Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_>, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя заявителя - ИП <_> (далее - Заявитель) <_>
представителя заказчика - БУЗ УР "Городская клиническая больница N6 МЗ УР" (далее - Заказчик) <_>,
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение) <_>,
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе N зз-31858-2021 "Респиратор общего применения, одноразового использования" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121011589, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
25.08.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N5605э).
Согласно жалобе, в Аукционной документации неправомерно указано, что медицинское изделие - респиратор, являющийся объектом закупки, должен иметь степень защиты FFP, а также соответствовать ГОСТ 12.4.294-2015.
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что не согласен с положениями Аукционной документации, связанными со степенью защиты FFP у товара.
На заседании Комиссии представитель Заказчика с жалобой не согласился и пояснил, что положения Аукционной документации не нарушают действующее законодательство, т.к. требования к респиратору (объекту закупки) соответствуют методическим рекомендациям МР 3.1.0252-21, связанными с противоэпидемиологическими мероприятиями при оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, при этом БУЗ УР "ГКБ N6 МЗ УР" в настоящее время является ковидным центром, следовательно, обязано руководствоваться действующими методическими рекомендациями для оказания медицинской помощи надлежащим образом.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился и поддержал позицию Заказчика, т.к. установление в Аукционной документации показателя товара "Класс фильтрующей полумаски" и его значения FFP2 соответствует действующим рекомендациям Министерства здравоохранения РФ и не может рассматриваться как ограничение либо устранение конкуренции. Доказательств нарушения прав и законных интересов со стороны Заявителя не представлено.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
24.08.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и Аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 735 000,00 рублей.
01.09.2021 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Рассмотрев довод жалобы о том, что в Аукционной документации неправомерно указано, что медицинское изделие - респиратор должен иметь степень защиты FFP, а также соответствовать ГОСТ 12.4.294-2015, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки должно обеспечиваться использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон N323-ФЗ), Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона N323-ФЗ, обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона закупаемый товар (респиратор) имеет код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
В соответствии с п. 1.1 Информационных карт Аукционной документации, объектом закупки является респиратор общего применения одноразового использования.
Согласно п. 1.2 Информационных карт Аукционной документации, описание объекта закупки содержится в Техническом задании Аукционной документации.
В соответствии с Техническим заданием Аукционной документации, одним из показателей респиратора является "Класс фильтрующей полумаски", значение показателя - FFP2.
Исходя из положений Аукционной документации (п. 4.8, пп. 3 п. 8.2 Информационных карт и др.), извещения об осуществлении Аукциона, а также пояснений Заказчика, Уполномоченного учреждения, респиратор, закупаемый по Аукциону, является медицинским изделием, приобретаемым для использования в медицинских целях.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 4 Закона N323-ФЗ, к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно Временным методическим рекомендациям по организации проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, утв. Минздравом России 06.07.2020, для обеспечения безопасности медицинских работников, осуществляющих проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, каждое рабочее место укомплектовывается набором СИЗ (шапочка, противочумный (хирургический) халат, респиратор класса защиты FFP2 или FFP3, очки или защитный экран, перчатки) на случай выявления пациента с клиническими проявлениями острого респираторного вирусного заболевания с симптомами характерными для новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с Рекомендациями по организации противоэпидемических мероприятий МР 3.1.0252-21.3.1, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.07.2021, для сотрудников учреждений здравоохранения предусмотрено использование, в том числе, респираторов (фильтрующих полумасок) с классом защиты FFP2, FFP3.
В соответствии с Временным руководством Всемирной организации здравоохранения от 24.03.2020, при проведении процедур необходимо использовать противоаэрозольный респиратор (маска N95 или FFP2 или FFP3 или эквивалент).
Как указано в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.08.2021 по делу NА29-11857/2020, так как предмет закупки оказывает непосредственной влияние на здоровье и жизнь человека, то при установлении конкретных требований главной целью является достижение наилучшего терапевтического эффекта при лечении пациентов и максимальное исключение любых нежелательных реакций. Оспариваемые требования отражают потребность заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения нужд пациентов.
С учетом вышеизложенного, в настоящее время не принято ГОСТ в отношении респираторов, являющихся медицинскими изделиями, при установлении в Аукционной документации обжалуемого показателя респиратора - "Класс фильтрующей полумаски" со значением - FFP2, Заказчик и Уполномоченное учреждение руководствовались действующими методическими рекомендациями Минздрава России и Главного государственного санитарного врача РФ, при этом обжалуемый показатель связан с обеспечением безопасности для жизни и здоровья пациентов и сотрудников медицинских учреждений при оказании медицинской помощи (что соответствует положениям ст. 41 Конституции РФ и ст. 4 Закона N323-ФЗ), в связи с чем обжалуемый показатель не может рассматриваться как ограничивающий конкуренцию. При этом в случае не указания в Аукционной документации на класс - FFP2 (средней эффективности) участники смогут предложить к поставке респираторы с классом защиты FFP1 (низкой эффективности), что не будет соответствовать рекомендациям Минздрава России и Главного государственного санитарного врача РФ, и может негативно сказаться на здоровье пациентов и сотрудников учреждений здравоохранения.
Также при рассмотрении жалобы установлено, что в открытом доступе на официальном сайте Минздрава России размещены регистрационные удостоверения (в том числе, NРЗН 2021/13997, NРЗН 2021/13861 и др.) на медицинские изделия - респираторы, в которых указано, в том числе, на класс респиратора (FFP2, FFP3 и др.).
При этом довод жалобы о том, что в Аукционной документации установлено неправомерное требование о соответствии респираторов ГОСТ 12.4.294-2015, не нашел своего подтверждения, т.к. в Аукционной документации нет ссылок на данный ГОСТ.
Таким образом, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> на положения документации об электронном аукционе N зз-31858-2021 "Респиратор общего применения, одноразового использования" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121011589), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 31 августа 2021 г. N 018/06/106-831/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021