Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: * - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: * - старший государственный инспектор, * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "Финансовые Технологии" (вх. от 30.08.2021 N 5707) на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме по закупке Nзз-29725 - 2021 "Выполнение работ по разработке концепции создания Культурного центра им. В.Г. Короленко по адресу: г. Ижевск, ул. К. Маркса, 188 и развития прилегающей к нему территории" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121010486, далее - Конкурс), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании комиссии по видеоконференцсвязи,
в присутствии:
представителя заказчика - Удмуртский Государственный театр фольклорной песни и танца "Айкай" (сокращенное наименование АУК УР Театр "Айкай", ИНН 1835004470, далее - Заказчик): *, * ,*,
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "РЦЗ УР" (далее - Уполномоченное учреждение): * (доверенность N16-юр от 14.07.2021);
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Финансовые Технологии" (ИНН 7733719590, далее - Заявитель), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 27.08.2021 NОП01-17-05/4911э),
УСТАНОВИЛА:
25.08.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Финансовые Технологии" (вх.N5620).
По мнению Заявителя, конкурсная документация составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
- в конкурсной документации неправомерно установлено требование при оценке заявок по 4 критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в том числе к квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) (пп.4.1-4.4 п.6.4.1 Информационных карт Конкурсной документации).
На заседание Комиссии Заявитель явку представителя не обеспечил.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, с доводами, указанными в жалобе не согласились, представили в материалы дела письменные пояснения, согласно которых, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Дополнительно указав, что применение ими таких условий сопоставимости, предоставит возможность определить наилучшее предложение участника закупки, удовлетворяющее потребностям Заказчика.
Рассмотрев жалобу, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
04.08.2021 Заказчиком размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документация об открытом конкурсе в электронной форме (далее - Конкурсная документация). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 000 000,0 рублей.
Объектом закупки является выполнение работ по разработке концепции создания Культурного центра им. В.Г. Короленко по адресу: г. Ижевск, ул. К. Маркса, 188 и развития прилегающей к нему территории (код позиции: 71.12.11.900 "Услуги в виде инженерно-технических консультаций прочие").
Дата окончания срока подачи заявок на участие 26.08.2021
Дата подачи окончательных предложений 31.08.2021.
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 03.09.2021.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые им при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. "а" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
Согласно раздела 6.4 части 1 информационных карт конкурсной документации установлены критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки определены следующим образом, с учетом величины значимости этих критериев:
1. Цена контракта (далее в настоящем разделе - "Цена контракта") - 60%;
2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ - не установлен;
3. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее в настоящем разделе - "Характеристики объекта закупки") - не установлен;
4. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - "Квалификация участников закупки") - 40%.
В свою очередь критерий "Квалификация участников закупки" состоит из нескольких подкритериев, установленных следующим образом (п.6.4.1 части 1 информационных карт конкурсной документации):
4.1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг: наибольшее количество сотрудников участника конкурса, планируемых для привлечения к выполнению работ, имеющих высшее профессиональное образование в области социологии или истории или культурологии - 10 %.
4.2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг: наибольшее количество сотрудников участника конкурса, планируемых для привлечения к выполнению работ, имеющих высшее профессиональное образование в области экономики или аналитики- 10 %.
4.3. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг: наибольшее количество сотрудников участника конкурса, планируемых для привлечения к выполнению работ, имеющих высшее профессиональное образование в области архитектуры или дизайна архитектурной среды или в инженерной области - 10 %.
4.4. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг: наибольшее количество сотрудников участника конкурса, планируемых для привлечения к выполнению работ, имеющих высшее профессиональное образование по специальностям в области безопасности жизнедеятельности или в области природоустройства или в области защиты окружающей среды - 10 %.
4.5. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема: опыт участника конкурса по исполнению контрактов/договоров по разработке концепции территорий и/или разработке мастер-планов территорий (заключенных с 1 января 2018 года по 2021 год) - 60 %.
Также по критерию "Квалификация участников закупки" установлен порядок оценки в отношении каждого из подкритериев в доле от общей величины значимости показателя, равного 40%. Исходя из положений раздела 6.4 части 1 информационных карт конкурсной документации (п.6.4.2) следует, что на пп.4.1-4.4 указанного п.6.4.1 в случае предоставления сведений о количестве привлекаемых сотрудников максимальное суммарное количество баллов, которое может быть присвоено заявке участника закупки равно 16 баллов (либо 16%). При этом по п.4.5 указанного п.6.4.1 также содержит неценовой критерий оценки заявки и при условии предоставления информации об исполненных контрактах/договоров максимальное количество баллов, присвоенное заявке участника равняется 24 балла (24%). Оставшиеся баллы присваиваются заявке участника закупки по критерию "Цена контракта" с величиной значимости показателя 60 баллов (60%).
Проанализировав содержание положений раздела 6.4 по нестоимостным критериям оценки, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о правомерности данных положений, т.к. учет по неценовому критерию оценки "Квалификация участников закупки" позволяет выявить лиц, обладающих максимальным уровнем квалификации. Вместе с тем, положения конкурсной документации не ограничивают доступ к участию лиц, не имеющих большой штат сотрудников, либо вновь созданных хозяйствующих субъектов, поскольку показатель критерия по п.4.1-4.4 указанного п.6.4.1 о наличии в штате сотрудников со специальным образованием максимально составляет 16% из 100% возможных.
Данная формулировка, отраженная в указанном в пп.4.1-4.4 п.6.4.1, соответствует понятию конкурса, указанному в ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе, как способа определения поставщика, при котором победителем становится участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
При этом Законом о контрактной системе не установлено, каким образом Заказчику надлежит установить квалификацию участников закупки по нестоимостному критерию в частных случаях, следовательно прерогатива устанавливать перечень нестоимостных показателей и условия их определения принадлежит Заказчику.
Указанное требование к квалификации участника закупки в формулировке, изложенной Заказчиком в конкурсной документации, не противоречит пп. "а" пункта 27 Правил, Закону о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России, признает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, также обращает внимание Заказчика и Уполномоченного учреждения, что согласно разъяснений положений конкурсной документации, размещенных в ЕИС 19.08.2021 участник закупки просит дать разъяснение относительно предмета контракта/договора, которые могут быть учтены по неценовому критерию в качестве опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема в отношении таких как:
- создание конкурсных заявок (или создание комплекта документов или создание презентационных материалов), созданных (или разработанных) с целью подачи на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях;
- создание конкурсных заявок (или создание комплекта документов или создание презентационных материалов), созданных (или разработанных) с целью подачи на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, если в Техзадании к договору (или контракту) предусмотрено разработка архитектурной концепции благоустройства общественной территории;
- разработка эскизного проекта территории;
- разработка проектно-сметной документации на благоустройство (или капитальный ремонт) территории.
На поставленный вопрос Заказчиком и Уполномоченным учреждением даны разъяснения, что по показателю 4.5 критерия "Квалификация участников закупки" учитываются копии исполненных контрактов/договоров по разработке концепции территорий и/или разработке мастер-планов территорий", что соответствует положениям конкурсной документации, однако с учетом специфики объекта закупки устанавливает узкие пределы при оценке опыта участника закупки по неценовому критерию.
Вместе с тем, согласно части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 54.3 Закона Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
В целях увеличения потенциальных участников закупки и выбора лучшего предложения участника, в том числе по имеющемуся у него соответствующему опыту по выполнению работ сопоставимого характера и объема, Заказчику надлежало с должной степенью внимания отнестись к запросу разъяснений участника закупки и установлению предмета контракта, принимаемого в качестве такого опыта, охватив более широкий круг аналогичных предметов контрактов/договоров, удовлетворяющих потребностям заказчика и, в то же время, обеспечив большему кругу лиц, при прочих равных условиях, возможность стать победителем закупки, обеспечения конкуренции с целью повышения эффективности закупки, экономии бюджетных средств, что является одним из принципов Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Финансовые Технологии" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме по закупке Nзз-29725 - 2021 "Выполнение работ по разработке концепции создания Культурного центра им. В.Г. Короленко по адресу: г. Ижевск, ул. К. Маркса, 188 и развития прилегающей к нему территории" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121010486) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 31 августа 2021 г. N 018/06/106-833/2021 (ключевые темы: участники закупок - конкурсная документация - квалификация - открытый конкурс - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021