Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Проектное Бюро Алексея Кима" на действия Заказчика - Администрация Лесозаводского городского округа при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий объекта: "Строительство станции водоподготовки в Лесозаводском городском округе мкр. Юго-Западный Приморского края" (ЕГИСЗ) (извещение N 0120300008821000183) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение норм Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как установил требование к участникам закупки о наличии лицензии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995. N 333).
Заказчика представил письменные пояснения, с доводами жалобы не согласился. Считает, что при проведении закупки заказчик действовал в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является разработка проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Закона о государственной тайне, государственную тайну составляют сведения в области экономики, науки и техники о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Вместе с тем, объектом закупки является разработка проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий.
Установление к участникам закупки требования о наличии лицензии ФСБ сужает круг потенциальных участников закупки и создает преимущественные условия для участия в закупке участникам, обладающим такой лицензией, соответственно, данное требование должно быть заказчиком обосновано.
Следовательно, заказчик в положениях документации должен указать, какие именно секретные сведения он собирается передать подрядчику для разработки документов, а также обосновать необходимость их использования (невозможность разработки документации без использования таких сведений).
Только в таком случае требование о наличии у участников закупки лицензии ФСБ является допустимым. В иных случаях такое требование является неправомерным - нарушение части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
При этом, в силу имеющейся судебной практики и практики управлений Федеральной антимонопольной службы России, предположения относительно возможного использования при выполнении работ секретных сведений не могут являться основанием для установления требований к участникам закупок.
Частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Тем самым заказчик, установив требование к участникам закупки о наличии лицензии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, допустил нарушение части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Проектное Бюро Алексея Кима" на действия Заказчика - Администрация Лесозаводского городского округа при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий объекта: "Строительство станции водоподготовки в Лесозаводском городском округе мкр. Юго-Западный Приморского края" (ЕГИСЗ) (извещение N 0120300008821000183) обоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого конкурса.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 7 сентября 2021 г. N 025/06/64-1083/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021