Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<..>
в присутствии представителей от:
заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>, представителей по доверенности,
уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - <_>, представителя по доверенности,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКАЛ ИНТЕКС" - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКАЛ ИНТЕКС" на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. N 0115200001121001719) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 30.08.2021 обратилось общество с ограниченной ответственностью "МЕДИКАЛ ИНТЕКС" (далее - ООО "МЕДИКАЛ ИНТЕКС", Заявитель, Общество) с жалобой на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. N 0115200001121001719) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что аукционная документация Заказчика и уполномоченного органа не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- пунктом 13 технического задания аукционной документации установлены технические характеристики к товару "клип - аппликаторы", при этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены требования, согласно которым, при осуществлении закупок медицинских изделий, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов;
- пункт 10 технического задания аукционной документации содержит требование к товару "фильтр/загубники для проверки функций легких", совокупность характеристик которого является объединенной из двух медицинских изделий различного применения, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет должным образом сформировать заявку на участие в закупке;
- пункты 6.2, 6.7 Технического задания аукционной документации являются избыточными, поскольку установленный заказчиком диапазон показателей "Наружный диметр дистального конца, мм" и "Диаметр вводимой трубки, мм" исключает возможность участия большего количества производителей, что в свою очередь, является ограничением количества участников закупки;
На основании изложенного, заявитель указывает, что по совокупности характеристик, установленных заказчиком в техническом задании аукционной документации указанным требованиям соответствует Система эндоскопической визуализации единственного производителя - компании Olympus Corporation.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
20.08.2021 г. Уполномоченным органом - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115200001121001719 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 36 535 196,73 рублей. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки, а также требования к качеству, техническим характеристикам оборудования, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) оборудования, требования к размерам, упаковке установлены Техническим заданием Технической части документации об электронном аукционе.
Довод заявителя о том, что пункт 13 технического задания содержит технические характеристики к товару "клип-аппликаторы", при этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не могут быть предметами одного контракта (одного лота) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий, Комиссия признает не состоятельным в силу следующего.
Согласно нормам статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
С соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2017 N 974н "Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований" (далее - Правила N974н) эндоскопические исследования проводятся с целью диагностики, своевременного выявления социально значимых и наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, а также выявления скрытых форм заболеваний. Эндоскопические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой формах.
В ходе заседания комиссии, представители заказчика пояснили, что вся комплектация оборудования должна работать как единая Система, при проведении операций на ЖКТ в комплект так же входит расходный материал, необходимый для проведения операции на ЖКТ, в том числе одноразовый, соответственно установленные заказчиком требования к товару "клип-аппликаторы" являются обоснованными, поскольку указанный товар является необходимой составляющей медицинского изделия - система эндоскопической визуализации.
Таким образом, заказчик имеет право объединять в один лот медицинские изделия с расходным материалом.
По доводу заявителя о том, что пункт 10 технического задания аукционной документации содержит требование к товару "фильтр/загубники для проверки функций легких", совокупность характеристик которого является объединенной из двух медицинских изделий различного применения, что вводит участников закупки в заблуждение Комиссия установила следующее.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
В ходе заседания Комиссии, представитель заказчика пояснила, что 30.08.2021 г. Заказчиком в аукционную документацию внесены изменения, в том числе по пункту 10 технического задания аукционной документации.
Так, согласно изменениям от 30.08.2021 г., пункт 10 технического задания аукционной документации содержит требования к товару "загубники".
Учитывая обстоятельство, что заказчиком своевременно внесены изменения в описание технических характеристик товара по пункту 10 Технического задания аукционной документации, данный довод заявителя комиссия признает несостоятельным.
По доводу заявителя о том, что пункты 6.2, 6.7 Технического задания аукционной документации являются избыточными, в связи с установлением заказчиком диапазона показателей "Наружный диаметр дистального конца, мм" и "Диаметр вводимой трубки, мм" исключающего возможность участия большего количества производителей, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона о контрактной системе "Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться".
Представителями заказчика пояснено, что технические характеристики видеоколоноскопа, указанные в техническом задании аукционной документации соответствуют трем производителям, зарегистрированных на территории РФ:
- видеоколоноскоп производства "PENTAX" в различном исполнении (модель EС34-il0L, серия il0; модель EС34-il0М, серия il0; и т. д.);
- видеоколоноскоп производства "OLYMPUS" в различном исполнении (модель CF-HQ 1901 серия EXERA lll; модель CF-H1701 серия Optera; и т. д.);
- видеоколоноскоп производства "Fujifilm" в различном исполнении (модель ES-530WE, серия 500; модель ES-600WМ, серия 600; и т.п.).
Вместе с тем из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым оборудованием, которое необходимо для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Исходя, из системного толкования норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование и определение показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого, исходя из потребностей последнего. Необходимость отражения тех или иных требований к товару в аукционной документации и заявке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.
Кроме того, действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд.
При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Указанием на определенные показатели требуемого товара, заказчик проинформировал участников закупки о требованиях к товарам, необходимым для оказания соответствующих услуг.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
С учетом имеющихся в деле доказательств, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что приведенное в аукционной документации описание объекта закупки не соответствует имеющимся у заказчика потребностям, обусловленным спецификой его деятельности. Включение в техническое задание спорных характеристик оборудования, обусловленных его спецификой не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенные обстоятельства, довод заявителя о том, в техническом задании аукционной документации указанным требованиям соответствует Система эндоскопической визуализации единственного производителя - компании Olympus Corporation, Комиссия признает довод несостоятельным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "МЕДИКАЛ ИНТЕКС" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МЕДИКАЛ ИНТЕКС" на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. N 0115200001121001719) необоснованной.
<_> |
|
|
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 8 сентября 2021 г. N 021/06/64-911/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021