Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ",
в отсутствие представителей ООО "Техномонтаж", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом Московским УФАС России, посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу ООО "Техномонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по паспортизации вентиляционных систем ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" в стр. 1А, стр. 18, стр. 22А (Закупка N 0373200099721000992) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.15 ст.54.4 Закона о контрактной системе не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки, не предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе, а также частями 5 и 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок,окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия:
Значимость показателя: 30 %.
Коэффициент значимости показателя: 0,30.
Максимальное количество баллов по показателю: 100.
Содержание: оценивается предложение участника закупки о наибольшем объеме (количество) государственных (муниципальных) контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и(или) гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, и(или) иных гражданско-правовых договоров, исполненных в полном объеме, без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств исполнителя, за период 3 (три) года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки.
Под работами сопоставимого характера и объема понимаются работы (услуги) по паспортизации (оценке технического состояния, инструментальному обследованию, проверке эффективности работы, производственному контролю) систем вентиляции, стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 100 (ста) процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Для подтверждения опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема участник предоставляет следующие подтверждающие документы:
1) копии исполненных контрактов (договоров) участника закупки со всеми приложениями (при наличии) и копиями дополнительных соглашений к указанным контрактам (договорам) (при наличии);
2) копии справок о стоимости выполненных работ и затрат или копии иных документов (согласно тексту контракта (договора), в которых указывается стоимость принятых работ и подтверждается приемка работ по контракту (договору) заказчиком);
3) копии акта (актов) о приемке выполненных работ по заявленным контрактам/договорам, содержащего(-их) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Указанный документ (документы) должен быть подписан не позднее, чем за 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в настоящей закупке.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов выполненных работ). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. В случае, если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", содержащей данные о реестровом номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" приведена в Приложении N1 к настоящим критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе информации, подтверждающей опыт по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, не является основанием для отказа участнику в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi (1)), определяется по формуле:
НЦБi (1) = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
НЦБi (1) - количество баллов, присуждаемых заявке по указанному показателю критерия оценки;
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
Так в составе жалобы Заявитель указывает на то, что по оспариваемому критерию оценки Заказчиком установлено следующее: "Под работами сопоставимого характера и объема понимаются работы (услуги) по паспортизации (оценке технического состояния, инструментальному обследованию, проверке эффективности работы, производственному контролю) систем вентиляции, стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 100 (ста) процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку вышеуказанный порядок оценки лишает возможности представления контрактов с незначительно меньшей ценой, которая, тем не менее, сопоставима с начальной (максимальной) ценой контрактов рассматриваемых закупок, в частности с учетом возможного снижения в ходе их проведения.
Согласно пп. "б" п.27 Правил показатель нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Комиссия Управления отмечает, что установление минимально допустимой цены контракта, представление которого возможно в рамках подтверждения опыта участника закупки, в размере 100 % от начальной (максимальной) цены контракта отражает аналогичный объем, что не является категорией равнозначной понятию "сопоставимый объем".
Так, вышеуказанный порядок оценки лишает возможности представления контрактов с незначительно меньшей ценой, которая, тем не менее, сопоставима с начальной (максимальной) ценой контрактов рассматриваемых закупок, в частности с учетом возможного снижения в ходе их проведения.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия:
"Значимость показателя: 30 %.
Коэффициент значимости показателя: 0,30.
Максимальное количество баллов по показателю: 100.
Содержание: оценивается предложение участника закупки по количеству привлекаемых к исполнению контракта специалистов, состоящих в трудовых отношениях с таким участником, имеющих высшее профессиональное образование по специальности "Теплогазоснабжение и вентиляция" либо иное высшее профессиональное техническое образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Теплогазоснабжение и вентиляция" или "Инженер по вентиляции и кондиционированию" или "Вентиляция и кондиционирование" (повышение квалификации (в объеме не менее 72 учебных часов) и/или профессиональная переподготовка (в объеме не менее 250 учебных часов)).
Наличие квалифицированных специалистов, привлекаемых участником закупки к выполнению работ, подтверждается представлением в составе заявки следующих документов:
- копий документов, подтверждающих трудовые отношения сотрудника (специалиста, работника) с участником закупки: для штатных постоянных сотрудников такими документами являются трудовые книжки с подтверждением места работы постоянных сотрудников в данной организации; для штатных сотрудников, работающих по совместительству (внешние совместительство) - трудовые договоры о работе по совместительству, на основании которых привлечены конкретные сотрудники (специалисты, работники); для штатных сотрудников, работающих по совместительству (внутреннее совместительство) - трудовые книжки и (или) трудовые договоры о работе по совместительству; для привлеченных специалистов - гражданско-правовые договоры, на основании которых привлечены конкретные сотрудники (специалисты, работники);
- копии действующего штатного расписания или выписки из штатного расписания (при наличии);
- копии приказа (распоряжения) об утверждении и введении в действие штатного расписания (при наличии);
- копий дипломов о высшем профессиональном образовании по каждому сотруднику;
- копий документов о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке (для специалистов, имеющих высшее профессиональное техническое образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Теплогазоснабжение и вентиляция" или "Инженер по вентиляции и кондиционированию" или "Вентиляция и кондиционирование").
Комиссией при оценке заявок по настоящему показателю учитываются только те сведения, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в вышеуказанном порядке.
В случае непредставления (или частичного представления) в составе заявки документов (копий документов), подтверждающих наличие у участника закупки квалифицированных специалистов, привлекаемых к выполнению работ, заявке (предложению) такого участника по настоящему показателю критерия оценки будет присвоено ноль баллов.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi (2)), определяется по формуле:
НЦБi (2) = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
НЦБi (2) - количество баллов, присуждаемых заявке по указанному показателю критерия оценки;
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
Так, Заявитель указывает, что вышеуказанный порядок оценки не позволяет каким - либо существенным образом повлиять на процесс оказания услуг так, чтобы обеспечивалось лучшее условие исполнения договора, поскольку порядком оценки по обжалуемому показателю не установлено предельное значение предложений участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что порядком оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" не установлено предельное значение предложений участников закупки.
Комиссия Управления отмечает, что при наличии возможности определения приблизительного количества привлекаемого персонала из положений технического задания (работы отражены в сметах, условия выполнения работ установлены также Заказчиком в техническом задании), не установление предельного значения по показателю, в данном конкретном случае, даёт необоснованное преимущество участнику обладающего например специалистами, имеющих высшее профессиональное образование по специальности "Теплогазоснабжение и вентиляция" в количестве 500 человек, в то время как при оказании услуг согласно технического задания очевидно такое количество специалистов не требуется и не может быть привлечено к оказанию услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе, поскольку установленный порядок определения баллов по требуемому показателю зависит от наличия у участника закупки требуемого минимального количества единиц оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по предмету закупки. Такой порядок оценки лишает возможности представления сведений по количеству оборудования и других материальных ресурсов с незначительно меньшим объемом (количеством), чем минимально установлено, поскольку оценка такого участника будет наравне с участником, у которого вовсе отсутствует оборудование и другие материальные ресурсы.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия:
"Значимость показателя: 20 %.
Коэффициент значимости показателя: 0,20.
Максимальное количество баллов по показателю: 100.
Содержание: оценивается наличие у участника закупки требуемого минимального количества единиц оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по предмету закупки.
Заказчиком установлен следующий порядок определения баллов, присуждаемых по данному показателю, - баллы начисляются в соответствии с таблицей:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1) |
Сведения и/или подтверждающие документы не представлены, и/или представленные сведения не соответствует уровню шкалы 2) |
0 баллов |
2) |
Наличие у участника закупки требуемого минимального количества единиц оборудования и других материальных ресурсов (соответствующих установленным требованиям к производственной мощности), и представлены подтверждающие документы. |
100 баллов |
Заявляемые участником закупки оборудование, технические средства должны соответствовать установленным минимальным требованиям конкурсной документации и/или превосходить их:
Оборудование и технические средства, необходимые для выполнения работ* | |
Наименование оборудования, технических средств (технологического и иного оборудования), с указанием с указанием товарного знака (при наличии), марки (при наличии), модели (при наличии) |
Технические характеристики и минимальное количество единиц оборудования, технических средств (технологического и иного оборудования) |
Термометр |
количество - 1 шт., технические характеристики: класс точности не ниже 0,5. |
Гигрометр (или психрометр) |
количество - 1 шт., технические характеристики: диапазон измерения от 0 % до 100 %, погрешность _2 % |
Манометр |
количество - 1 шт., технические характеристики: класс точности не ниже 0,5. Должен соответствовать ГОСТ 2405-88 "Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия" или ГОСТ 15807-93 "Манометры скважинные. Общие технические требования и методы испытаний" |
Дифференциальный манометр |
количество - 1 шт., технические характеристики: должен соответствовать ГОСТ 18140-84 "Манометры дифференциальные ГСП. Общие технические условия" |
Крыльчатый анемометр (или термоэлектроанемометр) |
количество - 1 шт., технические характеристики: диапазон измерения скорости воздуха от 0 до 10 м/с |
Тахометр |
количество - 1 шт., технические характеристики: класс точности 0,5 или 1,0. |
Виброметр (или шумомер) |
количество - 1 шт., технические характеристики: модуль измерения вибрации класса 1 или 2. |
* Применяемые средства измерений должны иметь документы, подтверждающие проведение их поверки (калибровки) с установленной периодичностью.
С целью оценки обеспеченности участника конкурса материально-техническими ресурсами учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов для каждого вида оборудования (технического средства), необходимых для выполнения работ:
- копии документов о праве собственности на оборудование (технические средства), необходимые для выполнения работ по предмету конкурса, находящиеся в собственности у участника закупки с копиями инвентарных карточек учета объектов основных средств на оборудование (технические средства);
и/или
- копии договоров аренды (лизинга) оборудования (технических средств) с приложением копий документов о праве собственности на них, копий актов приема передачи оборудования (технических средств), необходимых для выполнения работ;
и/или
- копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования (технических средств) у участника закупки на ином законном основании с приложением копий документов о праве собственности на них.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые реквизиты (даты, номера (при наличии)), подписи и печати (при наличии)).
Конкурсная комиссия присуждает 0 баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" в случаях:
- отсутствия в составе заявки участника документов/копий документов (указанных в конкурсной документации), подлежащих представлению участниками закупки в составе заявки;
- несоответствия сведений по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", указанных участником конкурса в заявке, требованиям, установленным в конкурсной документации.
- несоответствия документов/копий документов, представленных участником в составе заявки в подтверждение наличия у участника конкурса полной материально-технической базы, необходимой для выполнения работ, требованиям, установленным в конкурсной документации.
- в случае, если заявляемые участником закупки оборудование (технические средства) не соответствуют полностью или частично требованиям конкурсной документации.
Отсутствие в составе заявки предложения по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi (3)), определяется по формуле:
НЦБi (3) = Ki х КЗ,
где:
Ki - значение в баллах, присвоенное участнику закупки по показателю,
КЗ - коэффициент значимости показателя".
Комиссия Управления отмечает, что исходя из положений Правил установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, вместе с тем положения Закона о контрактной системе в совокупности с нормами Правил, не допускают возможности выбора Заказчиком произвольной шкалы предельных величин значимости показателей оценки, не устанавливающей интервалы их изменений, или порядка их определения.
Так, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п.11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой. Этот вывод также следует и из содержания п.29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Вместе с тем шкала, очевидно, должна обладать пропорциональным, то есть соразмерным, характером, но не произвольным.
При этом право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу норм законодательства, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Вместе с тем в рассматриваемой закупочной документации Заказчиком не соблюдены вышеуказанные принципы формирования порядка оценки, а именно шаги шкалы, не позволяют определить соразмерную зависимость представленных сведений с присвоенным баллов, поскольку по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" заявке, содержащей 14 единиц участник получает 0 баллов, однако заявке представившей на одну единицу больше уже будет присвоено несоразмерно большее - максимальное количество баллов равно 100, что очевидно не определяет соразмерную оценку, способствующую выявлению наилучшего предложения для исполнения контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок в нарушение ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
4. Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия:
Значимость показателя: 20 %.
Коэффициент значимости показателя: 0,20.
Максимальное количество баллов по показателю: 100.
Содержание: оценивается предложение участника закупки о количестве положительных отзывов (в том числе благодарственных, рекомендательных писем, дипломов, грамот, сертификатов), полученных от государственных, муниципальных, коммерческих организаций по исполненным контрактам (договорам) на выполнение работ сопоставимого характера (работы по паспортизации (оценке технического состояния, инструментальному обследованию, проверке эффективности работы, производственному контролю) систем вентиляции).
Подтверждается копиями положительных отзывов (в том числе благодарственных, рекомендательных писем, дипломов, грамот, сертификатов). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, реквизиты контрактов (договоров), подписи и печати. К оценке не принимаются документы, не имеющие реквизитов (дата, номер, подпись, печать организации), не привязанные к конкретному объекту (контракту (договору), событию), а также полученные участником закупки от физических лиц. Оценке подлежит не более одного отзыва (благодарственного, рекомендательного письма, диплома, грамоты, сертификата) от одного лица (организации), полученного в рамках выполнения работ по одному контракту (договору).
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих деловую репутацию участника закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Максимальное значение по предложению присваивается участнику закупки, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве положительных отзывов.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi (4)), определяется по формуле:
НЦБi (4) = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
НЦБi (4) - количество баллов, присуждаемых заявке по указанному показателю критерия оценки;
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (НЦБi) определяется по формуле:
НЦБi = НЦБi (1) + НЦБi (2) + НЦБi (3) + НЦБi (4)
где:
НЦБi (1) - количество баллов, присуждаемое i-ой заявке по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема";
НЦБi (2) - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг";
НЦБi (3) - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг";
НЦБi (4) - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Деловая репутация участника закупки".
Так, по мнению Заявителя, порядком оценки заявок предусмотрено, что "К оценке не принимаются документы, не имеющие реквизитов (дата, номер, подпись, печать организации), не привязанные к конкретному объекту (контракту (договору), событию)", при этом данные условия не соответствуют существу документов, подлежащих оценке, поскольку благодарственные письма/отзывы не предполагают в качестве обязательных условий наличие в них одновременно совокупности перечисленных признаков - даты, исходящего регистрационного номера, подписи и печати.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представтель Заказчика пояснил, что требование о наличии номера на благодарственном письме/отзыве также обусловлено тем, тем, что исходящая корреспонденция организаций в соответствии с порядком делопроизводства, как правило, подлежит внутренней регистрации в соответствии с журналом учета исходящей корреспонденции. При этом, Заказчик допускает, что на благодарственном письме/отзыве, приложенном участником закупки и подлежащем оценке, номер будет указан в формате "Nб/н". Кроме того, при наличии возможности установить достоверность предоставленных благодарностей/отзывов к оценке Заказчиком будут приниматься и документы без номера.
Что касается требований о наличии подписи и печати на благодарственном письме/отзыве, то они обусловлены исключительно целью недопущения фальсификации документов. При этом, если закон прямо не обязывает организацию иметь печать (например, для унитарных предприятий), то Заказчик принимает к оценке документы без печати.
При этом Комиссия Управления отмечает, что факт положительной оценки сотрудничества с участником закупки следует из благодарственных писем и не исключается отсутствием каких-либо реквизитов, поскольку реквизиты, которые указываются в документах, определяются непосредственно лицом, выдающим такой документ и в определенной части могут не применяться таким лицом, что тем не менее не исключает подтверждение наличия у участника, в отношении которого выдан документ, высокого уровня профессионализма.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, при формировании подобным образом порядка оценки заявок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что порядком оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" предусмотрено, что к оценке не принимаются документы, полученные участником закупки от физических лиц.
Между тем согласно положениям ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, которое вправе вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений для юридических лиц по заключению договоров на оказание услуг с физическими лицами. Как правило, заключается договор возмездного оказания услуг или подряда. Оба договора имеют гражданско-правовой характер, и возникшие правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а между сторонами возникают такие же права и обязательства, как и между сторонами - юридическими лицами.
Таким образом, по мнению Заявителя, непринятие отзывов, полученных участниками от физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых, с которыми у них были заключены договоры на выполнение работ или оказание услуг, является ограничением возможности участников представить к оценке более широкий спектр положительных отзывов о своей профессиональной деятельности, в полной мере подтвердить свою деловую репутацию и заслуженно получить за это баллы при оценке заявок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование Заказчика обусловлено исключительно необходимостью предоставления в составе заявки достоверных документов, подлинность которых сможет проверить Заказчик. Проверить достоверность благодарственных писем/отзывов, полученных от физического лица, объективно не представляется возможным, поскольку в таких документах отсутствуют сведения, позволяющие определить фактическое существование данного лица.
Комиссия Управления отмечает, что отсутствие информации о контракте (договоре) не позволяет определить выданы ли благодарственные письма (отзывы) в рамках исполнения отдельных контрактов государственными заказчиками, в том числе, например по закупкам, где услуги оказывались в рамках одного контракта, но одновременно разным учреждениям.
Кроме того, установленным порядком оценки предусмотрено, что к оценке принимаются контракты выданные в рамках Закона о контрактной системе и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, при этом исходя из положений данных законов заказчиками выступают государственные заказчики и юридические лица, которые, соответственно выдают исполнителям по контрактам отзывы и благодарственные письма. Соответственно с учетом правовых особенной законодательства в сфере государственных закупок, с учетом положений порядка оценки установленного Заказчиком по обжалуемой закупке письма и отзывы подписанные физическими лицами не могут быть расценены в качестве документа подтверждающего деловую репутацию участника закупки. закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе ввиду описания порядка оценки подобным образом.
Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техномонтаж" на действия ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерного порядка оценки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
В.А. Матвеев
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 сентября 2021 г. N 077/06/106-15437/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2021