На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России в составе:
председатель Комиссии: * - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: * - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика КУ УР "Управтодор" (ИНН 1831088158, далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Донских Н.А. (ИНН 183207622705, далее - Подрядчик) в связи уклонением от заключения государственного контракта по итогам проведения закупки N зз-28539-2021 "Выполнение работ по ремонту мостового перехода через реку Кушвайка на автомобильной дороге Васькино-Блаж-Юс-ст.Пижил км 5+600 в Сюмсинском районе Удмуртской Республики" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121009582 - далее Клнкурс) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и проведением внеплановой проверки в отношении рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
на заседании, в присутствии:
представителя заказчика - КУ УР "Управтодор" (ИНН 1831088158, далее - Заказчик): Завалиной О.В. (доверенность N87 от 23.08.2021),
представителей подрядчика - ИП Донских Н.А. (ИНН 183207622705, далее - Подрядчик): лично,
уполномоченного учреждения - ГКУ УР "РЦЗ УР" (далее - Уполномоченное учреждение): *
УСТАНОВИЛА:
20.07.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена документация о проведении аукциона в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 19 225 790,00 рублей.
Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок - 11.08.2021.
Дата подачи окончательных предложений 13.08.2021.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок 18.08.2021.
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - АО "АГЗРТ" (http://etp.zakazrf.ru).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.08.2021, на участие в аукционе подана единственная заявка от участника закупки ИП Донских Н.А., признанная соответствующей требованиям конкурсной документации, Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.
Следовательно ИП Донских Н.А. стал участником закупки с которым надлежало заключить контракт.
Из журнала событий по контракту N 08135000001210095820001 установлено, что 13.08.2021 на электронную площадку http://etp.zakazrf.ru передан документ "Проект контракта" от 13.08.2021.
13.08.2021 процедура заключения контракта N 08135000001210095820001 переведена на этап "Подписание поставщиком".
18.08.2021 от электронной площадки http://etp.zakazrf.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 13.08.2021.
24.08.2021 размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 24.08.2021
Таким образом, 18.08.2021 - последний день для подписания проекта контракта стороной Подрядчика.
В соответствии с решением Заказчика победитель закупки ИП Донских Н.А. признан уклонившимся от заключения контракта, на основании протокола от 24.08.2021 NППУ1 о признании участника уклонившимся от заключения контракта (размещен в ЕИС 24.08.2021).
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика, пояснил, что в связи с истечением регламентированного срока подписания контракта, заказчиком было принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта, приложил в материалы дела копию письма Подрядчика о наличии технических проблем при обращении к электронной торговой площадке для подписания проекта контракта, а также копию платежного поручения от 06.07.2021 N618 о внесении обеспечения исполнения контракта.
Согласно пояснений представителя Подрядчика в установленный законом срок им на электронной площадке была предпринята попытка подписания контракта. Подрядчик полагал, что при обращении к усиленной квалифицированной подписи для подписания контракта, последний был подписан. Однако позже было выявлено, что подписание контракта на электронной площадке не исполнено. При этом после выявления данного факта, стороной Подрядчика было направлено письмо в адрес Заказчика (поступило 30.08.2021) о наличии технических причин, препятствовавших подписать проект контракта. Дополнительно, Подрядчик пояснил, что необходимые материалы для выполнения работ в связи со сжатыми сроками их выполнения им заблаговременно заказаны и оплачены у завода-изготовителя. К материалам дела со стороны Подрядчика представлены: копия письма в адрес Заказчика, заявка N497341 от 10.08.2021 на изготовление банковской гарантии, счет на оплату поставки материалов N6207 от 11.08.2021 с платежным поручением к нему N524 от 13.08.2021, счет на оплату поставки материалов NУТ-204 от 10.08.2021 с платежным поручением к нему N532 от 17.08.2021.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта. Во исполнение требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в том числе в случае, если в установленные сроки, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
На основании части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Закона настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта
В диспозиции части 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе указано, что в случае наличия среди прочего обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем прекращения действия данных обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов и недопустимости смещения вектора публично-правовой защиты исключительно в сторону государственного заказчика последнему в случае предъявления им требований о включении сведений о своем контрагенте по договору в реестр недобросовестных поставщиков надлежит максимально обеспечить этому лицу возможность исполнения своих обязательств по этому договору, и только в случае неисполнения последним этих обязательств, что подлежит четкой и недвусмысленной документальной фиксации, со стороны заказчика допустимо предъявление требований о применении к его контрагенту мер публично-правовой ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В силу пункта 14 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Подрядчик нарушил сроки заключения государственного контракта. Однако, в бездействии Подрядчика не усматривается умысел по уклонению от заключения контракта и принятых обязательств, поскольку возможной причиной стала техническая неисправность в работе программного обеспечения. Так приняты во внимание действия Подрядчика, направленные им на исполнение принятых на себя обязательств, представлены документы и материалы, свидетельствующие о совершении действий, направленных на заключение и исполнение контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП Донских Н.А. признаков недобросовестного поведения, в связи с чем отсутствуют основания для включения сведений в отношении него в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП Донских Н.А. (ИНН 183207622705) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 1 сентября 2021 г. N 018/06/104-845/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021