Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальник отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Абдрахманова И.Г. -специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии представителей государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Крашенинниковой Л.А. (доверенность N б/н от 27.08.2021), Разиновой Т.Ю. (доверенность N б/н от 11.01.2021), Гариной Е.Г. (доверенность N б/н от 11.01.2021), а также в присутствии генерального директора общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмы "Южные Инженерные Сети" Плотникова А.В. и представителя общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмы "Южные Инженерные Сети" Мордасова Д.А. (доверенность N б/н от 02.09.2021), рассмотрев заявление государственного заказчика - государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (ИНН: 3015115049; 414040, г. Астрахань, ул. Раскольникова, 10в) (исх. N 3396, вх. N 9246) о внесении информации об обществе с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирме "Южные Инженерные Сети" (ИНН: 3016050612; юридический адрес: 414024, Астраханская область, г. Астрахань, улица Донбасская, дом 3, квартира 52; почтовый адрес: 414052 г. Астрахань, ул. Ботвина,8, а/я 48) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.08.2021 поступило заявление государственного заказчика - государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее также - Заказчик, ГКУ АО "Астраханьавтодор") о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирме "Южные Инженерные Сети" "Южные Инженерные Сети" (далее также - Общество, ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети", Подрядчик, Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 0825500000619000053 от 31.01.2020 на капитальный ремонт мостового перехода через ерик Кондаковский на км 2+200 подъезда к с. Кривой Бузан от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Сеитовка-Ватажное-граница Казахстана в Красноярском районе Астраханской области (реестровый номер контракта 2301511504920000002; ИКЗ: 192301511504930150100100280024213243) (далее - Договор).
Рассмотрение указанного заявления назначено на "02" сентября 2021 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.508.
Представители ГКУ АО "Астраханьавтодор" Крашенинникова Л.А. (доверенность) и Разинова Т.Ю. (доверенность) приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Генеральный директор ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" Плотников А.В. и представитель ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" Мордасов Д.А. (доверенность) прибыли в назначенное время лично.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
27.08.2021 года государственным заказчиком - ГКУ АО "Астраханьавтодор" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт мостового перехода через ерик Кондаковский на км 2+200 подъезда к с. Кривой Бузан от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Сеитовка-Ватажное-граница Казахстана в Красноярском районе Астраханской области (номер извещения 0825500000619000053) и документация о нем.
По результатам электронного аукциона победителем было признано ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети", о чем свидетельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.01.2020 N0825500000619000053-2, размещенный 17.01.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
31.01.2020 между Заказчиком и ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту мостового перехода через ерик Кондаковский на км 2+200 подъезда к с. Кривой Бузан от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Сеитовка-Ватажное-граница Казахстана в Красноярском районе Астраханской области (далее по тексту - работы, Объект) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к Контракту) и обеспечить выполнение работ в соответствии с проектной документаций, условиями Контракта и требованиями нормативных документов Российской Федерации (Приложение N3 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы.
Приложением N 1 Контракта установлен следующий график выполнения строительно-монтажных работ:
Сумма Контракта составила 31 302 323,65 рублей.
Срок действия Контракта до "31" декабря 2020 года.
Пунктом 3.1 Контракта установлены сроки выполнения работ:
Начальный срок (начало исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту): с момента заключения Контракта.
Срок завершения работ: 7 (семь) месяцев с даты заключения Контракта.
Согласно пункту 4.1.1 Контракта Заказчик обязуется в течение 10 (десяти) дней с момента заключения Контракта передать Подрядчику по актам приема-передачи проектную документацию, утвержденную к производству работ, в одном экземпляре; строительную площадку.
Согласно пункту 5.1.1 Контракта Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней с момента заключения Контракта принять от Заказчика уполномоченным лицом Подрядчика строительную площадку и проектную документацию, утвержденную к производству работ в одном экземпляре по адресу Заказчика, указанному в п. 18.1. Контракта.
В соответствии с пунктом 5.1.3 Контракта Подрядчик обязуется выполнить все работы в соответствии с проектной документацией, условиями Контракта и требованиями нормативных документов Российской Федерации (Приложение N3 к Контракту) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к Контракту).
Как следует из пояснения Заказчика, Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, установленные графиком производства работ (Приложение N 1 к Контарку).
Согласно протоколу совещания ГКУ АО "Астраханьавтодор" N б/н от 17.06.2021 работы ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" выполнены всего на 23 %.
На рассмотрении заявления представитель Подрядчика пояснил, что нарушение срока выполнения работ вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, в с связи с этим Заказчик не имел право на принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
Волго-Каспийское территориальное управление Росрыболовства письмом (исх. от 18.03.2020 N 02-02-15/1941) сообщило ГКУ АО "Астраханьавтодор" и ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" о нересте ската молодой рыбы в период с 20 апреля по 20 июня 2020.
В связи с вышеуказанным работы были приостановлены до 20.06.2020 (письмо ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" исх. от 03.06.2020 N 90, письмо ГКУ АО "Астраханьавтодор" исх. от 03.06.2020 N 1772).
Письмом исх. от 22.06.2020 N 95 ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" сообщило ГКУ АО "Астраханьавтодор" о невозможности приступить к выполнению работ в связи с тем, что уровень паводковых вод в месте проведения работ выше отметок на 1,7 метров.
Письмом исх. от 09.09.2020 N 163 ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" сообщило ГКУ АО "Астраханьавтодор" о прекращении выполнения работ в период с 30.07.2020 по 20.08.2020 в связи с тем, что в данный период ИП Фомина О.А. проводила экспертизу по установлению размера возможного ущерба водным биоресурсам производством Подрядчиком работ.
Таким образом, Подрядчик приступил в выполнению работ фактически 20.08.2020 года.
В соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 13.5 Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда, а также Стороны вправе в одностороннем порядке по письменному заявлению отказаться от его исполнения по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013.
Согласно пункту 4.2.14 Контракта Заказчик имеет право принимать решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
ГКУ АО "Астраханьавтодор" 11.08.2021 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с нарушением Подрядчиком сроков исполнения Контракта.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения, указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено в Единой информационной системе 12.08.2021.
Решение было вручено нарочным генеральному директору ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" Плотникову А.В 12.08.2021 (расписка в материалах дела).
На заседании директор ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" Плотников А.В. подтвердил факт получения 12.08.2021 Решения.
Комиссия считает, что датой надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта является - 12.08.2021.
Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу, и Контракт считается расторгнутым 23.08.2021 года.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Поставщику и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" обязательств по контракту N 0825500000619000053 от 31.01.2020 года по капитальному ремонту мостового перехода через ерик Кондаковский на км 2+200 подъезда к с. Кривой Бузан от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Сеитовка-Ватажное-граница Казахстана в Красноярском районе Астраханской области, в частности по вопросу сроков исполнения Контракта (доказательством данного факта является поданное ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" исковое заявление о признании Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое Арбитражным судом Астраханской области согласно определению по делу N А06-8646/2021).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у предпринимателя умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта N 0825500000619000053 от 31.01.2020 года, недобросовестного его поведения, отсутствуют. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети", Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО ПКФ "Южные Инженерные Сети" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирме "Южные Инженерные Сети".
2. Нарушения государственным казенным учреждением Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" требований Закона о контрактной системе отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Камакина Т.Н.
Члены комиссии Русскина И.В.
Абдрахманов И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 сентября 2021 г. N РНП-РНП-30-95-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2021