Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Ресурс-Дон" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Служба заказчика администрации МО Белореченский район" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях строительства объекта: "Система водоснабжения, водоотведения и газоснабжения микрорайона N 1 станицы Рязанской Белореченского района для обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства "" (извещение N 0118300010521000138) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует конкурсную документацию.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Белореченский район проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях строительства объекта: "Система водоснабжения, водоотведения и газоснабжения микрорайона N 1 станицы Рязанской Белореченского района для обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства "" (извещение N 0118300010521000138).
Заказчик - МКУ "Служба заказчика администрации МО Белореченский район".
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 231 000,00 рублей.
Заявитель обжалует п.3.1.3 Раздела 10 конкурсной документации.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
- характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В части 2 Раздела 10 конкурсной документации Заказчиком установлены "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей":
Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" (значимость критерия 40%).
В рамках показателя оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участником закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ) требованиям, которые изложены в конкурсной документации, а именно, наличие в заявке участника закупки развернутого описания предложения о качестве работ, в том числе: последовательность и порядок выполнения проектно-изыскательских работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов и используемого оборудования) с привязкой к объекту согласно заданию на выполнение проектно-изыскательских работ и с основными проектными решениями (технические и технологические решения, укрупненные стоимостные показатели) на актуализированных материалах (предлагаемые основные проектные решения и фотоматериалы соответствуют градостроительной ситуации на период проведения конкурса); описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении проектно-изыскательских работ, в соответствии с Заданием на выполнение проектно-изыскательских работ.
Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрены показатели согласно таблице N1:
Таблица 1
Наименование показателя критерия |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Величина значимости показателя критерия оценки в процентах |
Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
1. Качество работ |
100 баллов |
100 |
Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: - описание последовательности и порядка выполнения проектных (включая инженерные изыскания) работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание используемого оборудования) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, с указанием сроков выполнения каждого вида работ и с основными проектными решениями (технические и технологические решения, укрупненные стоимостные показатели) на актуализированных материалах (предлагаемые основные решения и фотоматериалы соответствуют градостроительной ситуации на период проведения конкурса); - описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ, в том числе наличие приказов о назначении ответственных за обеспечение качества выполняемых работ. Участник получает - 100 баллов. |
Документы, содержащие развернутое описание предложения о качестве оказываемых услуг в соответствии с описанием объекта закупки, в том числе: последовательность и порядок выполнения проектно-изыскательских работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов и используемого оборудования) с привязкой к объекту согласно заданию на выполнение проектно-изыскательских работ и с основными проектными решениями (технические и технологические решения, укрупненные стоимостные показатели) на актуализированных материалах (предлагаемые основные проектные решения и фотоматериалы соответствуют градостроительной ситуации на период проведения конкурса); описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении проектно-изыскательских работ, в соответствии с Заданием на выполнение проектно-изыскательских работ. |
Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: - описание последовательности и порядка выполнения проектных (включая инженерные изыскания) работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, с основными проектными решениями (технические и технологические решения) на актуализированных материалах (предлагаемые основные решения и фотоматериалы соответствуют градостроительной ситуации на период проведения конкурса); - описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ. Участник получает - 40 баллов. | ||||
Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: - описание последовательности и порядка выполнения проектных (включая инженерные изыскания) работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, с указанием сроков выполнения каждого вида работ и с основными проектными решениями (технические и технологические решения) - описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ. Участник получает - 10 баллов. | ||||
Не предоставление следующих материалов и сведений: - описание последовательности и порядка выполнения проектных (включая инженерные изыскания) работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, с указанием сроков выполнения каждого вида работ. Участник получает - 0 баллов. |
Участнику закупки необходимо по показателю "Качество работ" необходимо предоставить:
- Срок выполнения работ;
- Визуализация архитектурных решений;
- Количество эскизов и другие.
Данный порядок оценки вынуждает участников закупки подробно и детально описывать содержание нормативных актов, хотя соблюдение этих нормативных актов в любом случае является обязанностью разработчика проектной документации в силу Градостроительного кодекса РФ и постановления Правительства N87. Описание в заявке порядка разработки разделов проектной документации никак не изменяет состав такой документации и объем обязанностей подрядчика по ее разработке. Порядок оценки не содержит положений, которые могут улучшить качество результата работ, при этом от наличия в заявке указанных описаний зависит количество присуждаемых им баллов. Следовательно, отсутствует объективное соотношение (зависимость) как между содержанием заявки и количеством баллов, так и между содержанием заявки и качеством результата работ.
При этом, раздел 10 не предусматривает конкретных действий от участника закупки по предоставлению предложений по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Заказчик требует от участников конкурса описать предложения по визуализации архитектурных решений, указать срок выполнения работ и т.д, так или иначе связанные с производственной деятельностью, однако, никакого отношения к качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки, т.е. к качеству работ в дальнейшем не имеющее реализации.
Таким образом, вышеуказанные критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяют объективно произвести оценку заявок участников закупки.
Исходя из изложенного, порядок оценки по указанному критерию является субъективным, поскольку разные организационно-технические предложения могут быть оценены разными профильными специалистами не одинаково.
Применения данного порядка оценки заявок влечет за собой нарушение принципа равноправия, создает неравные стартовые условия для участников закупки.
Таким образом, критерии оценки заявок участников закупки установлены Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе и постановления Правительства N1085.
Допущенные нарушения Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс-Дон" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Служба заказчика администрации МО Белореченский район" нарушение п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч.ч. 2, 4, 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - администрации МО Белореченский район (комиссии), Заказчику - МКУ "Служба заказчика администрации МО Белореченский район" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 сентября 2021 г. N 023/06/54.3-4328/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2021