Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ":
А.Н. Рождественского,
третьего лица: А.И. Лещинской,
в отсутствие представителей ООО "Опция", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом, посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу ООО "Опция" (далее - Заявитель) на действия
ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала для стерилизатора Стеррад NX (среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих
организаций) для нужд ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" (Закупка
N 0373200052321000586) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п.1 "Кассеты", что приводит к ограничению количества участников закупки и препятствует формированию первой части заявки.
Так, Заявитель указывает, что Заказчиком к товару по п.1 "Кассеты" установлены, в том числе следующие требования:
"- Наличие на картридже интегрированного чипа для автоматического контроля срока годности действующего вещества.
- Поставщик предоставляет гарантию качества в соответствии с нормативными документами на данный вид товара. Наличие гарантии качества удостоверяется выдачей Поставщиком гарантийного талона (сертификата) или проставлением соответствующей записи на маркировочном ярлыке поставленного товара".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования являются неправомерными, поскольку, во-первых, требуемые Заказчиком кассеты имеют штрих-код, предназначенный для автоматического контроля срока годности, действующего вещества, при этом интегрированный чип в данных кассетах отсутствует, что также подтверждается тем, что в комплектации самого стерилизатора есть только считыватель штрих кода.
Во-вторых, на медицинские изделия, включенные в данную закупку невозможно предоставить гарантийный талон (сертификат), поскольку у данных медицинских изделий есть только срок годности, и нет гарантийного срока. При маркировке медицинских изделий для передачи информации, необходимой для безопасного и правильного использования медицинских изделий, сведения о такой информации нанесены на упаковку товара.
На расходные материалы производитель устанавливает срок службы (срок годности). Срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Роспотребнадзором отмечено, что такие товары по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, либо в процессе хранения или использования потерять свои потребительские свойства и стать непригодными для использования по назначению.
Гарантийный срок - представляет собой период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченные организация или ИП, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, произвести замену, ремонт.
Гарантийное обязательство - гарантия на товары, которая подразумевает под собой бесплатный ремонт или замену на аналогичный товар (в случае невозможности ремонта) в течении всего гарантийного срока.
Таким образом, исходя из вышеуказанного, данные характеристики не являются синонимами, следовательно, требование гарантийного талона (сертификата) или проставлением соответствующей записи на маркировочном ярлыке поставленного товара на медицинские изделия, закупаемые в данной закупке неправомерно.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы.
На основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссия Управления отмечает, что на участие в аукционе было подано 3 заявки, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.09.2021 N0373200052321000586-1 все заявки участников закупки признаны соответствующими, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в аукционе с учетом приведенного описания товара.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В силу ч.3. ст.65 Закона о контрактной любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.5 ст.65. Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе, не менее чем семь дней.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком дано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 30.08.2021 NРД2, при этом данное разъяснение положений меняет суть аукционной документации, в частности:
"Текст запроса:
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе N44-ФЗ, просим дать разъяснения положений документации аукциона N 0373200052321000586.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В техническом задании при описании объекта закупки позиции 1 Кассеты Вы установили недостоверную характеристику товара "Наличие на картридже интегрированного чипа для автоматического контроля срока годности действующего вещества Наличие".
Необходимые Вам к поставке кассеты Стеррад NX.
Установленная Вами характеристика не соответствует закупаемым кассетам, на данных изделиях отсутствует интегрированный чип, а имеется штрих-код предназначенный для автоматического контроля срока годности действующего вещества.
А также в техническом задании Вы не правомерно установили требование:
3.2. Поставка должна осуществляться в соответствии с требованиями по доставке и хранению указанного товара с необходимыми сопроводительными документами. На поставляемый товар Поставщик предоставляет гарантию качества в соответствии с нормативными документами на данный вид товара. Наличие гарантии качества удостоверяется выдачей Поставщиком гарантийного талона (сертификата) или проставлением соответствующей записи на маркировочном ярлыке поставленного товара.
На закупаемые товары невозможно предоставить гарантийный талон (сертификат), т.к. поставкой по данной закупке являются медицинские изделия, которые имеют срок службы (годности), который нанесен Производителем, а не Поставщиком.
Просим Вас дать разъяснение и привести в соответствие описание объекта закупки, т.к. из-за допущенных ошибок невозможно правильно оформить заявку.
С уважением, участник закупки.
Ответ на запрос на разъяснение:
1. При формировании технического задания была допущена техническая ошибка. При подготовке первых частей заявки просим руководствоваться тем, что на кассете должен быть нанесен штрих-код. Внесение изменений не представляется возможным, в связи с регламентным сроком.
2. Поставщик вместе с товаром предоставляет гарантийный талон (сертификат) если он в соответствии с законодательством должен поставляться с товаром. В случае если он не предусмотрен, то наличие его не обязательно".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком даны разъяснения положений документации об электронном аукционе от 30.08.2021 NРД2, при этом данные разъяснения меняет суть аукционной документации, поскольку в ответ на запрос, Заказчик указывает, что на кассете должен быть нанесен штрих-код, а также, что в случае если гарантийный талон (сертификат) на товар не предусмотрен, то наличие его не обязательно, однако данные утверждения Заказчика из положений аукционной документации не следуют.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Опция" на действия ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Кутейников
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 сентября 2021 г. N 077/06/106-15672/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021