Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.09.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: //////;
Члены Комиссии: /////;
при участии представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская станция переливания скорой медицинской помощи" (далее - заказчик) - /////, представителя Индивидуального предпринимателя Клюева Алексея Николаевича (далее - ИП Клюев А.Н., заявитель) - /////;
рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона "Поставка средств индивидуальной защиты (респираторы фильтрующие медицинского назначения)", извещение N 0334300015321000084, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее
членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 19.08.2021 г. поступила жалоба ИП Клюева А.Н. на положения документации о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что в документации об аукционе содержится требование о предоставлении при поставке товара регистрационного удостоверения на закупаемое медицинское изделие. При этом, заказчик требует, чтобы респиратор имел степень защиты FFP и соответствовал ГОСТ 12.4.294-2015. Указанный ГОСТ регламентирует степень защиты FFP1, FFP2, FFP3, который не распространяется на медицинские изделия. ГОСТ Р 58396-2019 "Маски медицинские" не распространяется на респираторы и не регламентирует степень защиты FFP. Следовательно, если заказчику необходим респиратор как медицинское изделие, он имеет право требовать на него только регистрационное удостоверение без предъявления требования к степени защиты FFP. Других документов, устанавливающих требования к медицинскому респиратору в Российской Федерации не существует. Если же заказчику требуется респиратор как немедицинское изделие (промышленный респиратор), заказчик вправе установить к такому товару требование о соответствии ГОСТ 12.4.294-2015, а также требование к наличию степени защиты FFP.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что документация об аукционе составлена в соответствии с потребностями заказчика и требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 23.08.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300015321000084, а также документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы фильтрующие медицинского назначения) (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 182 680 рублей 00 копеек.
Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
Статья 33 Федерального закона N 44-ФЗ закрепляет правила описания объекта закупки. Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 закона определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 настоящего закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые не могут изменяться.
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара содержатся в части III документации об аукционе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)", согласно которому к поставке требуется:
Наименование объекта закупки согласно КТРУ* 32.99.11.120-00000003 |
Наименование объекта закупки |
|
Описание объекта закупки |
Критерии |
Требуемый функционал/усредненное техническое задание |
||
Респиратор |
Респиратор фильтрующий медицинского назначения |
Представляет собой готовую к применению фильтрующую полумаску конвекторного типа, состоящую из корпуса, обжимной пластины и эластичных ремней |
|
назначение |
предназначен для защиты органов дыхания медицинского персонала |
||
маркировка | |||
|
3 |
третий класс защиты по аэрозолям, включая микробиологические |
|
0 |
без клапана |
||
6 |
для применения в медицинских учреждениях |
||
FFP3 |
третий класс защиты по аэрозолям, включая микробиологические |
||
NR |
однократного применения |
||
D |
устойчив к запылению |
||
стандарт |
|||
упаковка | |||
индивидуальная |
соответствие |
Заказчик в проекте контракта (п. 3.4 проекта контракта) устанавливает требование о необходимости представить вместе с поставкой товара регистрационное удостоверение.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению. На территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством РФ, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (часть 4 статьи 38).
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. N 1416) документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В связи с тем, что поставляемый по результатам электронного аукциона товар предназначен для применения в медицинских целях, то в соответствии с вышеуказанными нормами данный товар, являясь медицинским изделием, должен иметь регистрационное удостоверение.
В своих возражениях заказчик ссылается на Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н, согласно п. 1.6 Приложения N 2 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, обеспечить медицинские организации, оказывающие скорую помощь, средствами индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы).
Согласно методическим рекомендациям МР 3.1.0229-21 по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (covid-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях, утверждениях руководителем по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.01.2021, станция скорой медицинской помощи, а именно специализированные бригады инфекционного профиля, реанимационные бригады должны быть экипированы в защитный комбинезон, или противочумный, или удлиненный хирургический халат (одноразовый или многоразового использования), шапочка (или шлем), выполненные из смесовых, хлопчатобумажных или иных тканей; водонепроницаемые бахилы; респиратор (фильтрующая полумаска) класса защиты FFP3 или изолирующая полумаска с фильтром класса защиты P3 (по противоаэрозольному компоненту) в комплекте с герметичными защитными очками (либо класса FFP2 в комплекте с лицевым щитком); медицинские перчатки с удлиненными манжетами, устойчивые к действию агрессивных химических веществ (дезинфектантов), при необходимости - с защитой от проколов и порезов.
Степень защиты респиратора регламентируется ГОСТом 12.4.294-2015 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей", в разделе 1 которого определена следующая область применения:
- настоящий стандарт распространяется на фильтрующие полумаски, предназначенные для защиты от аэрозолей, и устанавливает общие технические условия;
- стандарт не распространяется на следующие средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД): пожарные; военные; авиационные; для подводных работ.
Таким образом, в ГОСТе 12.4.294-2015 отсутствует прямое указание, что стандарт не распространяется на медицинские средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Документацией об аукционе не установлено требование об обязательном содержании в регистрационном удостоверении ссылки на ГОСТ 12.4.294-2015.
Заказчиком представлены регистрационные удостоверения, выданные Росздравнадзором на медицинское изделие: маски-респираторы, в приложении которых указана степень защиты FFP2, FFP3.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, подтверждающие, что респиратор не является медицинским изделием, что ГОСТ 12.4.294-2015 не может распространяться на медицинские изделия, а также иные доказательства нарушения его прав и законных интересов и невозможности подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Клюева А.Н. необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
/////
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021