Резолютивная часть решения объявлена "02" сентября 2021 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "07" сентября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_>
|
- <_>; |
- при участии посредством видеоконференцсвязи представителя Заявителя - <_>,
- <_>;
рассмотрев жалобу <_> на действия государственного заказчика - <_>, уполномоченного учреждения - <_> о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение от 13.08.2021 N 0878500000221000421), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба <_> (далее - <_>, Заявитель) от 26.08.2021 вход. N 02/5-1090 на действия государственного заказчика - <_> (далее - <_>, Заказчик), уполномоченного учреждения - <_> (далее - <_>, Уполномоченное учреждение) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение от 13.08.2021 N 0878500000221000421).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявителя указано следующее:
"Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 минимальная обязательная доля закупок российских товаров по коду ОКПД2 26.20.11 "Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника" в 2021 году установлена в размере 50% от объема закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году (п/п N 14 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014).
Из части 1 статьи 16 Закона о контрактной системе следует, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с планом-графиком заказчика, размещенного в ЕИС, приобретение ноутбуков в 2021 году заказчиком планируется на сумму не более 61 866 895,40 рублей.
При таких обстоятельствах, при подготовке закупки на поставку ноутбуков на сумму 42 824 892,50 рублей заказчик обязан предпринять меры по соблюдению минимальной обязательной доли закупок российских товаров по коду ОКПД2 26.20.11,в том числе при подготовке описания объекта закупки (часть 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Частью 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, заказчик обязан закупить ноутбуки российского происхождения на сумму не менее 30 933 447,70 руб., а при описании объекта закупки указать характеристики российского товара.
В рассматриваемом случае заказчик намерен закупить китайский товар, подтверждением чего служат обстоятельства, предшествующие подаче настоящей жалобы.
15 июля 2021 года заказчик разместил извещение о закупке N 0878500000221000356 на поставку ноутбуков на сумму 42 824 892,50 рублей.
В связи с тем, что заказчиком не было установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 мы подали жалобу в УФАС по Еврейской автономной области и приложили письмо <_> о полном соответствии ноутбука Аквариус требованиям заказчика, в связи с чем должно быть установлено ограничение на допуск китайских ноутбуков.
Решением УФАС по Еврейской автономной области закупка была отменена.
13 августа 2021 года заказчик повторно размещает закупку в ЕИС под N 0878500000221000421 на сумму 42 824 892,50 рублей.
Однако по нескольким характеристикам товара заказчик изменяет показатели, чтобы исключить возможность поставки российского товара (письмо <_> от 20.08.2021 N 2288).
Как видно стоимость ноутбуков с 19.02.2021 по 12.08.2021 не изменилась, однако требования к товару заказчика существенно выросли с того момента.
Изменения внесены заказчиком только после того, как мы заявили о соответствии ноутбука Аквариус всем требованиям заказчика. Считаем, что внесенные изменения заказчиком в характеристиках товара направлены на то, чтобы не допустить до участия в торгах ноутбук Аквариус.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, не учтены характеристики российского товара. Более того, заказчиком целенаправленно изменены характеристики, чтобы не позволить российскому товару принять участие в торгах.
Действия заказчика нарушают требования части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Нарушение прав заявителя состоит в следующем:
Программа по обеспечению импортозамещения промышленности РФ реализуется правительством РФ с сентября 2014.На сегодняшний день все государственные заказчики обязаны:
- соблюдать минимальную долю закупок товаров российского происхождения;
- при закупке предоставлять преимущества российским товарам (путем установления запретов и ограничений для иностранных товаров);
- при расчете НМЦК учитывать стоимость российских товаров.
На практике, государственные и муниципальные заказчики ищут "лазейки" в законе, формально составляют обоснование невозможности постановления N878 для того, чтобы китайские товары участвовали наравне с российскими (т.е. на практике механизм импортозамещения не работает).
В данном случае, действиями заказчика мы, как представитель российского производителя Аквариус лишены не только преференций по постановлению N 878 (по нашему мнению должны устанавливаться ограничения для иностранных товаров), но и в принципе возможности принять участие в самой закупке.
Действия заказчика по установлению характеристик товара, которые не позволяют российскому производителю участвовать в закупке, совершены непосредственно после того, как мы представили доказательства возможности поставки российского товара в предыдущей закупке (N 0878500000221000356)".
В адрес Еврейского УФАС России поступили возражения Заказчика по жалобе Заявителя (вход. N 01/5-846 от 01.09.2021), в которых указано следующее:
"Доводы, изложенные в жалобе <_> о нарушении правил описания объекта закупки согласно части 1.1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), считаем необоснованными по следующим обстоятельствам:
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее - Постановление N 2014) с 01.01.2021 на заказчика возложена обязанность по выполнению минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Следовательно, минимальная доля закупок по Постановлению N 2014 может не выполняться заказчиком, если закупаемый товар находится в перечне Постановления N 2014, но ограничение допуска товаров происходящих из иностранных государств не установлено.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 предусмотрено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 Постановления N 878 является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 878, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Так, в соответствии с Постановлением 878 в отношении товара, указанного в Технической части документации о проведении аукциона на поставку оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - аукцион, закупка), подготовлено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обстоятельство, обуславливающее невозможность соблюдения ограничения:
Подпункт "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 878, а именно: радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой закупке радиоэлектронной продукции.
Таким образом, товар (радиоэлектронная продукция), включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке товара (радиоэлектронной продукции).
Следовательно, в данном случае при закупке продукции радиоэлектронной промышленности, характеристики закупаемого товара в реестре не подходят заказчику, ограничение допуска по Постановлению N 878 не устанавливается. В таком случае при закупке данного товара не устанавливается минимальная доля закупок по Постановлению N 2014.
Доводы заявителя о том, что "В рассматриваемом случае заказчик намерен закупить китайский товар, подтверждением чего служат обстоятельства, предшествующие подаче настоящей жалобы..." абсолютно безосновательны.
Во-первых, 02.08.2021 комиссия УФАС по ЕАО по контролю в сфере закупок вынесла решение по делу N 079/06/106-21/2021 о признании жалобы заявителя обоснованной, только в части пункта 3 жалобы (по вопросу, что в одну закупку нельзя включать продукцию, внесенную в Реестр и отсутствующую в нем). Комиссия по доводам 1 и 2, изложенным заявителем в жалобе не нашли своего подтверждения.
Во-вторых, не установление ограничения в соответствии с Постановлением N 878 не только не ограничивает участие в закупке, а наоборот, дает возможность участия в закупке неограниченному кругу лиц, в том числе участникам, предлагающим товар российского происхождения, не включенного в Реестр, так как Реестр формируется на основе добровольных заявлений и не обязывает каждого производителя российской продукции подавать такие заявления о включении производимого товара в Реестр.
Отсутствие ограничения участия в закупке неограниченного круга лиц подтверждает и тот факт, что в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 27.08.2021 поступило 8 заявок, из которых пять участников закупки предложили товар, со страной происхождения - Российская Федерация и 3 участника - предложили товар, со страной происхождения - Китайская Народная Республика.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 30.08.2021, в аукционе приняли участие два участника закупки с порядковым номером 4 и 6, предложившие к поставке товар, со страной происхождения - Российская Федерация.
При этом заявитель так же мог принять участие в аукционе независимо от установления или не установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878 (наличия или отсутствия обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств).
Также в жалобе заявитель указывает, что при повторном размещении закупки в ЕИС по нескольким характеристикам товара заказчик изменил показатели, чтобы исключить возможность поставки российского товара, при этом стоимость ноутбуков не изменялась, однако требования заказчика существенно выросли.
Данные выводы также не обоснованы, Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
При формировании технической части заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности.
При подготовке технической части заказчиком пересмотрены характеристики товара в сторону улучшения.
С учетом изменившихся характеристик товара заказчиком были направлены запросы потенциальным поставщикам о предоставлении ценовой информации.
На основании поступивших коммерческих предложений, учитывая ценовое предложение каждого, НМЦК не изменилась.
Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика и является обоснованным. Обоснование невозможности соблюдения ограничения, размещенное в ЕИС, составлено надлежащим образом и не противоречит положениям Постановления N 878, N 2014 и Закону N 44-ФЗ.".
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, возражения Заказчика, заслушав представителей Уполномоченного учреждения и Заявителя, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик и Уполномоченное учреждение обязаны соблюдать требования Закона о контрактной системе.
13 августа 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО "ЕЭТП" по адресу: http://roseltorg.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0878500000221000421 и документация об электронном аукционе. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:
- ИКЗ: 212790152572979010100100030050000242;
- наименование объекта закупки: поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование";
- начальная (максимальная) цена контракта: 42 824 892, 50 руб.;
- дата проведения электронного аукциона: 30.08.2021;
- срок поставки товара: в срок до 30.10.2021;
- источник финансирования: федеральный бюджет; бюджет субъекта Российской Федерации;
- преимущества: участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 20%;
- ограничения: запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона о контрактной системе:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
|
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
|
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Присутствуют |
Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", приведено отдельным файлом в составе документации об аукционе |
|
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Присутствуют |
|
По доводам жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 1.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" согласно Приложению установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
В соответствии с извещением о проведением электронного аукциона и Документацией объектом закупки является поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в настоящей статье содержится информация, указанная в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в настоящей статье, содержится информация, указанная в ст. 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При закупке компьютерного оборудования необходимо обратить внимание на запреты, ограничения и условия допуска, установленные в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), содержащий в том числе товары с кодом ОКПД2 "26" "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Постановлением N 878 установлены правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В соответствии с п. 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Заказчиком в извещение о проведении электронного аукциона и в п. 46 Информационной карты Документации указана информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в том числе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В извещении о проведении электронного аукциона и в р. 3 Документации "Техническая часть установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться по следующим товарам:
- ноутбук, КТРУ: 26.20.11.110-00000140.
Установлено, что Уполномоченным учреждением 13 августа 2021 года, одновременно с размещением извещения о проведении электронного аукциона N 0878500000221000421, в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обоснование составлено в соответствии с Порядком, установленным Постановлением N 878.
Обжалуемая закупка осуществляется не в целях выполнения минимальной доли закупок, таким образом, Заказчиком и Уполномоченным учреждением при осуществлении рассматриваемой закупки не могла быть нарушена ч. 1.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу <_> на действия государственного заказчика - <_>, уполномоченного учреждения - <_> о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение от 13.08.2021 N 0878500000221000421) признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 7 сентября 2021 г. N 079/06/106-25/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2021