Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
при участии в формате ВКС
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (ИНН: 6321132539) на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (ИНН: 8901004862) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание прачечных услуг включая стирку, дезинфекцию, отбеливание, обеззараживание IV степени загрязнения, глажку и упаковку", начальная (максимальная) цена контракта - 46 350 000,00 рублей (извещение N 0190200000321008803) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 5331 от 25.08.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 16.08.2021 13:54;
3) Дата и время окончания подачи заявок - 25.08.2021 06:00;
4) Дата окончания срока рассмотрения заявок - 26.08.2021;
5) Дата проведения аукциона в электронной форме 27.08.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование к предоставлению конкретных показателей товаров по ряду позиций. Данное обстоятельство увеличивает возможность совершения участниками закупки ошибок при подготовке первой части заявки, и как следствие отказ в допуске к торгам.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заказчиком проводится электронный аукцион: "Оказание прачечных услуг включая стирку, дезинфекцию, отбеливание, обеззараживание IV степени загрязнения, глажку и упаковку".
В Техническом задании содержится сведения о материалах, используемых при оказании услуг.
В п. 29 Информационной карты "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по заполнению" аукционной документации установлено требование к составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66, должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
В п. 33 инструкции по заполнению заявки аукционной документации Заказчиком указано:
"В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки подтверждает свое согласие на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Участник закупки должен раздельно по каждому пункту "Потребности заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг" указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе:
- наименование страны происхождения товара.
Наименование страны происхождения товаров рекомендуется указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях товара, товарном знаке наименовании страны происхождения товара указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки.
- товарный знак (при наличии):
Указание товарного знака (при наличии) требуется в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Указание товарного знака не требуется в случае, если предлагаемый участником закупки товар выпускается и реализуется производителем соответственно без применения к нему товарного знака.
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в "Потребности заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг", являющейся приложением к документации об электронном аукционе:
Указание конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в "Потребности заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг" требуется в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Участник закупки указывает конкретные показатели товара, не допускается использование формулировок "должны быть", "должны", "должен быть", "должен", "должна быть", "должна", "должно быть", "должно", "не более", "не менее", "более", "менее", ставить знаки "+", "-", "_", "+/-", "V" и т.п., за исключением случаев, когда указанным способом показатели товара обозначаются производителем товара.
В случае отсутствия указания в документации об электронном аукционе на единицы измерения показателей следует читать и применять их в соответствии с действующей нормативно-технической документацией; аналогично - в тех случаях, когда единицы измерения установлены заказчиком не в соответствии нормативно-технической документацией.
Использование символов ",", ";", союза "и" при перечислении требований к параметрам и характеристикам товара означает, что данный товар должен обладать всеми перечисленными параметрами и характеристиками. Использование союза "или", "либо" при перечислении требований к параметрам и характеристикам товара означает, что данный товар должен обладать одним из перечисленных параметров и характеристик.
Разъяснение и применение понятий, используемых в показателях товара:
- "не более", знак "" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- "Не менее", знак "" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
- "Более", знак ">" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Менее", знак "<" - означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
- "от_", "Не хуже" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
- "Свыше", "Выше", "Лучше", "Больше" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Ниже", "Меньше" - означает меньшее значение, где показатель имеет более низкое значение;
- "Превышает", "должен превышать" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Не превышает", "не должен превышать" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- "от _ до_" - означает диапазон значений и включает крайние значения;
Если содержатся знаки _, +/- устанавливающие рядом со значением показателя максимальные величины допусков, то такие знаки означают допустимые отклонения и могут не удаляться (оставляются в данной графе без изменения) или участником закупки указывается точное значение показателя, соответствующее заявленному в описании объекта закупки, с учетом применяемых допусков.
В случае наличия в описании товара показателей, принимающих диапазонные значения и сопровождающихся словами (сочетаниями слов) "должно быть диапазоном", "диапазон", "в диапазоне", "пределы", "в пределах", "интервал", "в интервале", участнику закупки следует указать значение в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика, при этом указываются конкретные значения верхней и нижней границы диапазона, которые должны являться включительными значениями. Под включительными значениями подразумевается включение верхней и нижней границы диапазона в область допустимых значений.
В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений.
Если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, то необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика.
Сведения, которые содержатся в заявках на участие в электронном аукционе участников закупки (участников электронного аукциона), не должны допускать двусмысленных (неоднозначных) толкований, в заявках на участие электронном аукционе должны содержаться только достоверные сведения по предмету электронного аукциона.
В случае включения в документацию о закупке, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, проектной документации первая часть заявки на участие в закупке должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, представленное с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.".
Следовательно, размещенная Заказчиком инструкция по заполнению заявки содержит требования по описанию конкретных характеристик поставляемого товара что в свою очередь может ввести участников закупки в заблуждение о необходимости в первой части предоставить конкретные показатели материалов, что может привести к ошибкам при заполнении заявки, которые послужат основанием для отклонения участников.
Предметом закупки является оказание услуг не с поставкой товара, а с использованием (товара) материала.
Таким образом в нарушение требований ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе не относящемуся к предмету закупки чем нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Также данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" из которого следует, что Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Таким образом, Участникам закупки при подаче первых частей заявок достаточно дать согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Допущенные нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в закупке подано 2 заявки, которые признаны Единой комиссией соответствующими положениям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, обе из которых подавали предложения о цене контракта в период проведения Аукциона, а также, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя у Комиссии отсутствует информация о нарушении прав третьих лиц, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о том, что вышеуказанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (ИНН: 6321132539) на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (ИНН: 8901004862) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание прачечных услуг включая стирку, дезинфекцию, отбеливание, обеззараживание IV степени загрязнения, глажку и упаковку", начальная (максимальная) цена контракта - 46 350 000,00 рублей (извещение N 0190200000321008803), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица заказчика, ответственного за утверждение аукционной документации N 0190200000321008803о необходимости представить в срок до 13.10.2021 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию титульного листа утвержденной документации об аукционе;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц -назначается на 15.10.2021 в 15 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31 августа 2021 г. N 089/06/64-482/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021