взаимодействие "Комплекса обработки данных" с существующей системой хранения данных в составе существующей инфраструктуры высокопроизводительных вычислений Заказчика.
На основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений представителя Заказчика Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в составе документации Заказчиком опубликован проект Договора, положения которого не соответствуют положениям Типового контракта.
В обосновании вышеуказанного довода жалобы Заявитель указывает следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением Контракта.
В соответствии с ч.11 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов" (далее - Приказ N 1152) утвержден типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного (далее - Типовой контракт).
В соответствии с пунктом 15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (вместе с "Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов") (Далее - Правила разработки типовых контрактов), типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой
контракт, типовые условия контракта.
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки типовых контрактов, условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Согласно информационной карте Типового контракта, указанной в Приложении 6 Приказа N 1152, данный типовой контракт используется при закупке радиоэлектронной продукции с кодами ОКПД2, включающими коды 26.2 (за исключением 26.20.9), 26.3 (за исключением 26.30.9) при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Поскольку объектом закупки являются товары с кодами ОКПД2 26.20.14.000, 26.30.11.120, 26.20.21.120, 26.20.40.190, Заказчик должен использовать данный Типовой контракт при осуществлении закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что условия проекта контракта на закупку "Комплекс обработки данных" должны соответствовать обязательным требованиям типового контракта, что также не исключает возможность установления заказчиком условий контракта в соответствии с положениями гражданского законодательства.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднила пояснить какие именно положения, размещенного в составе документации проекта договора, по его мнению не соответствуют положениям действующего законодательства, в связи с чем у Комиссии Управления отсутствуют основания полагать, что Заказчиком нарушены положены Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ДиСи Инжиниринг" на действия ФГУ Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН обоснованной в части формирования обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренных постановлением N878, не отвечающий требованиям пп. "г" п.3 Правил.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на ход проведения закупки.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
А.А. Кутейников
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 сентября 2021 г. N 077/06/106-15334/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021