Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "Диджитал" на действия заказчика Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на приобретение оргтехники в муниципальную собственность (реестровый номер закупки 0167300004121000053),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 02.09.2021 (время: 18:03) поступила жалоба ООО "Диджитал" на действия заказчика Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на приобретение оргтехники в муниципальную собственность.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:
Первый довод. В техническом задании документации о закупке заказчиком указана характеристика по позиции "системный блок" - "количество внутренних отсеков корпуса 3,25 штука 3 и < 5". При этом, отсеков корпуса 3,25 не существует, следовательно, заказчиком установлена несуществующая характеристика поставляемого оборудования, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Второй довод. ООО "Диджитал" направлен 31.08.2021 посредством функционала электронной площадки запрос в адрес заказчика на разъяснение положений документации о закупке. При этом, разъяснения положений документации о закупке не размещены заказчиком в срок предусмотренный частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.N 9100 от 31.08.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Заказчик в поступивших пояснениях указывает, что ООО "Диджитал" в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе направило запрос на разъяснение положений документации о закупке 31.08.2021, в то время, как для данной закупки предельной датой направления запроса на разъяснение положений документации о закупке являлось 30.08.2021. При этом, характеристика по позиции "системный блок" - "количество внутренних отсеков корпуса 3,25 штука 3 и < 5" была указана в строгом соответствии с позицией КТРУ 26.20.15.000-00000001.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Юргинского муниципального района Тюменской области являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на приобретение оргтехники в муниципальную собственность, с начальной (максимальной) ценой контракта 354 999,03 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 26.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300004121000053.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) установлены следующие характеристики требуемого к поставке товара:
N п/п |
Описание объекта закупки *указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели) |
||||||
Наименование объекта закупки (товара) |
Количество |
Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения |
Показатели товара (значения показателей) |
||||
Минимальные и (или) максимальные показатели: |
Показатели, которые не изменяются: |
Показатели, указанные в диапазоне: |
Иные показатели: |
||||
4 |
Системный блок |
5 штук |
Объем установленного модуля оперативной памяти, гигабайт |
|
|
|
|
Объем HDD, терабайт |
|
|
|
|
|||
Скорость передачи данных накопителя HDD при чтении |
|
|
|
|
|||
Версия HDMI |
|
1.4b |
|
|
|||
Возможность блокировки кнопки включения системного блока |
|
да |
|
|
|||
Допустимый максимальный объем увеличения оперативной памяти, гигабайт |
|
|
|
|
|||
Количество COM-портов, штука |
|
|
|
|
|||
Количество внешних отсеков корпуса 5,25, штука |
|
|
|
|
|||
Количество внутренних отсеков корпуса 3,25, штука |
|
|
|
|
|||
Количество внутренних отсеков корпуса 3,5, штука |
|
|
|
|
|||
Количество накопителей типа HDD, штука |
|
|
|
|
|||
Количество портов HDMI, штука |
|
|
|
|
|||
Количество портов USB 2.0 на передней панели, штука |
|
|
|
|
|||
Количество потоков процессора, штука |
|
|
|
|
|||
Количество слотов M.2, штука |
|
|
|
|
|||
Количество ядер процессора, штука |
|
|
|
|
|||
Мощность блока питания, ватт |
|
|
|
|
|||
Наличие встроенного видеоадаптера |
|
да |
|
|
|||
Наличие входного аудиоразъема для микрофона на передней панели |
|
да |
|
|
|||
Наличие выходного аудиоразъема на передней панели |
|
да |
|
|
|||
Наличие интегрированного графического ядра |
|
да |
|
|
|||
Наличие интегрированного звукового контроллера |
|
да |
|
|
|||
Наличие кнопки включения и перезагрузки на передней панели |
|
да |
|
|
|||
Наличие системы охлаждения процессора |
|
да |
|
|
|||
Объем видеопамяти, гигабайт |
|
|
|
|
|||
Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3), мегабайт |
|
|
|
|
|||
Скорость передачи данных сетевого контроллера, мегабит в секунду |
|
|
|
|
|||
Стандарт блока питания |
|
ATX |
|
|
|||
Тепловыделение процессора, ватт |
|
|
|
|
|||
Тип накопителя |
|
HDD |
|
|
|||
Тип оперативной памяти |
|
DDR4 |
|
|
|||
Тип порта видеовыхода |
|
HDMI |
|
|
|||
Частота процессора базовая, гигагерц |
|
|
|
|
|||
Объем оперативной установленной памяти, гигабайт |
|
|
|
|
|||
Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 2.0, штука |
|
|
|
|
|||
Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) |
|
|
|
|
|||
Тактовая частота оперативной памяти, мегагерц |
|
|
|
|
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Дополнительно, в письме ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 отмечается, что если объект закупки включен в каталог товаров, работ, услуг, описывать его следует в полном соответствии с каталогом.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 23.03.2020 N 24-06-07/22512 в случае, если в КТРУ не сформировано описание товара закупаемого заказчиком, в этой связи, заказчик осуществляет описание закупаемого товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Тюменского УФАС России что закупаемое заказчиком оборудование "системный блок" отнесено к позиции КТРУ 26.20.15.000-00000001 "Системный блок" и содержит описание характеристик товара, в том числе такую характеристику как "Количество внутренних отсеков корпуса 3,25, штука ( 3 и < 5)":
Учитывая, что по позиции КТРУ 26.20.15.000-00000001 "Системный блок" сформировано описание товара закупаемого заказчиком, в том числе, оспариваемой подателем жалобы характеристики товара "Количество внутренних отсеков корпуса 3,25, штука ( 3 и < 5)" в этой связи, заказчик установил характеристику закупаемого товара в строгом соответствии с позицией КТРУ.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Податель жалобы не представил каких-либо доказательств, которые бы подтверждали, что указанная в техническом задании характеристика системного блока как "количество внутренних отсеков корпуса 3,25, штука ( 3 и < 5)" не существует.
Таким образом, описание объекта закупки сформировано заказчиком с соблюдением требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, а также разъяснений содержащихся в письме ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19.
В этой связи Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях заказчика каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, и полагает необходимым признать указанный довод жалобы заявителя необоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день.
Частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 17.01.2020 N 24-05-07/2135 "Об указании в документации об электронном аукционе срока предоставления участникам закупки разъяснений ее положений" документация об электронном аукционе должна содержать конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом, заказчик не обязан рассматривать запрос на разъяснение документации об электронном аукционе, который поступил заказчику позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Для расчета даты окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе, с учетом приведенных выше положений Гражданского кодекса РФ, необходимо выполнить следующие действия:
1) отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе три дня, четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе;
2) прибавить к этой дате еще два дня, таким образом, второй день будет являться датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе (то есть до двадцати четырех часов этого дня срока заказчик может давать ответы на запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе, поступившие в последний возможный день срока).
Согласно разделу 9 информационной карты документации об электронном аукционе определены дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе - 03.09.2021 в 10:00.
Разделом 12 информационной карты документации об электронном аукционе установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: с 26.08.2021 по 01.09.2021, при условии направления участником закупки запроса о даче разъяснений с 26.08.2021 по 30.08.2021.
В случае направления участником закупки запроса на разъяснение документации об аукционе 30.08.2021, крайней датой размещения в ЕИС в сфере закупок разъяснений положений аукционной документации в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе является 01.09.2021.
Таким образом, ООО "Диджитал" направив 31.08.2021 посредством функционала электронной площадки запрос в адрес заказчика на разъяснение положений документации о закупке, нарушил срок направления указанного запроса, поскольку предельной датой для его направления является 30.08.2021, (ответ на запрос будет размещен заказчиком не позднее 01.09.2021), поскольку предельная дата 03.09.2021 в указанный расчет срока не включается, а учету подлежат 31.08.2021, 01.09.2021, 02.09.2021 - которые и составляют три дня до даты окончания срока подачи заявок (03.09.2021).
Учитывая, что запрос на разъяснение документации о закупке, поступил заказчику позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (то есть, 31.08.2021), следовательно, заказчик не обязан рассматривать такой запрос на разъяснение документации о закупке.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе основан на неправильном толковании норм Закона о контрактной системе и является несостоятельным.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
Относительно довода подателя жалобы о нарушении заказчиком требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения поступившей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 07.08.2012 N 25125).
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не осуществлялось.
В этой связи, податель жалобы не лишен права обратиться в антимонопольный орган с отдельным заявлением, оформленным в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о защите конкуренции, поскольку подача жалоб в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции не предусмотрена функционалом ЕИС в сфере закупок.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО "Диджитал" необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Тюменским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе проведения которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Закона о контрактной системе нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства РФ или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" утверждены правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что подпунктом "ж" пункта 8 Постановления Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 раздел "Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) утратил силу с 28.08.2021, однако, извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в ЕИС в сфере закупок 26.08.2021, следовательно, требования Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) распространяются на рассматриваемую закупку.
Согласно пункту 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Согласно обоснованию невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок размещенному заказчиком в ЕИС в сфере закупок в виде отдельного файла следует:
1. Обстоятельство, предусмотренное порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок): в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
2. Класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки: не установлен в связи с отсутствием соответствующего класса в едином реестре российской радиоэлектронной продукции;
3. Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция: не установлены в связи с отсутствием соответствующего класса в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, которому должна соответствовать радиоэлектронная продукция.
В приведенном заказчиком обосновании, в качестве обоснования, обуславливающего невозможность соблюдения ограничений, указаны подпункты "а", "б", "в" пункта 2 Порядка подготовки обоснования.
В таком случае, заказчик обязан указать в обосновании сведения, предусмотренные подпунктом "г" пункта 3 Порядка подготовки обоснования.
В обосновании, представленном заказчиком в составе аукционной документации, отсутствуют сведения, предусмотренные подпунктом "г" пункта 3 Порядка подготовки обоснования.
При этом, в заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в отношении товаров: принтер, многофункциональное устройство, источник бесперебойного питания - в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке.
В отношении товаров: монитор, системный блок - по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам (в том числе их параметры) не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Также необходимо отметить, что в обосновании размещенном заказчиком, не указана информация по которой заказчик определяет класс радиоэлектронной продукции планируемой к закупке, а также не указаны функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры) закупаемых товаров которые не соответствуют установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. При этом, в обосновании отсутствует необходимая конкретизация применительно к закупаемой заказчиком радиоэлектронной продукции по каждой товарной позиции. Указанное обстоятельство указывает на несоответствие обоснования заказчика требованиям Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что основания для выдачи в адрес заказчика обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе отсутствуют, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителя закупочной процедуры.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Диджитал" на действия заказчика Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на приобретение оргтехники в муниципальную собственность (реестровый номер закупки 0167300004121000053) необоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Юргинского муниципального района Тюменской области нарушившей требования части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в адрес заказчика не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 сентября 2021 г. N 072/06/44/163/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2021