Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Фабрика утилизации отходов" на действия ГБУЗ "Новокубанская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" , "В"." (извещение N 0318300046721000064) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому поступила информация Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно: Заказчик объединил в один лот технологически и функционально не связанных услуг, которые нарушают ст.8, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Новокубанская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В"." (извещение N 0318300046721000064).
Начальная (максимальная) цена контракта - 288 750,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Пунктом 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки в каждом конкретном случае, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и статьей 17 Закона о защите конкуренции, принимая во внимание, что объединение работ в один лот не повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлено:
N п/п |
Наименование закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, работ, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к качественным характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
1 |
Оказание услуг по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" , "В"
|
Объекты, подлежащие очистке: Сбор и вывоз медицинских отходов должен производиться, с холодильной установки, 1 раз в неделю по адресу: Объекты, подлежащие очистке Краснодарский край г.Новокубаснск ул.К.Маркса 59 |
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода в нормативных и правовых актах Российской Федерации: СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"
Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.02г N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
|
|
Вид отходов: Медицинские отходы (класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы) - инфицированные и потенциально инфицированные кровью и другими биологическими жидкостями отходы: 1.- тара стеклянная из-под биологических материалов; 2.- использованный медицинский одноразовый мягкий инвентарь (отходы полиэтилена в виде пленки, изделия из нетканого материала); 3.- использованные медицинские инструменты одноразового применения; 4.- использованные медицинские шприцы, системы для внутривенных инфузий, полимерные изделия; 5.- использованный медицинский острый инструментарий; 6.- использованные медицинские резиновые изделия; 7. - отходы перевязочных материалов 8.-отходы из клинико-диагностической и бактериологической лаборатории. Класс "В" (чрезвычайно эпидемиологические опасные отходы, материалы контактировавшие с больными инфекционными болезнями) |
||
Характеристика мест первичного сбора (временного хранения) отходов: Холодильная - предусматривает накопление отходов в холодильном оборудовании, предоставляемом Исполнителем в кол-ве 1 шт. Характеристика холодильной камеры: -размеры наружные не менее 2560 х 2560 х 2200 мм, -внутренняя отделка - покрытие, позволяющее проводить регулярную мойку и дезинфекцию - соответствие, наружная отделка, позволяющая эксплуатировать камеру в слабоагрессивной среде -соответствие. Вместимость камеры - не менее 8 контейнеров емкостью 240 литров каждый. Место установки - г.Новокубаснск ул.К.Маркса 59 Срок установки - в течение 5-ти (пяти) рабочих дней после заключения Контракта. График осмотра вспомогательного оборудования: 1 раз в месяц | |||
Применяемая система удаления отходов: Централизованная | |||
Сборники для накопления отходов: Поставка расходных материалов, одноразовой и многоразовой тары и упаковки для обращения с медицинскими отходами: 1. Многоразовая тара для хранения медицинских отходов класса "Б", цвет жёлтый, на полугодие : - контейнер 240л - 4 шт - контейнер 20л - 48шт Одноразовая тара хранения медицинских отходов класса "Б", цвет жёлтый: - контейнер 0,3 л для острого инвентаря - 600 шт (на полугодие) контейнер 0,5 л для острого инвентаря - 2500 шт (на полугодие) Одноразовые пакеты желтого цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса "Б", маркированных "Отходы. Класс Б" и герметично упаковывающихся, на полугодие: 500*600 мм - 7500 штук 600*800 мм - 182 штук Многоразовая тара для хранения медицинских отходов класса "В", цвет красный, на полугодие: - контейнер 0,5 л для острого инвентаря - 40 шт - контейнер 1 л для острого инвентаря - 225 шт - контейнер 1,5 л для острого инвентаря - 225 шт Одноразовые пакеты красного цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса "В", маркированных "Отходы. Класс В" и герметично упаковывающихся, на полугодие: 500*600 мм - 1125 штук Срок поставки - ежемесячно до 10-го числа Предоставляемое Исполнителем оборудование и одноразовый расходный материал должен быть предназначен для использования в медицинских учреждения и иметь соответствующие документы (сертификат соответствия, декларацию соответствия или регистрационное удостоверение), в соответствии с ГОСТ Р15.301-2016, ГОСТ 2.601-2013. Одноразовая и многоразовая тара должна соответствовать пунктам 4.11., 4.16. СанПиН 2.1.7.2790-10. | |||
Объем отходов, предполагаемый к вывозу с объектов очистки в период оказания услуг: Предельный объем медицинских отходов класса "Б", подлежащих сбору, транспортировке и утилизации составляет 1850 кг. Класс "В" (чрезвычайно эпидемиологические опасные отходы, материалы контактировавшие с больными инфекционными болезнями) - 75 кг. | |||
Работы, связанные с обращением отходов, проводимые Исполнителем: | |||
Сбор отходов - предусматривает изъятие складированных в контейнеры, мусорные пакеты, отходов из места их образования | |||
Транспортирование отходов -осуществляется специализированным автотранспортом. Исполнитель должен забирать отходы вместе с контейнерами, пакетами (не должна производиться пересыпка отходов из контейнера, пакетов на площадке для сбора и временного хранения отходов на территории Заказчика) Исполнитель должен осуществлять взвешивание медицинских отходов своими силами в присутствии представителя Заказчика с обязательным оформлением акта (накладной) сдачи-приемки оказанных услуг в целях контроля нормы образования, качественного и количественного состава опасных медицинских отходов. | |||
Периодичность вывоза отходов: Сбор и вывоз медицинских отходов должен производиться еженедельно из мест временного хранения медицинских отходов. Вывоз медицинских отходов с холодильной установки должен производиться 1 раз в неделю. | |||
Организация системы сбора, временного хранения и вывоза отходов с территорий объектов очистки должна удовлетворять требованиям нормативных и правовых актов Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.02г N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" | |||
Дополнительная информация: Сроки оказания услуг: Оказание услуг осуществляется со дня заключения контракта по 31 декабря 2021 года. |
Заказчиком в техническом задании установлено требование о холодильной камеры:
Характеристика мест первичного сбора (временного хранения) отходов:
Холодильная - предусматривает накопление отходов в холодильном оборудовании, предоставляемом Исполнителем в кол-ве 1 шт.
Характеристика холодильной камеры:
-размеры наружные не менее 2560 х 2560 х 2200 мм,
-внутренняя отделка - покрытие, позволяющее проводить регулярную мойку и дезинфекцию - соответствие, наружная отделка, позволяющая эксплуатировать камеру в слабоагрессивной среде -соответствие. Вместимость камеры - не менее 8 контейнеров емкостью 240 литров каждый.
Место установки - г.Новокубаснск ул.К.Маркса 59
Срок установки - в течение 5-ти (пяти) рабочих дней после заключения Контракта.
График осмотра вспомогательного оборудования: 1 раз в месяц
Заказчиком установлен код ОКПД2 38.22.29.000 "Услуги по утилизации прочих опасных отходов".
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п.163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Таким образом, указанные виды деятельности относятся к сфере услуг по обращению с медицинскими отходами.
1- ый этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) Фармацевтическую деятельность осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. Именно на этом этапе Заказчику необходима одноразовая и многоразовая тара (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.). Обращаем внимание, что медицинские отходы в медицинских организациях образуются ежедневно. Указанные товары необходимы Заказчику круглый год, каждый день. В случае перерыва между завершенным и новым государственными контрактами даже в несколько дней, Заказчику некуда будет собирать медицинские отходы. В соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 Заказчик может собирать такие отходы только в специальные емкости, контейнеры и пакеты. Если их нет, то как производить 1 этап обращения с отходами? Это потребность исключительно Заказчика, к которой Исполнитель не имеет отношения. Заказчик обязан закупать такой товар отдельно, чтобы не нарушать непрерывное функционирование собственной медицинской организации, в противном же случае это повлечет нарушение санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства РФ. В случае окончания Контракта и по какой-то причине задержки нового Контракта Заказчик не сможет собирать отходы, соответственно, не сможет вести свою деятельность, оказывать услуги населению, пациентам и т.д.
2- ой этап - перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы также осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. На данном этапе Заказчику может потребоваться холодильное оборудование, чтобы отходы хранились до 7 дней. Но в случае отсутствия по каким-либо причинам нового Контракта, Заказчик будет вынужден вернуть холодильное оборудование по Контракту, который окончил свое действие. Тогда Заказчик не сможет не только собирать отходы, так как товары уже не поставляются, а он отдельно их не закупил, но и хранить отходы.
3- ий этап - обеззараживание (обезвреживание) отходов подразумевает проведение работниками медицинской организации обеззараживания (обезвреживания) отходов для подготовки их к 4 этапу. Транспортировать медицинские отходы классов Б и В запрещено без предварительного обеззараживания (обезвреживания). На данном этапе по-прежнему принимает участие только медицинская организация.
4- ый этап - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы. Именно на этом этапе при централизованном методе утилизации медицинских отходов вступает Исполнитель. В данном случае, Заказчик использует именно централизованный метод. Исполнитель принимает у Заказчика (медицинской организации) отходы, транспортирует их к месту, где будет производится 5 этап.
5- ый этап - размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов. Этот этап также осуществляется только Исполнителем при централизованном методе утилизации.
Из приведенного списка этапов в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 и их детального рассмотрения следует, что существуют этапы, которые не имеют никакого отношения к Исполнителю и его деятельности по приему, транспортированию, размещению, обезвреживанию или утилизации медицинских отходов, но именно такими этапами предусмотрено использование товаров, которые Заказчик считает сопутствующими. Из всего выше перечисленного видно, что такие товары не связаны функционально и технологически с услугами по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов, а именно такую услуг закупает Заказчик.
Все емкости, контейнеры, пакеты и холодильное оборудование необходимы Заказчику для непрерывного функционирования его организации, что делает поставку таких товаров отдельной закупкой.
СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает, что при наличии холодильного оборудования для хранения медицинских отходов, они могут вывозиться на утилизацию 1 раз в неделю. В случае если, Исполнитель по контракту не сможет по каким-то причинам оказывать услуги или обанкротится в период действия Контракта и не сможет забирать и вывозить у Заказчика отходы для их дальнейшей утилизации, у Заказчика будет еще целая неделя для заключения контракта с единственным поставщиком, по которому услуга будет оказываться до момента одностороннего расторжения действующего Контракта, объявления новой процедуры и заключения нового Контракта. Таким образом, имея отдельно закупленные расходные материалы, пакеты, контейнеры, емкости для медицинских отходов и свое холодильное оборудование Заказчик обеспечит себе непрерывное функционирование.
Расходные материалы (одноразовые пакеты, многоразовые контейнеры, емкости и холодильное оборудование) функционально и технологически не связаны между собой.
Функциональная и технологическая связь определяется в каждом конкретном случае (позиция Минфина РФ) исходя из рода товаров и услуг, их применения, их оборота и т.д. Собирать и хранить отходы можно целую неделю, не имея при этом возможности их вывоза и утилизации. Следовательно, одно без другого спокойно может осуществляться.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает Участников закупки.
По мнению ФАС России (письмо от 01.09.2021 г. исх. N28/73728/21), объединение в один лот указанных видов деятельности с услугами по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" , "В" и поставки морозильного, холодильного оборудования может привести к ограничению конкуренции.
Допущенные нарушения Заказчиком содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель обжалует обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
- соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
- определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
- соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, не осуществляет.
Краснодарское УФАС России не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фабрика утилизации отходов" обоснованной в части нарушения ч.2 ст.8, п.1) ч.1 ст.33, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Новокубанская ЦРБ" МЗ КК нарушения ч.2 ст.8, п.1) ч.1 ст.33, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Новокубанская ЦРБ" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 сентября 2021 г. N 1293/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021