Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей КП "МЭД": В.О. Вяльченковой, Т.Ю. Красиной, Л.Н. Куц,
в отсутствие представителей ООО "Джули", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 02.09.2021 NЕИ/53455/21,
рассмотрев жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия
КП "МЭД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по локально-вставочному ремонту на тепловых сетях, находящихся в оперативном управлении КП "МЭД" (Закупка N 0573500000521000082) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных Аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.09.2021 NЕИ/53455/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заказчиком в документации об аукционе неправомерно не установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.
Кроме того, по мнению Заявителя, в нарушение Закона о контрактной системе в документации об аукционе Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99).
Согласно п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации,за исключением предусмотренных ч.3 или 3.1 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по локально-вставочному ремонту на тепловых сетях, находящихся в оперативном управлении КП "МЭД".
Согласно ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту
объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В составе жалобы Заявитель указывает, что согласно локальным сметным расчетам в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:
- Установка задвижек или клапанов стальных;
- Демонтаж и прокладка трубопроводов;
- Установка сборных железобетонных колец горловин колодцев;
- Устройство камер со стенками из бетонных блоков.
Вышеуказанные работы согласно пп.18.2 "Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше",18.3 "Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения", 18.4 "Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения" Перечня являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Согласно Постановлению Госстроя России от 05.03.2004 N15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной
продукции на территории Российской Федерации" к капитальному ремонту наружных сетей инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территории, ремонту дорожек, проездов и тротуаров.
Таким образом, по мнению Заявителя, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны быть членами СРО, а также должны соответствовать дополнительным требованиям, предъявляемым постановлением N99.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что локально-вставочный ремонт не относится ни к одному из перечисленных видов работ, указанных в п.14 ст.1 Градостроительного Кодекса российской Федерации, поскольку не является строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства, а значит, отсутствует необходимость Заказчику устанавливать требование к участнику закупки быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, по мнению Заказчика, работы, предусмотренные закупочной документацией, направлены на восстановление работоспособности тепловой сети и не изменяют ни одного параметра тепловой сети.
Вместе с тем Комиссия Управления соглашается с доводами Заявителя, поскольку в соответствии с п. 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В то же самое время работы, предусмотренные сметной документацией и упомянутые Заявителем в жалобе, по мнению Комиссии Управления, однозначно изменяют параметры трубопровода (его участков) из категории неисправных в функционирующие.
Кроме того Заказчиком выбран код ОКПД2 42.21.21.000 "Работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов", что также свидетельствует о том, что при публикации закупочной процедуры выполняемые работы отнесены Заказчиком к работам капитального характера.
При этом Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2018 N7026-АС/08 "Об определении видов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений", установлено, что к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий;к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
На заседании Комиссией Управления также установлено, что в документации Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением N99.
Согласно пункту 2(5) приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, учитывая, что в ходе исполнения контракта, заключенного по результатам проведения аукциона, подлежат выполнению работы по капитальному ремонту линейного объекта, Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением N 99, а также требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, нарушают ч.4 ст.31, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при принятии решения о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления руководствовалась тем, что права и законные интересы
ООО "Джули" не могут быть нарушены, ввиду того, что указанное общество не является членом саморегулируемой организации, при этом единственная заявка, поданная на участие в данной процедуре, содержит выписку из реестра членов саморегулируемой организации. В то же самое время отсутствие требований, предусмотренных ч.2, ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе также не является ограничением и препятствием для подачи заявок на участие, ввиду чего выявленные нарушения не повлияли на права и интересы потенциальных участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на действия КП "МЭД" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.64, ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
Э.З. Гугава
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 сентября 2021 г. N 077/06/106-15772/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021