Резолютивная часть решения оглашена 08.09.2021
В полном объеме решение изготовлено 10.09.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО ДК "НОРД", в присутствии:
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Котовой В.И., действующего на основании доверенности N 07 от 08.04.2021,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Зубовой Е.С., действующего на основании доверенности N 05 от 08.04.2021,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Пичуговой Т.В., действующего на основании доверенности N 03 от 08.04.2021,
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Куликова С.А., Шайкиной Н.П., действующих на основании доверенности N 217-Д от 30.12.2020;
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Курьяновой А.В., действующего на основании доверенности N 229-Д от 30.12.2020;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.09.2021 поступила жалоба ООО ДК "НОРД" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (1 зона) (извещение N 0869200000221002731) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 10.08.2021 Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 422 418 753,60 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 03.09.2021.
На момент рассмотрения жалобы ООО ДК "НОРД" контракт не заключен.
В жалобе ООО ДК "НОРД" указано, что в документации о закупке установлены гарантийные сроки в нарушение требований типового контракта, предусмотренного Приказом Минтранса России от 05.02.2019 N 37, а также требованиям государственного стандарта, что не соответствует законодательству о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменные пояснения и на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, указав, что требования к гарантийному сроку на дорожную разметку установлены без нарушения требования государственного стандарта, в котором установлены минимальные сроки в зависимости от функциональной долговечности временной горизонтальной разметки, требования типового контракта не распространяются на закупку заказчика, так как объектом закупки являются работы по содержанию автомобильных дорог.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Приказом Минтранса России от 05.02.2019 N 37 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта (далее - типовой контракт).
В информационной карте, являющейся приложением N 2 к Приказу Минтранса России от 05.02.2019 N 37 (далее - информационная карта), указаны показатели для применения типового контракта, а именно:
- наименование работы: работы по строительству или реконструкции автомобильной дороги; работы по строительству или реконструкции искусственных дорожных сооружений; работы по капитальному ремонту автомобильных дорог; работы по капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений; работы по ремонту автомобильных дорог; работы по ремонту искусственных дорожных сооружений;
- коды предмета контракта: коды по ОКПД 42.11.20; 42.13.20, по ОКВЭД 42.11; 42.13;
- при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- иные показатели для применения типовых условий контракта отсутствуют.
Таким образом, при совокупности условий, указанных в информационной карте, положения типового контракта подлежат обязательному применению путем включения в условия проекта государственного контракта с учетом особенностей конкретной закупки.
Из извещения и документации о закупке следует, что предметом контракта является выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, который отнесен к коду по ОКПД2 - 42.11.20.000.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Приказ N 402), которым утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пункту "б" части 4 раздела 4 Приказа N 402 предусмотрено, что уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.
С учетом изложенного, описание объекта закупки включает в себя выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, которые относятся к содержанию автомобильных дорог, в связи с чем условия типового контракта не применяются к правоотношениям по размещению оспариваемой закупки, так как информационная карта типового контракта предусматривает его применение при выполнении работ строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений.
В письменных пояснениях заказчика также указано, что работы, являющиеся объектом закупки, относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.
С учетом изложенного, указание в пункте 2.6 информационной карты, в разделе 7 технического задания, в пункте 6.1 проекта контракта условия, согласно которому гарантийный срок на дорожную разметку принимается не менее чем функциональная долговечность разметки: функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, красками (эмалями) - 1 год, является гарантийным обязательством, которое заказчик вправе установить при формировании условий контракта.
При этом, условиям пункта 9 типового контракт, в котором минимальный гарантийный срок варьируется в пределах от 3 месяцев (краска, эмаль) до 1 года (термопластик, холодный пластик) в зависимости от типа применяемого материала, не применяются к правоотношениям по размещенной закупке, в связи с чем доводы заявителя является необоснованными.
Более того, Комиссия не соглашается с доводами жалобы заявителя, согласно которым срок гарантийных обязательств, указанный в документации о закупке, противоречит требованиям ГОСТа Р 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" (далее - ГОСТ Р 51256-2018), по следующим основаниям.
В части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Пунктом 5.1.13 ГОСТа Р 51256-2018 устанавливается следующая продолжительность функциональной долговечности горизонтальной разметки:
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами - не менее одного года;
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев;
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненная красками (эмалями), - не менее трех месяцев.
- функциональная долговечность временной горизонтальной разметки - в соответствии с требованиями для постоянной. При окончании событий, потребовавших ее нанесения, производится демаркировка временной горизонтальной разметки.
При этом, в пункте 6.8 Отраслевого дорожного методического документа 218.6.029-2017 (ОДМ 218.6.029-2017) "Рекомендации по установлению гарантийных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения" указано, что гарантийные сроки на дорожную разметку должны быть не менее, чем функциональная долговечность разметки, указанная в пункте 5.1.14 ГОСТ 32953.
В пункте 5.1.14 ГОСТа 32953-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования" установлены аналогичные требования к функциональной долговечности разметки, предусмотренные пунктом 5.1.13 ГОСТа Р 51256-2018.
Таким образом, в указанных нормативно-технических документах установлены минимальные гарантийные сроки на дорожную разметку в зависимости от функциональной долговечности горизонтальной разметки.
С учетом изложенного, указание в документации о закупке гарантийного срока не менее 1 года не противоречит требованиям ГОСТа 32953-2014, ГОСТа Р 51256-2018, в которых установлены лишь минимальные гарантийные сроки в зависимости от долговечности разметки, что не запрещает установление при проведении закупки более длительных сроков гарантийных обязательств чем те, которые установлены государственными стандартами.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика в части установления гарантийного срока на дорожную разметку в документации о закупке.
Следует отметить, что результаты аукциона демонстрируют наличие конкурентной среды (подано 11 заявок, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 45,6 %), что свидетельствует о наличии конкурентной среды при проведении закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО ДК "НОРД" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 сентября 2021 г. N 074/06/105-2348/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021