Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "МФКЦ" (вх. 14523) 27.08.2021 года на действия Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0801500001121000873 "Выполнение работ по разработке предложений по установлению границ зон затопления р.Белая и её притоками г.Уфа ГО г.Уфа Республики Башкортостан".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным учреждением представлена информация по закупке N 0801500001121000873.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает: Просим в Раздел N 2. Общие сведения: Соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона внести альтернативный вариант:
Соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона:
Наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) с видом работ: проведение наблюдений за состоянием окружающей сред, физическими и химическими процессам, происходящими в окружающей среде, для определения её гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений с учетом требования п.23 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 г. N1845, о переоформлении лицензии с видом работ: работы по определению гидрологических характеристик окружающей среды
ИЛИ
Наличие Свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (инженерные изыскания) с наименованиями видов работ : Работы в составе инженерного-гидрометеорологических изысканий: метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов; изучение опасных гидрометеорологических процессов и явлений с расчётами их характеристик.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки па участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании, в частности специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Положениями статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Так, в силу пункта 45 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
Комиссией установлено, что п. 19.1 документации указано:
19.1 |
Соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона |
ТРЕБУЕТСЯ 1. Наличие лицензии на выполнение работ со сведениями, составляющими государственную тайну. 2. Наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) с видом работ: проведение наблюдений за состоянием окружающей сред, физическими и химическими процессам, происходящими в окружающей среде, для определения её гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений с учетом требования п.23 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 г. N1845, о переоформлении лицензии с видом работ: работы по определению гидрологических характеристик окружающей среды 3. Наличие лицензии на геодезическую и картографическую деятельность с видом работ: создание и (или) обновление государственных карт и государственных топографических планов. |
Согласно Постановлению от 16.11.2020 N 1845 Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее - Положение о лицензировании).
Пункт 2 Положения о лицензировании деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):
а) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
б) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
в) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее аэрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
г) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее климатических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
д) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
е) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения её океанологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
ж) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гелиогеофизических характеристик (в том числе околоземного космического пространства), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
з) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее агрометеорологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
и) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
к) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения почв, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
л) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, храпение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
м) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
н) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения почв, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
о) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется: Выполнение работ по разработке предложений по установлению границ зон затопления р.Белая и её притоками г.Уфа ГО г.Уфа Республики Башкортостан.
Требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях установлено в соответствии с предметом закупки.
Согласно письменным пояснениям Заказчик и Уполномоченного учреждения: "Податель жалобы, анализируя п. 6.2 Технического задания, просит внести изменения в раздел 3 Технического задания, установив возможность предоставления вместо соответствующей лицензии Свидетельство о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 6.2 Технического задания предусмотрено выполнение инженерно-гидрометеорологических работ в объеме необходимом для выполнения работ по установлению границ зон затопления: изучение гидрологического режима водных объектов и опасных гидрометеорологических процессов и явлений с расчетами их характеристик (гидрологические расчеты).
Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 33-101- 2003 "Определение основных расчетных гидрологических характеристик", одобренному постановлением Госстроя Российской Федерации от 26 декабря 2003 года N 218 гидрологические расчеты - это раздел инженерной гидрологии, в задачи которого входит разработка методов, позволяющих рассчитать значения различных характеристик гидрологического режима.
Между тем, согласно статье 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Свидетельство о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено только Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624.
Между тем, указанное свидетельство требуется в отношении работ, которые сопровождаются значком "*". Аналогичный вывод подтверждается решением Челябинского УФАС России от 27 апреля 2016 года по делу N 303- ж/2016, решением Хакасского УФАС России от 17 июня 2014 года по жалобе N 94/КС, решением Якутского УФАС России от 11 марта 2013 года по делу N 06-56/1 Зт.
Пункты Перечня, на которые ссылается податель жалобы, а именно:
3. Работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий
3.1. Метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов
3.2. Изучение опасных гидрометеорологических процессов и явлений с расчетами их характеристик символом "*" не отмечены, следовательно, на них не распространяются положения о предоставлении Свидетельства.
Из анализа перечня особо опасных и технически сложных, а также уникальных объектов установленных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что к ни к одному из перечисленных в указанной статье объектов, гидрологические расчеты не относятся.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Согласно Письму Минфина России от 22 апреля 2020 года N 24-02- 08/32463 в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Необходимость предоставления лицензии участником закупки подателем жалобы не оспаривается.
На основании вышеизложенного, техническое задание составлено в соответствии с требованиями законодательства".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МФКЦ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 2 сентября 2021 г. N ТО002/06/105-1775/2021 (ключевые темы: окружающая среда - наблюдение - распространение сведений - инженерные изыскания - подготовка проектной документации)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2021