Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице МРУ пробирной палаты России по УФО (вх. N 01-24126 от 30.08.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стоматех" исполнителе по контракту N 0162400001621000008-01 от 29.06.2021 г. на поставку драгоценных металлов (извещение N 0162400001621000008) в соблюдении требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее -Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267, а также проводя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице МРУ пробирной палаты России по УФО, закупочной комиссии в соответствии с Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства от 01.10.2020 N 1576).
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступило заявление от заказчика в лице МРУ пробирной палаты России по УФО (вх. N 01-24126 от 30.08.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стоматех" исполнителе по контракту N 0162400001621000008-01 от 29.06.2021 г. на поставку драгоценных металлов (извещение N 0162400001621000008).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителя заказчика, представителя заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.06.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162400001621000008 и аукционная документация на поставку драгоценных металлов
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 651 515,66 рублей.
В соответствии с подведением итогов электронного аукциона от 18.06.2021 N0162400001621000008-3 ООО "Стоматех", было признано победителем электронного аукциона на поставку драгоценных металлов
29.06.2021 г. по результатам электронного аукциона между МРУ пробирной палаты России по УФО и ООО "Стоматех", был заключен контракт N 0162400001621000008-01 от 29.06.2021 г. на поставку драгоценных металлов (далее - Контракт).
Согласно п.1.1.Контракта Поставщик обязуется поставить драгоценные металлы (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п.3.2.Контракта срок поставки: со дня заключения Контракта по 30.07.2021.
Поставщик не менее чем за 5 дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Как пояснил на заседании комиссии представитель заказчика, ООО "Стоматех" не поставило товар.
02.08.2021 г. (исх. 07-70-04/21/736э) Заказчик направил претензию в адрес поставщика где указал, что товара должна быть осуществлена по 30 июля 2021 года. На 02.08.2021поставка Товара по контракту не произведена. Также указана просьба осуществить поставку Товара до 12.08.2021.
10.08.2021 г. (исх. 9008) ООО "Стоматех" направило письмо в адрес заказчика где указало, что в период с 28.06.2021 по 26.07.2021 г. Обществом неоднократно предпринимались все необходимые действия, направленные на добросовестные исполнения контракта, при этом, товар не предоставляется возможным поставить, так как требования контракта противоречит ГОСТ 7221-2014.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ч.1 ст.523 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч.2 ст.523 ГК РФ Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.12.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
12.08.2021 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 12.08.2021 г.
12.08.2021 г. указанное решение было направлено по электронной почте с уведомлением по адресу поставщика, указанному в контракте. Подтверждение о получении указанного письма поставщику заказчик получил 18.08.2021 г.
Таким образом, требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата надлежащего уведомления - 18.08.2021.г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 31.08.2021 г.
Согласно представленным заказчиком в Свердловское УФАС России материалам ООО "Стоматех" должно было поставить драгоценные металлы.
Период поставки, предусмотренный Контрактом: со дня заключения Контракта по 30.07.2021
Представитель поставщика пояснил, что ООО "Стоматех" намеривалось поставить товар по контракту в полном объёме.
Также представитель ООО "Стоматех" пояснил, что продукция должна соответствовать ГОСТ 7221-2014, в то же время в контракте указано, что на полосах должна быть нанесена маркировка.
Предметом контракта является поставка следующего товара:
N п/п |
Наименование (марка товара и его характеристика) |
Единица измерения |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Золото марки Зл 99,99 с массовой долей золота не менее 99,99 %, состояние - твердое, в полосе размером не более 0,2х60х120мм по ГОСТ 7221-2014, с маркировкой |
Грамм |
221,00 |
2 |
Серебро марки Ср 99,99 с массовой долей серебра не менее 99,99%, состояние - твердое, в полосе размером 0,1х60х120мм по ГОСТ 7221-2014, с маркировкой |
Грамм |
2 125,00 |
В ходе исполнения контракта стало известно, что требование о нанесении маркировки на полосы толщиной менее 0,32 мм противоречит ГОСТ 7221-2014, так как в п. 5.2.1 ГОСТ 7221-2014 указано, что маркировка полос толщиной менее 0,32 мм не производится.
Представитель ООО "Стоматех" обращался к заводам-изготовителя драгоценных металлов для поставки их заказчику.
Заводы-изготовители ОАО "НАЗ" и ОАО "Красцветмет" сообщили о невозможности поставки товара, в связи с несоответствием его требованиям ГОСТ 7221-2014, что подтверждается письмами от 24.08.2021 (исх.N 21-пи-9966); от 28.06.2021 (исх. N 01-06-534/1).
Из пояснений ООО "Стоматех" следует, что ООО "Стоматех" обязательства по контракту не исполнила по независящим от Общества причинам.
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что поставщик предпринимал действия для надлежащего исполнения условий по контракту.
В силу ст.2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, в действиях исполнителя в лице ООО "Стоматех" по контракту N 0162400001621000008-01 от 29.06.2021 г. на поставку драгоценных металлов Комиссия Свердловского УФАС России факта не добросовестного исполнения контракта не усматривает.
При этом, на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной Комиссией Свердловского УФАС России установлено нижеследующее.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла содержания ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в аукционной документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, моделям, видам товара.
В Части I "Общей части" документации указаны требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара:
N |
Наименование пункта |
1. |
Объект закупки |
Наименование товара, работы, услуги | |
Серебро марки Ср 99,99 с массовой долей серебра не менее 99,99%, состояние - твердое, в полосе размером 0,1х60х120мм по ГОСТ 7221-2014, с маркировкой | |
Золото марки Зл 99,99 с массовой долей золота не менее 99,99%, состояние - твердое, в полосе размером не более 0,2х60х120мм по ГОСТ 7221-2014, с маркировкой |
Как пояснил на заседании комиссии представитель заказчика, требования к маркировке установлены в связи с имеющейся у заказчика потребностью для последующей надлежащей работы с драгоценными металлами.
Кроме того, на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что требование о соответствии ГОСТ 7221-2014 установлено не к товару в целом, а исключительно к размеру полосы драгоценного металла, при этом, требование о наличии маркировки установлено заказчиком в соответствии с ГОСТ 7221-80.
В соответствии с п.5.1 ГОСТ 7221-80 на углу каждой полосы наносится маркировка, содержащая: марку материала, номер партии, товарный знак предприятия-изготовителя. Таким образом, указанный ГОСТ предусматривает возможность нанесения маркировки на полосу любого размера.
Таким образом, в данных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, учитывая, в том числе, имеющуюся у заказчика потребность в закупке товара с данными характеристиками.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267 и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "Стоматех" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице МРУ пробирной палаты России по УФО, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* |
* |
* |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 сентября 2021 г. N РНП-066/06/104-3189/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021