Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-00, при участии представителей:
*
*
рассмотрев жалобу ООО Творческая архитектурно-проектная мастерская "Саратовархпроект" (вх. N 01-24510 от 02.09.2021) о нарушении заказчиком в лице Администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения, его комиссией при осуществлении закупки путем открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных работ по объекту: "Строительство системы водоотведения в с. Байкалово" (извещение N 0162300007021000018), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Творческая архитектурно-проектная мастерская "Саратовархпроект" (вх. N 01-24510 от 02.09.2021) о нарушении заказчиком в лице Администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения, его комиссией при осуществлении закупки путем открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных работ по объекту: "Строительство системы водоотведения в с. Байкалово" (извещение N 0162300007021000018), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО Творческая архитектурно-проектная мастерская "Саратовархпроект" указал, что положения закупочной документации в части установления критериев и порядка оценки заявок не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
06.08.2021 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162300007021000018 и конкурсная документация на выполнение проектных работ по объекту: "Строительство системы водоотведения в с. Байкалово".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 28 900 000,00 рублей.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1. ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи (ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (далее Постановление N 1085).
Согласно п. 10 Постановления N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Критерии и порядок оценки на участие в конкурсе содержатся в приложении 1 к части I "Общая часть" конкурсной документации.
Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки:
Критерии оценки |
Значимость критериев оценки (процентов) |
Цена муниципального контракта |
60 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
15 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
25 |
Всего: |
100 |
В результате оценки каждой заявке присваивается рейтинг, который представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух знаков после запятой.
Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на сто.
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки по всем критериям рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения) и определяется в процентах.
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.
Оценка производится путем анализа детального описания (степени детализации) и проработанности предложения по каждому элементу показателя.
Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения контракта, предложенной участником конкурса, с лучшим предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения.
Степень детализации и конкретизации предложения участника характеризуется наличием привязок организационно-технического предложения участника к объекту закупки, его техническим характеристикам и местонахождению, а также к материально-техническим возможностям участника закупки (в том числе с учетом привлеченных ресурсов).
К существенным противоречиям и несоответствиям в пояснительной записке относятся те, которые не позволят выполнить работы по контракту с надлежащим качеством в установленный срок (в случае допущения выполнения работ в соответствии с описанием, представленным в пояснительной записке), не позволят определить технологию, процесс выполнения работ на объекте проектирования, ставят под сомнение возможность выполнения работ качественно и в срок, предусмотренный контрактом.
Шкала предельных величин значимости показателя "Качество работ" представлена в Таблице 3:
Наименование показателей |
Критерии оценки |
Значимость показателя |
1. Подробное описание предмета закупки, содержание технических решений; представить описание, методологию и план-график этапов выполнения работ по предмету закупки (С1i) |
Присваивается заявке: подробное описание предмета закупки (в том числе описание проектируемой технологической схемы), параметры основного оборудования и сооружений; содержание технических решений, информацию об эксплуатации объектов, аналогичных предмету закупки, информацию о технико-экономических показателях результата работ |
40 |
Присваивается заявке, в которой не представлено или представлено не в полном объеме или представлена недостоверная информация по описанию предмета закупки, содержанию технических решений, методологии план-графику этапов выполнения работ по предмету закупки; |
0 |
|
2. Энергопотребление проектируемых объектов (годовое, кВт) (С2i) |
Присваивается заявке с наименьшим значением |
30 |
Присваивается заявке со значением, отличающемся от наименьшего в большую сторону |
5 |
|
Присваивается заявке, в которой не представлен расчет энергопотребления или представлен не в полном объеме или представлена недостоверная информация |
0 |
|
3. Капитальные затраты на строительство (млн. руб. с учетом всех налогов и отчислений по сводному сметному расчету в соответствии с МДС 81-35.2004) (С3i) |
Присваивается заявке с наименьшим значением |
30 |
Присваивается заявке со значением, отличающемся от наименьшего в большую сторону |
5 |
|
Присваивается заявке, в которой не представлен расчет стоимости капитальных вложений или представлен не в полном объеме или представлена недостоверная информация или учтены не все затраты, необходимые для реализации проектных решений |
0 |
Для расчета итогового рейтинга по заявке количество баллов, присуждаемое заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости критерия. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В случае, если предложение участника не соответствует заявленным в техническом задании требованиям, такому участнику по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присваивается ноль баллов.
По мнению подателя жалобы, заказчик не определил признак критерия, а, следовательно, допускается возможность субъективной оценки комиссией заявок Участников по данному показателю. Согласно доводам заявителя жалобы, данные критерии оценки не могут считаться объективными.
Заказчиком в конкурсной документации не раскрыт характер и критерий отнесения Заказчиком к "не соответствующему проектируемой территории", "неполному" или "развернутому" описанию предоставляемой Участником информации в части:
1. Описания решений по благоустройству территории,
2. Обоснования функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон,
3. Описания технологической схемы генерального плана.
Как установлено выше, нестоимостные критерии оценки могут содержать показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (п. 10 Постановления N 1085).
Наименование показателей содержится в столбце 3 вышеуказанной таблицы, тогда как содержание нестоимостных критериев раскрывается в столбце 2.
Наименование выполняемых работ в соответствии с Техническим заданием - проектные работы по объекту: "Строительство системы водоотведения в с. Байкалово".
По договору подряда подрядчик в установленные сроки согласно Контракта обязуется выполнить проектные работы в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство системы водоотведения в с. Байкалово", указанного в пункте 1.2.1 Контракта (далее - соответственно Работы, Инженерные изыскания, Проектная документация, Объект), передать в соответствии с Контрактом Заказчику результаты указанных Работ, а Заказчик обязуется принять результаты Работ и оплатить определенную Контрактом цену.
Таким образом, показатель оценки "подробное описание предмета закупки, содержание технических решений; представить описание, методологию и план-график этапов выполнения работ по предмету закупки" фактически подразумевает оценку комиссией заказчика части работ, которые входят в предмет обязательства по контракту, который будет заключен по итогам проведения открытого конкурса.
Качество (quality) - совокупность характеристик, влияющих на способность соответствовать конкретным требованиям (ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 N 1388-ст).
Требования к качеству проектных работ уже должны содержаться в задании на проектирование.
Следовательно, отсутствует причинно-следственная связь между оценкой участника по показателю оценки "подробное описание предмета закупки, содержание технических решений; представить описание, методологию и план-график этапов выполнения работ по предмету закупки" и качеством работ, которые будут производиться таким участником при исполнении им обязательств по контракту.
Иными словами, если условия исполнения обязательства в части необходимого заказчику качества выполнения работ уже установлены им в техническом задании, в проекте контракта, любое иное описание качества выполнения таких работ, отличное от установленного в документации не будет иметь какого-либо правового значения для победителя конкурса на стадии исполнения контракта. Следовательно, результаты такой оценки участника закупки не могут быть соотнесены закупочной комиссией с ожидаемыми результатами качества выполненных таким участником работ в рамках исполнения им контракта.
По аналогичным причинам отсутствует причинно-следственная связь между оценкой участника по иным показателям оценки критерия "Качество работ".
Кроме того, показатели нестоимостного критерия "Качество работ" представление в Таблице 3 (столбец 1) по мнению Комиссии Свердловского УФАС России оценки также являются неизмеримыми, что может повлечь за собой субъективную оценку членами комиссии представленных со стороны участников закупок предложений.
Кроме того, содержание показателей нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, так как предоставленное участниками закупки "предложение в отношении описания характеристик технологической концепции объекта закупки и степень его проработки" будет оцениваться исходя из таких показателей, как "неполное описание", "развернутое описание" и другое, что по своей природе носит субъективную оценку и не дает разъяснений участникам закупки относительно того, что является полным описанием предоставляемой информации, а что будет считаться неполным.
Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что для оценки критериев "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в документации отсутствуют четкие критерии для выбора предпочтительности заявки.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предметом оценки является наличие заключенных и успешно исполненных контрактов (договоров) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по выполнению проектно-изыскательских работ на строительство объектов водоснабжения и/или водоотведения, получивших положительные заключения экспертизы за период с 01.01.2018 до даты подачи заявки на участие в конкурсе, с указанием стоимости каждого контракта, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru. Стоимость каждого контракта должна составлять не менее 50% от НМЦК.
Согласно ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч.1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2).
Ограничение заказчиком предмета оценки исключительно контрактами, заключенными в соответствии с Законом о контрактной системе, ставит в неравное положение тех участников, которые имеют соответствующий опыт в рамках гражданско-правовых договоров и договоров, заключенных по результатам проведения закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Пояснения заказчика относительно того, что такое требование необходимо для того чтобы исключить недобросовестных участников Комиссией отклоняются в силу следующего.
В случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения (ч.5 ст.54.7 Закона о контрактной системе).
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п.5 ст.10 ГК РФ).
Таким образом, с учетом изложенного, в действиях заказчика в лице Администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения усматриваются нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод ООО Творческая архитектурно-проектная мастерская "Саратовархпроект" о том, что установление в порядке оценки конкурсной документации по показателю критерия условия о том, что копии контрактов, применяемых к оценке, должны быть с ценой не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта неправомерно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса Комиссией Свердловского УФАС России отклоняется поскольку цена контрактов не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта которые допускаются к оценке соотносима с ценой самого контракта, следовательно указанное требование не противоречит условиям п. 10 Постановления N 1085. Доказательств обоснованности указанного довода заявителем не приведено.
Довод ООО Творческая архитектурно-проектная мастерская "Саратовархпроект" о том, что по показателю критерия оцениваются исключительно контракты (договоры), которые должны быть исполнены с 01.01.2018 до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, что может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока Комиссией Свердловского УФАС России отклоняется поскольку заявителем не приведены доказательства неразумности установленного в документации срока с которого должны быть исполнены оцениваемые в рамках рассматриваемого критерия контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения выявлены нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, ответственного за утверждение/разработку конкурсной документации N 0162300007021000018 с документами, удостоверяющими личность, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения ______________ 20__ г. в ____________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* |
* |
* |
*
* |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/32-3210/2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
07.09.2021 г. |
*
на основании своего решения N 066/06/32-3210/2021 от 07.09.2021 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения в срок до 07 октября 2021 года устранить нарушение Закона о контрактной системе, установленное решением 066/06/32-3210/2021 от 07.10.2021 г., (извещение N 0162300007021000018), путем внесения изменений в конкурсную документацию, в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения в срок до 18 октября 2021 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
* |
* |
* |
* * |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 сентября 2021 г. N 066/06/32-3210/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2021